Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»
В своей повести «Шинель»
Гоголь обращается к теме «маленького
человека». Гоголь пишет о судьбе бедного,
ничем не примечательного петербургского
чиновника - «вечного титулярного
советника». Лишенный внешней
привлекательности, Башмачкин обнаруживает
ту же бесцветность и безликость и в
своем речевом повелении - в его языке
преобладают указательные и служебные
слова: «этак», «право», «того». У
Акакия Акакиевича нет перспектив
служебного роста, да он и не стремится
сделать карьеру. Все его помыслы
сосредоточены на переписывании - занятии,
которому бедный чиновник посвящает все
свое время - не только на службе, но
иногда и дома. Интеллектуальные
возможности гоголевского героя малы,
однако он не убог, а трогателен, говорит
нам автор, и заслуживает не презрения,
а симпатии и сострадания. Это кроткое
и безответное существо, не умеющее
постоять за себя, не желающее никому
зла. Автор с грустной
иронией описывает будни Акакия Акакиевича,
наполненные маленькими радостями и
печалями. В департаменте, где служит
Акакий Акакиевич, его никто не уважает,
даже для сторожей он что-то вроде мухи.
Молодые чиновники острят и смеются над
ним. Приобретение новой шипели становится
главным событием в жизни Башмачки-па.
Забота о новой шипели наполняет скудную
духовную жизнь героя новым содержанием,
вызывает в его душе чувство надежды и
радостного ожидания. Лелея мечту о новой
шипели, Башмачкин делается живее и
тверже характером, смелее и решительнее.
Он «как будто женился», в голове его
проносятся даже «дерзкие и отважные»
мысли («...не положить ли... куницу на
воротник?»). Самый
торжественный день в жизни Акакия
Акакиевича - день, когда шинель была
готова, - становится и днем его жизненной
катастрофы. Шинель снимают с его плеч
уличные грабители. Раздетый, униженный
и раздавленный, Акакий Акакиевич стоит
один па пустынной площади и кричит. Эта
сцена словно символизирует истинное
положение в мире обиженного «маленького
человека», ведь позднее - уже не среди
заснеженного поля, а в окружении «светских
и приличных людей» - он оказывается
столь же одиноким, его вопль о помощи
также никто не слышит. Ему
следовало обратиться к квартальному
надзирателю, однако квартирная хозяйка
сразу сказала своему несчастному
квартиранту, что к квартальному обращаться
бессмысленно - «надует», а лучше обратиться
к частному приставу. Но пристав воспринял
рассказ об ограблении «как-то чрезвычайно
странно», из его вопросов можно было
заключить, что ограбленный не заслуживает
доверия и сам является лицом подозрительным.
Не помогли Акакию Акакиевичу и в
департаменте, где он служил верой и
правдой много лет. Чиновники департамента
собирать денег для него не стали - они
и без того уже сильно потратились,
«подписавшись на директорский портрет».
Последний, на кого приходится рассчитывать
Башмачкину, - некий важный чиновник,
генерал, «значительное лицо». Не случайно
автор даже не дает имени этому персонажу.
В «значительном лице» все человеческое
и живое давно утрачено, подчинено
единственной цели - изображению личного
величия. Когда Акакий Акакиевич изложил
генералу свое дело, тому «показалось
такое обхождение фамильярным». Чиновник
пришел в ярость, топнул ногой и возвел
голос « до такой сильной ноты», что
бедный проситель едва не упал в
обморок. Потеряв
последнюю надежду на возвращение шинели
и простудившись на морозном ветру,
Башмачкин заболел и слег в горячке. Лишь
в бреду Акакий Акакиевич обнаружил
такие чувства, которые не были свойственны
ему в сознательной жизни. Это были
чувства ярости и гнева - своеобразный
бунт, в котором Башмачкин оказался
близок безумному бунтарю Поприщину
(«Записки сумасшедшего»). Акакий Акакиевич
начал неравную борьбу за свои права и
погиб (как погиб в сумасшедшем доме
Поприщин - такой же титулярный
советник). Но, пишет
Гоголь, «здесь еще не все об Акакии
Акакиевиче». Башмачкину суждено было
шумно прожить несколько дней после
своей смерти, «как бы в награду за не
примеченную никем жизнь». После смерти
бедного чиновника в городе появляется
некое его подобие для свершения
своеобразного возмездия. Обиженному
удается, наконец, восторжествовать над
обидчиком: призрак Башмачкина требует,
чтобы «значительное лицо» отдало ему
свою шинель взамен той, за которую он
«не похлопотал», и «значительное лицо»
вынуждено исполнить это требование. В
повести «Шинель» Гоголь показал
всевластие «канцелярии» и раскрыл
бесчеловечность сословно-бюрократического
общества, которое, по мысли автора, губит
слабых и портит сильных. Продолжатель
А. С. Пушкина (образ Самсона Вырина) и
предшественник Ф. М. Достоевского (образы
Макара Девушкина, Мармеладова и других),
Гоголь возвысил голос в защиту «маленького
человека», доказал его право на
художественное внимание и гуманное
отношение со стороны литературы и
общества.