Центральный Дом Знаний - Европейская культура 17 века

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Европейская культура 17 века

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1           Скачать работу

по дисциплине:"Культурология" на тему: «Европейская культура 17 века»

Содержание:

Введение

1.Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно– технической революции.

2. Развитие живописи в Нидерландах. Оформление художественных школ

Стиль барокко.

3.Культура Франции 17 века. Оформление стиля классицизм.

4.Английская культура 17 века.

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого обще­ства: завершается Средневековье и начинается Новое время. Цен­тральные события этого столетия — заключительный этап Великих географических открытий, первая научная революция, а также со­циальная, буржуазная революция в Англии. Результатом этих свершений явилось образование мирового рынка, когда между всеми континентами устанавливаются регулярные экономические связи, в Европе утверждаются капиталистические отношения.

Естественно, что эти процессы повлияли на развитие в XVII в. европейской культуры.

Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно – технической революции.

Среди различных видов духовной культуры особое место в XVII в. заняла тука, которая не только получила развитие, а со­вершила прорыв, названный в истории человечества первой тучной революцией. Ее результатом стало формирование науки Нового времени.

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшего­ся капитализма. В этот период было подорвано господство рели­гиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим ос­воением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI— XVII вв., считают первой научной революцией, давшей миру такие имена, как И. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер, У. Гар-вей, Р. Декарт, X. Гюйгенс, И. Ньютон и др.

Экономические потребности, расширение мануфактурной промышленности, торговли способствовали бурному подъему точных и естественных наук. В XVII в. завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира к собственнонаучным методам познания действительности. Девизом эпохи можно назвать слова Джордано Бруно, сказанные на ее пороге: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование Это было время великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики, замечательных достижений научной мысли, заложивших основы последующего развития этих отраслей знания
Галилео Галилей (1564—1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, основой познания считал опыт. Он опроверг ошибочные положения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-кратным увеличением, благодаря чему сделал ряд астрономических открытий, отстаивал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633) и конец жизни провел в изгнании.
Иоганн Кеплер (1871—1630), немецкий астроном, один из зачинателей астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.
Исаак Ньютон (1643—1727), английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной механики.
Готфрид Лейбниц (1646— 1716), немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих необходимых истин логики и математики.
Христиан Гюйгенс (1629— 1695) — нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника. Создал волновую теорию света Совместно с Р. Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр Гюйгенса), открыл кольцо у Сатурна. Автор одного из первых трактатов по теории вероятности.
Такие ученые, как Гарвей, Мальпиги, Левенгук, внесли вклад во многие разделы биологии.
Уильям Гарвей (1576 —1637), английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения, впервые высказал мысль о происхождении «всего живого из яйца».
Марчелло Мальпиги (1628—1694), итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.
Антона Левенгук (1632—1723), нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150—300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.
Таким образом, трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса.

Философия
Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Философия развивалась в тесной связи с науками. Воззрения Бэкона, Гоббса, Локка в Англии, Декарта во Франции, Спинозы в Голландии имели огромное значение в утверждении материализма и формировании передовых общественных идей, в борьбе с идеалистическими течениями и церковной реакцией.
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), английский философ, родоначальник английского материализма был лорд-канцлером при короле Якове I. В своем трактате «Новый Органон» (1620) он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой и предложил реформу научного метода познания, основой которого считал обращение к опыту и его обработку посредством индукции. Бэкон написал утопию «Новая Атлантида», в которой изложил проект государственной организации науки.
Философия Бэкона, сложившаяся в атмосфере научного и культурного подъема Европы кануна буржуазных революций, оказала огромное влияние на целую эпоху философского и научного развития; предложенная им классификация знаний была принята французскими энциклопедистами. Его учение заложило материалистическую традицию в философии нового времени, а его индуктивная методология стала основой для разработки индуктивной логики.

