"В комедии я решил собрать
все дурное в росии и посмеяться над
всеми сразу", - писал Н.В. Гоголь - автор
пьесы "Ревизор". Действительно, в
сюжете этой комедии отражена вся Россия
начала 19 века.
С самых
первых слов героев описывается весь
хаус жизни городов: беззаконие, грязь,
вранье. Каждое явление открывает нам
атмосферу тех времен.
Н.В.
Гоголь взял за основу уездный городок,
от куда "хоть 3 года скачи ни до олного
государства не доскочишь". Городом
управляет городничий - человек приклонного
возраста, неглупый по-соему. Имея высокий
чин, он закрывает глаза на происходящее
в городе. В его "свиту" входят:
попечитель богоугодных заведений,
судья, смотритель училищ и прочие
чиновники высшего класса. Каждый видит
разруху, но думает прежде о своем
достатке. Гуси с гусятами под ногами,
белье на каждом шагу, охотничий арапник
в судебном здании, куда люди идут,
искренне надеясь на помощь; грязные
больные, вскармливаемые капустой в
больницах - все это оставалось бы без
изменений, если б не один каверзный
момент - приезжает ревизор! В голосах
присутствующих можно различить
растерянность, дрожь, но режде всего
страх за свои удобства и роскошь. Чтобы
оставить все, как прежде, они готовы на
все, лишь бы уголить гость из Петербурга.
Сами не зная того, чиновники, городничий,
его жена и дочь впутываеются в клубок
тесно связанных ситуаций, основанных
на вранье. Обычный приезжий из северной
столицы становится обладателем высокого
чина. Как говорится : "У страха глаза
велики", и поэтому каждое слово, каждый
жест лжеревизора все более заостряют
их фантазию.
Ничто
не понимавший Хлестаков был заметно
удивлен столь пристальным вниманием.
Сам он - человек со слабой волей, который
не прочь поиграть в карты на последние
деньги или пофлиртовать с барышнями.
Быстро сорентировавшись в сложившейся
ситуации, он ловко использует ее в своих
интересах и ничем не отличается от
городничего и его приблеженных, ведь
он наконец получил возможность пустить
пыль в глаза. Зная несколько крылатых
выражений, Хлестаков умело доказал свою
столичную персону речами, но все же
топчется на одном месте порой в самых
элементарных предложениях. Все больше
впутываясь в колесо событий, Хлестаков
отчаянно верит в свою ложь. Смешно
видеть, как нелепо выходит он из ситуаций,
полученных в результате своей лживых
рассказов. Балы, обеды из Парижа, свои
сочинения в известных журналах - пределы
мечтаний любого 25летнего парня того
времени, а здесь, где ему верят, где и он
сам себе верит можно еще более преукрасить
свою натуру.
Немаловажным
моментом является беспорядки в городе,
взятничество. Каждый чиновник в начале
оправдывает свой грешок, считая, что
борзые щенки - это мягко говоря подарок
за указанную услугу. Горничий ходит в
стахе по поводу высеченной им
унтер-офецерскую жены(что категорически
запрещенно) и за купцов, которые могут
донести о несправедливости его службы.
Все неполадки в городе он хочет закрыть
ремонтом некоторых улиц. Хлестаков,
представленный как умелый актер, в
открытую берет деньги в долг с каждого
пришедшего. Его не волнуют городские
проблемы, вызванные несправедливой
властью, коррупцией, ведь он уедет от
сюда через пару дней навсегда, не
обернувшись на ужасную картину в
городе.
Все проиграли
в этой борьбе за сладкую жизнь. Ее
невозможно построить на чужой беде,
ведь все люди планеты связаны тонкими
нитями жизненных путей. Изучая историю
России, в сердце ликует нож от нечеловечности
в стране. С каждым новым поколением
феодолизм и деспотизм тянули наших
соотечественников во мрак, делая из
россиян дикарей, боровшихся за теплое
место под солнец. Городничий, обращаясь
к зрителям, говорит:"Что смеетесь?
Над собой смеетесь!" Да, смех, но сквозь
горькие слезы отчаяния. Россия, давшая
миру стольких поистину великих людей,
много столетий жила в темноте. Но эта
наша Родина, и теперь наш черед не
допустить этих беспорялков, жить в
согласии и в мире.