Центральный Дом Знаний - Александрийская культура

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Александрийская культура

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА — своеобраз­ное культурное течение эпохи эллинизма, центром к-рого была столица Египетского государства Пто­лемеев — Александрия (3 в. до н. э.—5 в.н.э.). Заро­ждение и развитие А. к. связаны с утверждением в Египте греко-македонских завоевателей в резуль­тате похода Александра Македонского, основавшего в 332—331 до н. э. Александрию. В связи с потерей Грецией политической самостоятельности и пере­несением экономического и культурного цент­ра древнего мира па Восток, Афины лишились своего первенствующего значения, и их место заняла Алек­сандрия. В эпоху эллинизма  Александрия, оказавшаяся благодаря своему географич. положе­нию в центре пересечения торговых путей Востока и Запада, стала в то же время и средоточием духов­ной жизни эллинистич. Средиземноморья. До 1 в. н. э. Египет был наиболее могущественным элли­нистическим государством. Огромные богатства, награбленные в результате завоевательных походов, способствовали подъёму производительных сил в Египте, а жестокая эксплоатация народных масс вела к обогащению привилегированного слоя ра­бовладельцев, прежде всего эллинов.

А. к. представляла собой соединение греч. и вост. культур и носила придворный характер, развиваясь под покровительством династии Птолемеев. В отличие от греческой культуры классического периода, для А. к. характерны отказ от важнейших социаль­ных проблем, развитие индивидуализма, большая специализация знаний, увлечение внешней формой, в ряде случаев нодражательиый характер произве­дений искусства и литературы. Основным социаль­ным слоем, среди к-рого распространилась А. к., была эллинизированная верхушка рабовладельцев Египта. Привилегированную группу её составляли македоняне и греки, пришедшие с Александром и его полководцем Птолемеем. Впоследствии эллинизация распространилась и на часть египетских рабовла­дельцев. Носители А. к. именовали себя эллинами, причём понятие это утратило в ту эпоху этническое значение и относилось не только к грекам по иро-исхождению, но ко всем, кто говорил на греческом языке и получал греческое воспитание. Центрами александрийской науки были Александрийская Ака­демия, Мусейон (Музей) и Александрийская библио­тека, хранившая несколько сот тысяч свитков. Династия Птолемеев расходовала большие средства на поддержку этих учреждений, оказывала покрови­тельство поэтам и художникам, стараясь тем самым придать блеск своему двору, затмить другие эллини-стнч. державы, повысить свой престиж в глазах мест­ного населения. Расцвет естественно-математич. и технич. дисциплин в александрийский период объя­сняется в известной степени потребностями произ­водства и военного дела. Переход к профессиональ­ной наёмной армии привёл к крупным сдвигам в обла­сти военной техники (развитие судостроения,построй­ка боевых машин и осадных орудий и нр.). Большая строительная деятельность Птолемеев предполагала относительно высокий уровень технич. знаний и точ­ных паук (постройка крепостей, дворцов, маяков и пр.). Но технич. прогресс затронул лишь нек-рые виды производственной деятельности и не пошёл вглубь, ибо в условиях рабовладельческого общества не было предпосылок для всестороннего развития производства. А. к. распространилась не только в Египте, но и в Азии, Сирии, Сицилии и Италии. Ослабление Египта при последних Птолемеях и превращение его в бесправную римскую провинцию привели к упадку А. к.

А. к. имела особое значение в развитии отдельных отраслей естествознания. У древних греков не было естествознания как особой науки, отдельной от фило­софии. Древние греки знали лишь единую науку. Дифференциация её началась в эпоху эллинизма в Александрии, где были сделаны первые шаги к выделению из этой общей науки отдельных отра­слей естествознания, так называемых «точных на­ук»; «... начатки точного исследования природы ста­ли развиваться впервые лишь у греков алексан­дрийского периода» (Энгельс, Анти-Дюринг, 1948, стр. 21). В первую очередь это относится к астрономии, математике и механике. «В течение всей древности собственно научное исследование ограничивается этими тремя отраслями знания, причем в качестве точного и систематического ис­следования — только в послсклассическпй период (александрийцы, Архимеди т. д.).. В конце этого периода появляется химия в первоначальной форме алхимии» (Энгельс, Диалектика природы, 1948, стр. 147). Крупнейшими представи­телями александрийской науки были математики Эвклид — основатель геометрии трёхмерного пространства, Аполлоний и Диофант, математик и физик Архимед, развисший основные начала механики, астрономы Гиппарх, Аристарх Самосский. Птолемей (см.). Если Гиппарх и Птолемей были защитниками геоцентрической системы, то «Аристарх Самосский уже за 270 лет до хр. эры выдвигал к о и е р н и к а н с к у ю теорию о земле и солнце» (там же, стр. 152). Вместе с науками, развитие к-рых было обусловлено запросами производства, зарождалась и техника. «...Герон Александрийский (около 120г. до хр. э.) изобрел машину, которая приводилась во вращательное движение вытекающим из нее водяным паром» (там ж е, стр. 83).

В области географии особенно известны работы Дикеарха и Эратосфена. Остальные отрасли знания находились еще в зачаточном состоянии; здесь дело ограничивалось догадками, накоплением фактов и первыми попытками их систематизировать.