Томас Гоббс (1568—1679) продолжал линию Бэкона, рассматривал знание как силу и конечной задачей философии признавал ее практическую пользу. Гоббс создал первую в истории философии систему механистического материализма. Социальное учение Гоббса о государстве и роли государственной власти оказало значительное влияние на развитие европейской общественной мысли.
Идеи Фрэнсиса Бэкона наши свое развитие и у Джона Локка (1632— 1704), английского философа-просветителя и политического мыслителя. Он разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. По словам Маркса, Локк был «...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному». Идеи Локка сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения.
Самым ярким представителем французской философии XVII в. справедливо считают Рене Декарта (1596—1650). Философ, математик, физик и физиолог, он представлял собой универсальный возрожденческий тип личности, живущей в XVII в. и отразившей в научных и философских трудах сложность и противоречивость своего бурного времени. Он заложил основы аналитической геометрии, сформулировал законы и понятия из области механики, создал теорию образования и движения небесных тел благодаря вихревому движению частиц материи. Но особый вклад в мировую культуру принадлежит Декарту-философу. Именно Декарт — автор знаменитого изречения: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт — представитель философии дуализма. По Декарту, общая причина движения — бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — это безжизненный телесный механизм плюс душа, обладающая мышлением и волей. Непосредственная достоверность сознания лежит в основе всего знания. Декарт пытался доказать существование бога и реальность внешнего мира. Основные сочинения Декарта — «Геометрия» (1637), «Рассуждение о методе...» (1637), «Начала философии» (1644).
Бенедект Спиноза (1632—1677), нидерландский философ-материалист, пантеист, как и многие его современники, переносил математические законы на философию. Он считал, что мир — закономерная система, которая может быть познана математическим методом. Природа, по Спинозе, это бог, единая, вечная, бесконечная субстанция. Мышление и притяжение — ее неотъемлемые свойства, а вещи и идеи — единичные явления (модусы). Человек — часть природы, его душа — модус мышления, тело — модус протяжения. Воля и разум едины, все действия человека включены в цепь мировой универсальной детерминации. Учение Спинозы оказало большое влияние на развитие атеизма и материализма.

Научная революция XVII в. связана с революцией в естество­знании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, знания законов механи­ки, точных приборов для астрономических наблюдений.

Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н. Коперником (1473—1543) и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н. Коперник опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается во­круг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом. Этим был нанесен удар по антропоцентризму и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута принятая в течение многих веков геоцентрическая система Птоле­мея. Но сочинение Коперника с 1616 по 1828 гг. было запрещено католической церковью.

Развил учение Коперника в XVI в. итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548—1600), автор новаторских для своего времени сочинений «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О причине, начале и едином». Он считал, что Вселенная бесконечна и безмерна, что она пред­ставляет бесчисленное множество звезд, каждая из которых подоб­на нашему Солнцу и вокруг которых вращаются свои планеты. Мнение Бруно теперь полностью подтверждено наукой. А тогда, в Средние века, за эти смелые взгляды Дж. Бруно был обвинен в ереси и сожжен инквизицией.

Галилею (1564—1642) принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения; огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех са­мых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не види­мых невооруженным взглядом. Галилей одержал успех в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исход­ного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт.

Галилей был первым, кто наблюдал небо в телескоп (телескоп с 32-кратным увеличением был построен самим ученым). Основ­ные труды Галилея — «Звездный вестник», «Диалоги о двух системах мира».

Одним из творцов астрономии Нового времени был И. Кеплер (1571—1630), открывший законы движения планет, которые назва­ны его именем (законы Кеплера). Им составлены так называемые Рудольфовы планетные таблицы. В его активе — закладка основ теории затмений, он изобрел телескоп с двояковыпуклыми линза­ми. Свои теории он опубликовал в книгах «Новая астрономия» и «Краткий обзор астрономии Коперника». Английский врач У. Гарвей (1578—1657) считается основателем современной физиологии и эмбриологии. Его главное сочинение «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Он опи­сал большой и малый круг кровообращения. Его учение опровер­гало бытующие до этого Представления, изложенные древнерим­ским врачом Голеном (ок.130—ок.200). Гарвей впервые высказал мнение о том, что «все живое происходит из яйца». Однако оста­вался открытым вопрос, как кровь, поступающая из сердца по ве­нам, возвращается в него по артериям. Его предположения о су­ществовании крохотных соединяющих сосудов было доказано в 1661 г. итальянским исследователем М. Мольпиджи (1628—1694), который под микроскопом обнаружил капилляры, соединяющие вены и артерии.

Среди заслуг Р. Декарта (1596—1650) — французского ученого (математика, физика, филолога, философа) — введение оси коор­динат, способствовавшее объединению алгебры и геометрии. Им введено понятие переменной величины, что легло в основу диф­ференциального и интегрального исчисления Ньютона и Лейбни­ца. Философские позиции Декарта дуалистичны, он признавал душу и тело, из которых душа — «мыслящая» субстанция, а тело — «протяженная» субстанция. Он считал, что бог существует, что бог сотворил материю, движение и покой. Главные сочинения Декарта — «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии».

