Н. В. Гоголь написал повесть
«Тарас Бульба» в 1834г., впоследствии она
вошла в цикл «Миргород». Там он описал
жестокий XV век, когда на Русь с юга и
запада непрестанно нападали враги.
Однако на их пути находилась Запорожская
Сечь – свободные земли, куда бежали
крестьяне, чтобы стать козаками. Это
было выгодно России: любой, кто хотел
на нее напасть, предварительно сталкивался
с козаками, и, как правило, не проходил
дальше. Поэтому русские цари терпели
запорожскую вольницу, и даже иногда
снабжали провиантом. Козаки
не были образованы, только самые знатные
запорожцы отправляли своих сыновей
учиться основам грамоты в бурсу, хотя
зачастую им это не нравилось, к примеру,
Остап Бульба несколько раз закапывал
свой букварь в землю, перестав это делать
только тогда, когда отец пригрозил на
двадцать лет отправить его в монастырь.
Большинство козаков к образованию
относились презрительно: это, мол «ка
зна що» и «плевать на все это». Нравы
Сечи были суровы, например «если козак
проворовался…, его привязывали к
позорному столбу и клали возле него
дубину, которою всякий проходящий обязан
был нанести ему удар, пока таким образом
не забивали его насмерть». Сурова и
«казнь, определенная за смертоубийство»:
«вырыли яму, опустили туда живого убийцу
и сверх него поставили гроб, заключавший
тело им убиенного, и потом обоих засыпали
землею» На Сечи у них
были только два занятия: гулянки и война.
Когда козаки пропивали все имущество
в окрестных кабаках, они шли в поход в
окрестные земли, разбойничали, грабили
и убивали. А подходящий повод всегда
находился. Поход на
окрестные земли за добычей всегда был
событием в жизни казаков. Для похода
было достаточно того, к примеру, что
козакам просто надоедало сидеть на Сечи
или из-за необходимости обучить молодых,
еще не воевавших козаков. «Казалось,
больше пировали они, чем совершали поход
свой». Ужасающей толпой они уничтожали
все, что встречали. «Избитые младенцы,
обрезанные груди у женщин, содранная
кожа с ног по колена у выпущенных на
свободу, – словом, крупною монетою
отплачивали козаки прежние долги» -
пишет Гоголь. Притом свою мотивацию они
зачастую подстраивали под потребности:
к примеру, для нарушения клятвы о
ненападении на турецкого султана они
видят достаточным то, что у козаков
кончились деньги. Поводом
для нападения на Польшу становятся
слухи о притеснении жидами христиан,
но истинная причина остается той же,
что и всегда. После того, как козаки
узнают об этом, первым их действием
становится убийство и погром всех жидов
на Сечи, не имеющих никакого отношения
к польским. Козакам просто необходимо
выместить на ком-то свое негодование,
да и не любят они местных торговцев,
которым все задолжали денег. Таковы
были жестокие реалии того времени, и
это никому не казалось
противоестественным. Справедливости
ради следует заметить, что их противники
– поляки не сильно от них отставали. В
то время, как козаки опустошали земли,
поляки их захватывали и насильно
прививали их обитателям свою веру,
традиции и обычаи. Не чужды им были и
зверства: во время казни Остапа площадь,
где исполняется приговор, больше
напоминает театр. Люди переговариваются
между собой, обсуждают происходящее, и
никому это не кажется страшным или
противным. В эпизоде
казни Остапа так же проявляется жестокая
натура козака Тараса: он испытывает не
столько жалость к своему сыну, сколько
гордится его стойкостью, что Остап
поступил так, как Тарасу казалось
правильным, не показав своих мучений
ляхам и не опозорив козачество. Второго
своего сына Тарас вообще спокойно и
хладнокровно убил, и никто из запорожцев
не осудил его, кроме Остапа, не до конца
оформившегося в качестве козака и еще
помнящего о нормах морали и
нравственности. Гоголь
повествует, никак не показывая своего
отношения к происходящему, а как бы
давая «историческую справку», описывая
суровую реальность тех времен. «Жестокий
век, жестокие сердца». Гоголь как бы
оставляет оценку читателю. В
недавнее время по мотивам повести был
снят художественный фильм. Его авторы
добавляют логические обоснования и
мотивы жестокости козаков для улучшения
восприятия картины. В фильме козаки
предстают героями и истинными патриотами
своей Родины и религии, в то время как
у Гоголя, да, в общем-то, и в действительности,
они являются жестокими агрессивными
бандитами соответствующими своему
жестокому времени. А бандитизм во все
времена прикрывался патриотическими
лозунгами. Козачество
проживет еще несколько сотен лет, в то
время, как таким, каким оно описано в
повести, оно просуществует очень недолго.
Общество меняется, становится более
цивилизованным, и если тот же Андрий в
новом мире чувствовал бы себя вполне
комфортно, для соплеменников Тараса в
нем просто не нашлось места.