В то время как александрийская наука внесла ценный вклад в развитие математики, астрономии и механики, александрийская философия раз­вивалась в полном отрыве от естествознания, от­правным пунктом своих теорий сделав наиболее мистическое из античных философских направле­ний — платонизм, тяготеющий к пифагореизму.

Александрийская философия выражает идеологию отмиравшего рабовладельческого обще­ственного строя. На всей этой философии лежит пе­чать упадка и вырождения. После того как Афины потеряли своё значение как культурный центр античного мира, Александрия, расположенная на пересечении важных торговых путей Востока и За­пада, стала средоточием духовной жизни энохи. В Александрии греческая философия сталкивалась со всевозможными религиозными сектами. Сознание распада эллинского рабовладельческого мира обле­калось в формы религиозно-мистич. учений. Алек­сандрийская философия пыталась соединить грече­скую идеалистическую философию и восточную ми­фологию.

В Александрийской философии различают трн направления: иудейско-александрийское, неонггфа-горейское и неоплатоническое. Главным представи­телем иудейско-александр и иск ой школы является Филон (ок. 20 до н. э. — 54 н. э.) Фллософия Филона — аллегорическое истолкова­ние библейских мифов и соединение их с учением Платона об идеях и с учением стоиков о логосе. Филон сыграл большую роль в подготовке христиан­ской теологии, он был, по словам Энгельса, «отцом христианского учения». Неопифагорейская школа александрийского периода эклектически со­единяла различные элементы платонизма, стоицизма и аристотелизма. «Числа» играли в мьстике нео­пифагорейцев ту же роль, что «идеи» у Платона. Сторонники этого направления соединяли моно­теизм с учением о демонах и бесах; бессмертие души приняло у них форму переселения душ. Позднее возникла неоплатоническая школа — самое влиятельное течение александрийского периода. Виднейшим пред­ставителем александрийской неоплатонической школы, особенно ярке отразившей вырождение античной философии, был Плотин (204—270).

Александрийская поэзия наиболее богата творческими силами в первый период своего существования, приблизительно до 145 К 3 в. до п. э. относится деятельность главных представи­телей этой поэзии — Каллимаха, Аполлония Родос­ского и Феокрита. При дворе Птолемеев обра­зовалось особое направление утончённой, изыскан­ной, манерной, оторванной от народа, поэзии, гл. обр. на эротические темы. Сохраняя в общем поэтические формы классической античной литературы, александрийские поэты отдавали явное пред­почтение произведениям малых форм — гимнам, элегиям, ямбическим стихотворениям, эпиграммам и т. п. Распространены были учёные и дидактические поэмы, напр. Эратосфена (3 в. до п. э.) и др. Упадок подлинно реалистического искусства привёл к изощ­рённым формалистическим изысканиям в области стихотворной техники. Большая поэма Аполлония Радосского (294—215) «Аргонавтики» (о походе аргонавтов, в к-рой автор пытался следовать образ­цам героического гомеровского эпоса) обнаруживает измельчание понимания эпического. Самой красоч­ной частью поэмы является изображение не общест­венных событий, а частного интимного романа Ме­деи и Ясона в 3-й книге. Каллимах (310—240), крупный учёный и глава александрийской школы поэтов, обратился к частным бытовым сюжетам и большие эпические формы сменил на маленькие поэ­мы— «эпиллии», образец к-рых дал в своей «Гекале». Его большое произпедение «Причины» на тему о происхождении некоторых обычаев у греков (не­сколько отрывков недавно найдены на папиру­сах) является объединением ряда подобных эпил-лиев. Гимны Каллимаха интересны главным обра­зом зарисовкой живых бытовых черт. Элегия  в этот период из воинственной и политической превратилась в любовную — у Филета (340—285), Каллимаха и мн. др.

Широкое развитие получила эпиграмма, обращённая к друзьям, к знаменитым людям или к произведениям искусства (Каллимах, Диоско-рид и другие) и только изредка имеющая са­тирический характер. Александрийская поэзия создала новый жанр — буколику, к-рая нашла блестящее выражение в «Идиллиях» Феокрита. Идеализированное изображение жизни простых па­стухов стало модным в придворной поэзии. В то же время появились произведения, отражающие жизнь трудового населения. В них сильны реали­стические элементы — например в некоторых «Идил­лиях» Феокрита («Колдунья», «Сиракузяпки»), в бытовых сценках мимов, особенно известных нам по «Мимиямбам» Геронда, в язвительных стихотво­рениях Сотада (3 в.), направленных против вла­стителей.

Александрийская поэзия была известным образцом для поэтои Рима в 1 в. до н. э. [кружок Катулла], а затем поэтов времени Августа.

Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христиан­ство, в кн.: Маркс К. иЭнгельсФ.. Соч., т. 15, [М.], 1935; его же, К истории раннего христианства, там же т. 16, ч. 2, [М.], 1930; Л е н и н В. И., Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии», в его кн.: Фило­софские тетради, [Л.], 1947; 3 е л и н с к и й Ф. Ф. Из жизни идей, т. 3, 2 изд., СП Б, 1910; Радциг С. И., История древнегреческой литературы, Москва—Ленинград, 1940; Тройский И. М., История античной литерату­ры, Л^ 1947; L е g г a n d P. Е., La poesie alexandrine,

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24