Мотив любви присутствует в
большинстве классических произведений
русской литературы. Но часто любовная
коллизия в произведении выполняет лишь
роль фона, на котором выделяется основная
мысль. К немногим произведениям,
написанным о любви (а не о героях, которые
"подвергаются” и любви тоже), можно
причислить романы Тургенева и Гончарова.
Два великих писателя пытались раскрыть
сущность любви и ее влияние на героев
и на человечество в целом. Вопрос этот
относителен, и его невозможно рассматривать
беспристрастно. На мнение писателя
сильно влияет и его возраст, и период
написания, и увлечение писателя теми
или иными идеями. Тургенев и Гончаров
— современники, они делились друг с
другом своими взглядами, и на различие
видов любви у Тургенева и Гончарова
влияет в основном биография. На Тургенева
повлияла несчастная любовь к Полине
Виардо. Из-за нее писатель остановился
на категоричном выводе, что истинная
любовь не может быть счастливой и несет
любящему человеку лишь боль и душевные
страдания.
Основным
тезисом Гончарова (не только в "Обломове”,
но и в реальной жизни) являются слова,
вложенные в уста Андрея Штольца: "Любовь
движет миром с силой Архимедова рычага”.
Любая любовь: счастливая или несчастливая,
но искренняя. И именно об этой искренней,
но одинаково живительной любви написан
роман "Обломов”.
Роман
начинается с дружбы Ильи Ильича Обломова
со Штольцем. Дружба — это тоже близкие
отношения, но ее силы не хватает, чтобы
вдохнуть жизнь в Обломова. И тут возникает
вопрос: а движет ли действительно, в
прямом смысле любовь, должна ли
двигать?
Движение —
это жизнь, и любовь у Гончарова дает
жизнь, о которой мечтают любящие.
Дружба
Штольца эгоистична — он хочет, чтобы
его друг жил его жизнью и именно от его
жизни получил счастье. Штольц не может
даже представить, что образ жизни
Обломова приносит счастье.
Штольц,
чтобы развеять мир Обломова, вернуть
его в реальную жизнь, знакомит его с
Ольгой Ильинской. Начинается первая
любовная параллель: Ольга — Обломов.
На первый взгляд в Обломове из-за любви
происходят удивительные изменения: он
все время на ногах, спит только ночью и
мало, читает книги. Но духовно он не
изменился. Движение любви либо бессильно
помочь ему, либо ему не надо помогать:
Илья Ильич полон внутренней светлой
любви, которая не дает необходимого
видимого движения, но оставляет душу
чистой, живой и чувствительной.
Любовь
Ольги к Обломову — это совершенно
особенный вид любви. Обломов для Ольги
— это некая Галатея, а ей самой приходится
быть Пигмалионом. При таких отношениях
Ольга наверняка смотрит на Обломова
сверху вниз, как на вещь, которую ей
предстоит переделать, довести (по ее и
Штольца мнению) до идеала. Эта любовь
не могла быть долговечной. Как только
Ольга возродила бы Илью Ильича, он
перестал бы быть интересным для нее.
Любовь Ольги и Обломова — это скорее
детская забавная игра, занятное
развлечение, проверка своих сил для
Ольги, а не истинная любовь. Поэтому она
принесла любящим только боль, не изменив
Обломова, не зародив в душе Ольги новые
чувства.
Параллельно
с любовью господ автор описывает сложные
отношения между Захаром и Анисьей. Это
не любовь, а обыкновенные ровные отношения
между не горячо любящими мужем и женой.
Гончаров говорит: "Страсть надо утопить
в женитьбе”. Пара Захар — Анисья одна
из многих, которые утопили страсть в
женитьбе или у которых страсти не было
вообще. Эта линия интересна тем, что в
связи с ней даются отношения мужей к
женам. И крепостной, и администратор
обычно делают вид, что не прислушиваются
к советам жен, а потом следуют им. Это
выделяет Ольгу и Штольца: они относятся
друг к другу с уважением и вниманием
почти идиллическим.
