Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
В повести «Тарас Бульба» Н.В.
Гоголь прославляет героизм русских
людей. Русский критик В.Г. Белинский
писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок,
эпизод из великой эпопеи жизни целого
народа.» А сам Н.В. Гоголь так написал о
своем произведении: «Тогда было то
поэтическое время, когда все добывалось
саблею, когда каждый в свою очередь
стремился быть действующим лицом, а не
зрителем.»
На примере
семьи Тараса Гоголь показал нравы и
обычаи запорожского казачества тех
лет. Тарас Бульба был богатым казаком
и мог себе позволить отправить своих
детей учиться в бурсу. Он хотел, чтобы
его дети выросли не только сильными и
смелыми, но и образованными людьми.
Тарас считал, что если дети будут расти
дома, под боком у матери, то из не выйдет
хороших казаков, потому что каждый казак
должен «почувствовать битву».
Старший
сын Остап не хотел учиться: несколько
раз убегал он из бурсы, но его возвращали;
он закапывал учебники, но ему покупали
новые. И однажды Тарас сказал Остапу,
что если тот не будет учиться, то его
отправят в монастырь на двадцать лет.
Только эта угроза заставила Остапа
продолжить учение. Когда Остап с друзьями
проделывали всякие шалости, он брал всю
вину на себя и не выдавал друзей. А Андрий
любил учиться и был зачинщиком всех
шалостей . Но ему всегда удавалось
избежать наказания. Несмотря на различия,
Остап и Андрий обладали цельным
характером, только у Остапа это проявилось
в преданности делу и отчизне, а у Андрия
в любви к прекрасной панночке.
В
сечи были суровые нравы. Там ничему не
учили кроме дисциплины, иногда стреляли
в цель и ездили на лошадях, и изредка
ходили на охоту. «Казак и спать любит
под вольным небом, чтобы не низкий
потолок избы, а звездный полог был над
его головой, и не было больше чести для
казака, чем постоять за свою волю, не
было другого закона, кроме боевого
товарищества». «Пахарь ломает свой
плуг, бровари и пивовары кидали свои
кади и разбивали бочки, ремесленник и
торгаш посылали к черту и ремесло, и
лавку, били горшки в доме. И все, что ни
было садилось на коня. Словом русский
характер получил здесь широкий, могучий
размах и дюжинную наружность».
Запорожское
казачество возникло в низовьях Днепра
на островах за порогами. Туда собиралось
множество людей. В 16 веке будущие Украина
и Белоруссия оказались в составе Речи
Посполитой. Гонения по религиозному
признаку вызывали сопротивление и
восстания против польского государства.
Именно в это суровое время и пришлось
жить героям Гоголя.
Остапу
был на роду написан «битвенный путь и
трудное знание вершить ратные дела». В
нем были заметны наклонности будущего
вождя. «Крепостью дышало его тело, и
рыцарские его качества уже приобрели
широкую силу льва». Но судьбой не суждено
было Остапу стать великим полководцем
и вождем. В битве под Дубно он попал в
плен и, претерпев страшные пытки, был
казнен на площади Варшавы. Остап –
воплощение преданности вере, долгу и
товарищам.
Андрий –
полная противоположность своего старшего
брата. Он весь погружался в «очаровательную
музыку пуль и мечей». Он не знал что
такое значит рассчитывать заранее свои
или чужие силы. Под воздействием своих
чувств был способен не только героически
сражаться, но и предать своих товарищей.
Любовь к прекрасной панночке погубила
младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам
он забыл любовь к Родине и долг перед
товарищами, и пуля, выпущенная рукой
родного отца со словами: «Я тебя породил,
я тебя и убью», оборвала молодую жизнь
Андрия.
Гоголь с
большой любовью описывает и Остапа, и
Андрия, и Тараса. Его повесть звучит как
гимн отчизне, героизму соотечественников.
Андрий ради своих чувств не побоялся
отказаться от своей веры, семьи и пошел
против отчизны. Остап вызывает уважение
своей преданностью к общему делу,
непоколебимой верой и стойкостью.
Повесть
Гоголя «Тарас Бульба» можно сравнить
с поэмами Гомера. Его герои воспринимаются
как былинные богатыри: «Да разве найдутся
на свете такие огни, муки и такая сила,
которая бы пересилила русскую силу».