Нидерландский ученый X. Гюйгенс (1629—1695) изобрел маят­никовые часы, установил законы маятникового движения, заложил основы теории удара, волновой теории света, объяснил двойное лучепреломление. Занимался астрономией — им открыты кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Им подготовлен один из первых трудов по теории вероятности.

Один из величайших ученых в истории человечества — англи­чанин И. Ньютон (1643—1727). Он написал огромное количество научных трудов по самым разным областям науки («Математические начала натуральной философии», «Оптика» и др.). С его именем связаны важнейшие этапы в развитии оптики, астрономии, математики. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяго­тения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. Ему принад­лежат такие открытия в области механики, как понятия силы, энергии, формулировка трех законов механики; в области оптики — открытие рефракции, дисперсии, интерференции, дифракции света; в области математики — алгебра, геометрия, интерполяция, дифференциальное и интегральное исчисления.

В XVIII в. революционные открытия были совершены в астро­номии И. Кантом и П. Лапласом, а также в химии — ее начало связано с именем АЛ. Лавуазье.

Немецким философом, родоначальником немецкой классиче­ской философии И. Кантом (1724—1804) разработана космогони­ческая гипотеза происхождения Солнечной системы из первона­чальной туманности (трактат «Всеобщая естественная история и теория неба»).

П. Лаплас (1749—1827) — французский астроном, математик, физик, автор классического труда по теории вероятности и небес­ной механике (рассматривал динамику Солнечной системы в це­лом и ее устойчивость). Лаплас написал «Трактат о небесной механике» и «Аналитическая теория вероятности». Так же, как и Кант, он предло­жил космогоническую гипотезу, она получила название по его имени (гипотеза Лапласа).

Французский химик А.Л. Лавуазье (1743—1794) считается одним из основоположников современной химии. В исследованиях он применял количественные методы. Выяснил роль кислорода в процессах горения, обжигания металлов и дыхания. Один из основателей термохимии. Автор классического курса «Начальный учебник химии», а также сочинения «Методы наименования химических элементов».

Развитие живописи в Нидерландах. Оформление художественных школ

Стиль барокко.

17век— золотой век для нидерландской живопись вописи: национальные художественные школы не знали придворного искусства, не вмешива­лась в творчество живописцев и церковь. Несколько иными путя­ми развивалось фламандское искусство. После раздела Нидерлан­дов на Голландию и Фландрию основными заказчиками на произ­ведения искусства во Фландрии были дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Социальный заказ предопределил назна­чение художественного творчества — украшать замки, дома патри­циата и культовых сооружений. Поэтому преобладающим жанром светской живописи были портреты знатных и богатых заказчиков, охотничьи сцены, огромных размеров натюрморты.

Выдающиеся художники Фландрии этого времени — Рубенс, Ван Дейк, Йордане и Снейдерс.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) обладал универсальным талан­том. Разнообразны сюжеты его полотен (религиозные, мифологи­ческие, аллегорические, пейзажи, сцены крестьянской жизни, портреты), но все они проникнуты огромным жизнеутверждаю­щим началом. Для мастера характерно сочетание реалистических наблюдений и чувственной красоты образов, драматизм. В карти­нах, выполненных в стиле барокко, приподнятость, патетика, бур­ное движение. Полотна полны декоративного блеска и колорита. Самые известные полотна Рубенса — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Персей и Андромеда», «История Марии Медичи», «Возвращение жне­цов», «Вирсавия», портреты — «Камеристка», «Шубка», автопортреты.

Рубенс создал свой мир — мир богов и героев подстать гипер­болическим образам «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яр­кими одеяниями и благородным сдержанным тоном.

В историю изобразительного искусства вошел самый знамени­тый ученик Рубенса — блестящий портретист Антонио Ван Дейк (1599—1641). Он автор парадных портретов аристократов, полити­ческих деятелей, прелатов церкви, богатых бюргеров, местных красавиц, собратьев-художников. Им написано много портретов и членов королевской семьи. Несмотря на парадность портретов, ху­дожнику удается уловить в каждом индивидуальные особенности

модели и проявить блестящее мастерство. Его персонажи непри­нужденны и изящны, а окружающая их обстановка подчеркнуто декоративна. Есть у Ван Дейка полотна на мифологические и хри­стианские сюжеты, проникнутые лиризмом («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна с куропатками»).