С
другой стороны, роман построен на
параллелях и противопоставлениях.
Отношения
Захара и Анисьи — это приниженная любовь
Обломова и Ольги, где женщины играют
очень сходные роли.
Противопоставления
в мотиве любви тоже есть. В женских
образах Ольга противопоставляется
Агафье Матвеевне, Штольц — антипод
Обломова.
Любовь
Штольца, как и" дружба, была сперва
эгоистична. Он вел Ольгу к своему идеалу,
не совсем четко представляя, в чем он
заключается. Мечтая о любви созидательной
и жене — • образованной и деятельной
участнице жизни своего поколения,
Штольц, ведомый истинной любовью,
приходит к обломовскому идеалу, то есть
всякая истинная любовь приводит, по
мнению автора, к спокойной, тихой жизни,
каким бы бурным ни было ее
достижение.
Обломов
достиг почти того же, что и Штольц, но
другим способом. Рай Обломову подарила
Агафья Матвеевна. Ее любовь ничего не
требует от него и идет на жертвы сама.
Это любовь от природы: "Но она не знала,
что с ней делается, никогда не спрашивала
себя, а перешла под его сладостное иго
безусловно, без сопротивлений и увлечений,
без трепета, без страсти, без смутных
предчувствий, томлений, без игры и музыки
нервов <...> Полюбила Обломова
просто, как будто простудилась и схватила
неизлечимую лихорадку”.
Любовь
Пшеницыной, как и любовь Ольги, Гончаров
пытается анализировать, найти ее причины,
определить ее ход.
Отношение
к себе Агафьи Матвеевны Обломов
воспринимает как должное. Именно так
должно быть, именно так было в детстве,
в Обломовке. Обломов сблизился с
Пшеницыной, "он каждый день все более
и более дружился с хозяйкой: о любви ему
и в ум не приходило, то есть о той любви,
которую он недавно перенес; и содрогался,
когда вспоминал о ней”. В этом отрывке
еще раз доказывается, что в любви к Ольге
у Обломова было что-то противное его
внутреннему миру, неестественное, а
потому бесполезное. Разум Обломова
считает, что любовь должна быть яркая,
пылкая, главное — видная, но сердце
стремится к тихой, спокойной любви, не
требующей подвигов.
Агафья
Матвеевна, напротив, нуждалась в ком-то,
ради кого она могла бы сделать
все.
Отношения между
Пшеницыной и Обломовым вполне естественны,
приближены к жизни, в то время как брак
Ольги и Штольца утопичен. Обломов
оказывается ближе к реальности, чем
реалист Штольц.
Ольга
и Штольц живут в Крыму, все вещи — и
необходимые для работы, и романтические
безделушки — находят себе место в их
доме. Их окружает идеальное равновесие
даже в любви: страсть утоплена в женитьбе,
но не угасла. Но Штольц даже не подозревает,
какие богатства таятся еще в душе
Ольги.
Ольга переросла
Штольца духовно, потому что не стремилась
упорно к цели, а видела разные дороги и
выбирала, по какой из них идти. Она
пыталась понять и полюбить жизнь
Обломова, но ей это не удалось. Теперь,
в Крыму, Ольга чувствует в своей жизни
черты идиллии Обломова, и это ее
настораживает, она не хочет так жить.
Но любовь Ольги и Штольца — это любовь
двух развивающихся людей, которые
помогают друг другу, и они должны найти
выход, чтобы продолжить искать
действительно свой путь.
Итак,
о видах любви в романе Гончарова "Обломов”
сказано очень много. Но автор не
останавливается на достигнутом и пишет
не только об идеальной любви и любви
кажущейся, но и об идеальных браках.
Тема любви занимает очень важное место
и для развития сюжета, и для сложной
композиции, и для раскрытия образов
героев и связывания их между собой.