Перу Н. В. Гоголя принадлежат
сотни замечательных произведений,
ставших достоянием не только русской,
но и мировой литературы. Противоречивая
натура писателя уже много лет вызывает
споры и дебаты. Я же убеждена: талант
Гоголя огромен и самобытен, и во всей
литературе ему нет равных как
писателю-сатирику. Комедия "Ревизор"
- мое любимое произведение.
"В
"Ревизоре" я решил собрать в одну
кучу все дурное в России, какое я тогда
знал... и за одним разом посмеяться над
всем" - так был определен замысел
комедии автором.
Перед
нами уездный городок, целая страна, где
есть и просвещение, и здравоохранение,
и многое другое. В нем успешно процветают
взяточничество, лихоимство, казнокрадство.
Каждый чиновник "успешно" выполняет
свои "обязанности". Городничий
соответственно чину берет взятки часто
и в больших размерах. Ляпкин-Тяпкин по
праву считается вольнодумцем. Больные
в богоугодных заведениях ходят в грязных
халатах.
Совершенно
случайно среди этого беспорядка
оказывается некто Хлестаков, которого
все принимают за ревизора. В образе
мелкого петербургского чиновника Гоголь
показал хлестаковщину как особое
порождение эпохи, типическое явление.
В
"Замечаниях для господ актеров"
автором дается следующая характеристика
героя: "Несколько приглуповат и, как
говорят, без царя в голове. Говорит и
действует без всякого
соображения".
Действительно,
с самого начала Хлестаков показывает
себя как человека до крайности
легкомысленного и пустого: просадив
все деньги, присланные отцом, обедает
в долг, не думая, что расплачиваться ему
нечем. Далее - он без стыда и тени смущения
просит руки дочери городничего, не думая
о том, что секунду назад объяснялся в
любви его жене. Мысль Хлестакова суетливо
перескакивает с одного предмета на
другой, не анализируя и ни на нем не
останавливаясь: начав с униженных
обещаний заплатить за обеды и комнату
при встрече с городничим, заканчивает
угрозами обратиться с жалобой к министру.
И это - на протяжении одной минуты. По
случайности его слова приходятся очень
кстати - городничий уверовал, что перед
ним действительно не кто иной, как
ревизор.
В следующих
сценах обнаруживается еще одно
замечательное качество Хлестакова -
несдержанность, хвастовство, стремление
пустить пыль в глаза. Куда только не
заносит Хлестакова в момент вдохновения!
Он и с Пушкиным на короткой ноге, он и
автор "Юрия Милославского", он и
департаментом однажды управлял. Просто
лавина лжи, впрочем, неумной, неубедительной,
зато вдохновенной, естественной,
природной. О Хлестакове можно сказать:
лжет с наслаждением, как ребенок, и сам
верит в свою ложь, и тем самым вырастает
в собственных глазах. Герой не догадывается,
почему к нему так благоволя - он находит
это естественным и правильным. И завтрак
в богоугодном заведении на рассматривается
им как "подмазывание"; он с искренним
удивлением спрашивает: "Что, у вас
каждый день бывает такой?" посещение
всех чиновников - тоже само собой
разумеющееся явление. О том, что ему
давали взятки, он сразу не догадывается
- думает, что "чиновники зги добрые
люди, это с их стороны хорошая
черта".
Хлестаков
пришелся по душе обществу. Пустота,
"легкость в мыслях необыкновенная",
ложь и позерство никого не коробят. В
герое есть светский лоск: он знает три
слова по-французски, говорит выспренним,
нелепым и смешным языком, недурен собой
-этого оказалось достаточно.
Каким
же образом такому человеку удается
сыграть роль далеко не самую обычную7
Ответ автора прост и глубоко мотивирован
с точки зрения законов мира подлецов.
Во-первых, страх, сознание собственной
вины отнимает разум у чиновников. С
другой стороны, "вертопрах" Хлестаков
без особого труда вошел в роль, сумел
внушить всем страх и уважение потому,
что, будучи беспринципен и до крайности
легкомыслен, он смело шел там, где
остановился бы всякий порядочный человек
Отсюда и горькая ирония Гоголя:
беспринципность правит миром. В нелепом
с точки зрения здравого смысла поведении
Хлестакова есть своя логика. Он действовал
по образу и подобию тех, кого видел
вокруг В желании героя играть роль выше
той, которая предназначена ему в жизни,
заключается сущность характера
Хлестакова.
В
пронырливости героя отразились черты
николаевской эпохи, когда стали процветать
выскочки, люди недалекие, но умеющие
приспосабливаться к обстоятельствам
за счет беспринципности. Сущность
Хлестакова и хлестаковщины определена
самой природой общества.