Прежде чем рассмотреть финальную
сцену, где происходит чтение письма
Хлестакова, вернуть которого не
представляется возможным, так как по
распоряжению городничего ему отдали
лучших лошадей, заглянем в предыдущий
текст.
Перечитаем еще
раз отдельные сцены и эпизоды,
повнимательнее всмотримся в жизнь
захолустного, забытого Богом городишки,
от которого "хоть три года скачи, ни
до какого государства не доедешь".
Патриархальная простота провинциальных
нравов заставляет городничего без
лишней дипломатии сообщить чиновникам
о приезде ревизора. Забавно слушать при
этом глубокомысленное мнение самого
"просвещенного и вольнодумного"
человека в городе, Аммоса Федоровича
Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот
приезд политическими причинами, тем,
что Россия хочет вести войну. Смешно
само сопоставление внешней политики
России и убогих, мелких интересов
провинциальных чиновников.
Распоряжения
городничего своим подчиненным о принятии
спешных мер перед приездом ревизора
сразу дают представление о положении
дел в городской больнице, суде, школах.
Везде беспорядок, грязь, воровство. Так
и видишь больных в грязных колпаках,
курящих крепкий табак, которые очень
смахивают на кузнецов. Такое сравнение,
сделанное городничим, смешно и грустно
одновременно, потому что за этим
скрывается полная беспомощность
несчастных больных людей, которые
полностью зависят от мерзавцев и
мошенников.
Забавная,
типично провинциальная деталь о гусях
с гусенками, шныряющими под ногами
посетителей присутствия, довольно
прозрачно намекает на то, в каком
состоянии находится правосудие в городе.
Сама фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина не
требует дополнительных комментариев.
Пронизаны юмором рассуждения
Сквозник-Дмухановского о школьных
учителях, например/о том, который, взойдя
на кафедру, обязательно делает жуткую
гримасу, которая может быть неправильно
истолкована господином ревизором.
Лука
Лукич Хлопов, насмерть перепуганный
смотритель уездных училищ, полностью
соглашается с городничим, вспоминая,
как из-за подобного поведения этого
учителя он получил выговор за то, что
юношеству внушаются вольнодумные мысли.
Это уже не смешно, потому что в России
30-х годов XIX века, изображенной в комедии,
беспощадно подавлялись и преследовались
прогрессивные, свободолюбивые взгляды.
Особенно это касалось учебных заведений,
которые считались рассадниками вредных
антиправительственных идей.
Говоря
о действующих лицах своей комедии,
Гоголь назвал ее единственным честным
героем — смех. Действительно, пьеса
полна смешных положений, неожиданных
ситуаций, комических ошибок, иронических
замечаний, саркастических характеристик.
Даже сам сюжет комедии строится на том,
что чиновники, перепуганные вестью о
приезде могущественного ревизора,
принимают за него пустого и ничтожного
Хлестакова. Эта ошибка в финале комедии
создает гротескную ситуацию, когда
хитрый, грубый и деспотичный городничий
сам становится жертвой обмана. Вызывают
смех полные бессильной ярости слова
городничего о том, что он "мошенников
над мошенниками обманывал", "даже
трех губернаторов обманул". Зрительный
зал дрожит от смеха, а городничий бросает
в публику убийственную реплику: "Чему
смеетесь? Над собой смеетесь!.." Эти
слова предлагают всерьез задуматься
над тем, что же заставляет нас так весело
смеяться на представлении гоголевской
комедии.
Не то ли, что
"городничий — глуп как сивый мерин",
"почтмейстер — подлец, пьет горькую",
"надзиратель за богоугодным заведением
Земляника — совершенная свинья в
ермолке", "смотритель училищ
протухнул насквозь луком", "судья
Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени
моветон"... Все эти характеристики из
письма тоже пустого человечка Хлестакова
злы, но правдивы. Чиновники этого
провинциального городка носят маски и
ужасно боятся, что кто-то увидит их
истинную сущность. Именно страх заставляет
их принять пустышку Хлестакова за
ревизора. И не увидеть его вранья за
своей собственной лживой сущностью.