Хлестаков – это самый главный
персонаж комедии. Благодаря ему в городе
всё всполошилось, и начали рассматривать
этого «ревизора». Ещё до самого появления
Хлестакова на сцене читатель понимает,
что он никакой не «ревизор», а всего-навсего
мелкий чиновник. В этом ему [читателю]
помогает Осип – слуга Хлестакова –
который рассказывает всем про него.
Полностью сущность героя раскрывается
в течение всей комедии, после умозаключений
о его поступках, отношении к другим
действующим лицам и т. д.
Приехав
в город, Хлестаков растерялся, нашёл
себе гостиницу и стал в ней жить. Он не
пользовался никакими способами повысить
свою репутацию и, даже когда местные
жители приняли его за ревизора, не сумел
этим воспользоваться и действовал
согласно своим инстинктам выживания,
так как был достаточно глуп и ни в чём
особо не разбирался. Он не задумывается
над тем, кем его считают, думает, что он
и так достаточно хорош, чтобы не думать
о себе; в таких суждениях ему помогают
утвердиться местные жители и чиновники,
с которыми он сразу по непонятной для
него самого причине начинает общаться.
Для него слишком сильны чувство
собственного достоинства (что, впрочем,
очень хорошо, так как говорит о том, что
Хлестаков себя уважает и не опустился
ниже своей планки), но на самом деле это
говорит о намного худшем: что Хлестаков
плохо знает себя и не умеет собой
управлять так, как это необходимо, так
как он – не лучший человек, а думает,
что таковой. На самом деле он ничтожнейший
человек и жальче его натуры трудно
кого-либо представить. Попав в атмосферу
страха и уважения других людей, он
выглядит ещё более смешным, так как, не
умея быть таким, каким его все представляют,
он вёл себя очень смешным образом.
То,
что с ним такое случилось, говорит о
сильном упадке общества, о том, что оно
стало настолько мелочным и ничтожным,
что не может отличить «ревизора» от «не
ревизора». Отношения между всеми людьми
в городе извращены и нежизненны; так
что даже такой глупый и пустой человек,
как Хлестаков, заставил людей пугать
самих себя. Он не понимал того, что он
делает, совершал поступки бессознательно.
Всю жизнь проработав в канцелярии, он
мечтал побывать значимым и по-настоящему
полезным кому-то и, когда представился
этому хороший случай, он с удовольствием
стал вести себя как важный человек.
Перед ним открылось поле деятельности,
которым он пользовался только в легальных
целях: чтобы принять всю похвалу и
почести на себя, почувствовать себя
уважаемым человеком, – обманывать
чиновников он не хотел. Он лишь выдумывал
несуществующее про себя и, самое
невероятное, верил себе, что ещё раз
говорит о том, что он совершает свои
поступки авантюрно и плохо разбирается
в себе.
Городничий не
смог раскусить Хлестакова (хотя в прежнее
время раскусывал и ещё более хитрых
персонажей), потому что тот был не
настоящим «городничим» и не настоящим
«хитрым»; у него были методы подхода к
обоим этим типам, но к такому, каким был
Хлестаков, – не было.
Описанное
в комедии очень фантастично (нечасто в
уездных городах путают ревизоров с
мелкими чиновниками) и очень подходит
под гоголевское авторство; Гоголь всегда
писал про что-нибудь невообразимое и
фантастичное, вместе с тем смешное –
этот случай не исключение: в нём
описывается смешная судьба пустого и
ничтожного человека в обществе льстящих
ему людей и фантастичность его положения.
Его тип является хаотичным и пустым
проявлением нашей жизни и, попадая в
отличающиеся от хаотичности ситуации,
он выглядит курьёзно и нереально.