Один из выдающихся художников Фландрии — Якоб Йордане (1593—1678). Его крупномасштабные полотна изображают мифо­логические, аллегорические сцены из крестьянской жизни. Люби­мый жанр — бытовые картины («Бобовый король», «Поклонение пасту­хов», «Сатире гостях у крестьянина»). Йордане с наибольшей полнотой выразил национальный колорит и национальный тип.

Франс Снейдерс (1579—1657) прославился натюрмортами и сце­нами охот. Его натюрморты монументальны, декоративны, кра­сочны. Снайдерс великолепно рисовал дары природы — рыбу, мя­со, фрукты (серия «Лавки»), меха, перья, схватки животных.

Стиль барокко.

Художественные Господствующими художественными стилями стили XVII этого столетия были барокко и классицизм. столетия Барочный стиль, барокко, просуществовал в Европе с 1600 по 1750 гг. Ему присущи вырази­тельность, пышность, динамика. Направленное на поддержку ка­толической церкви в ее борьбе с Реформацией искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. Образцом высшего выражения чувств считается скульптура Берни­ны «Экстаз св. Терезы». Живопись, скульптура, декор, архитектура создают целостный драматический эффект. Первоначально воз­никший в римских церквях стиль завоевывает всю Европу, обретая при этом новые черты.

Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия). Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с архитектурой. Архитектура, соединяющая в себе утилитарные и художественные факторы в большей мере, чем другие виды искусства, сопряжена с материальным прогрессом и находится в большей зависимости от господствующей идеологии (храмовое зодчество и градостроительство осуществляется на деньги церкви и богатых людей, но в то же время она обслуживает общество в целом). В барочных культовых постройках все богатейшие возможности синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутые религиозным чувством. В той же Италии воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.
Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и патетический характер образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного построения, повышенной пластической выразительности объемов. Отсюда криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши — статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными мраморами и бронзой. К этому следует добавить живописные контрасты светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.
Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами.
Ярче всего черты барокко воплотились в монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини (идеи торжества мистики над реальностью, экстатическая выразительность образов, бурная динамика форы).
В живописи вклад в искусство барокко внесли болонские академисты братья Карраччи, Гвидо, Рени, Гверчино. Своего полного развития барочная концепция достигает у Пьетро да Нортона, Бачиччо и др. В их насыщенных сильным движением многофигурных композициях персонажи как будто бы увлекаются куда-то неведомой силой. В живописи барокко господствовали монументально-декоративные росписи, в основном плафоны, алтарные картины с изображениями апофеозов святых, сцен чудес, мученичеств, огромные исторические и аллегорические композиции, народный портрет (большой стиль). В искусстве барокко, в частности в монументальной пластике Бернини, нашли свое отражение не только религиозные идеи, но и острый кризис и непримиримые противоречия в Италии XVII в.
Барочное искусство Фландрии имеет свою специфику. У Рубенса, Йорданса и других мастеров характерная для барочной концепции антитеза земного и мистического, реального и иллюзорного выражается скорее внешне, не переходя в трагический диссонанс. У Рубенса во многих алтарных композициях, также как и в картинах на темы античной мифологии, прославляются человек и реальное бытие.
В Испании XVII в. барокко развивалось в своеобразных национальных формах в архитектуре, скульптуре, живописи с ярко выраженной поляризацией.
Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но зато Франция XVII в. — это историческая арена развития классицизма.

Культура Франции 17 века. Оформление стиля классицизм.

Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образовакия в 1635 г. в Париже Академии литературы.

В XVII в., когда во Франции установилась неограниченная власть монарха, которая достигла апогея при Людовике XIV, сформировалось классицистическое направление, охватившее все виды художественного творчества — классицизм. Классицизм, ос­нованный на следовании принципам античного искусства: рацио­нализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и стро­гом соответствии содержания произведения его форме, стремился выразить возвышенное, героическое и нравственные идеалы, соз­дать ясные, органичные образы. В то же время классицизм нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Классицизм установил иерархию художественных жанров — высоких и низких. Так, в живописи высокими жанрами признава­лись исторические картины, мифические, религиозные. К низким относились пейзаж, портрет, натюрморт, такая же соподчинен-ность жанров соблюдалась в литературе. Высокими считались трагедия, эпопея, ода, а низкими — комедия, сатира, басня. Чет­кая разграниченность планов и сглаженность форм устанавлива­лись для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарное га, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов ис­пользовался локальный цвет: для ближнего — коричневый, для среднего — зеленый, для дальнего плана — голубой.

Родоначальником классицизма в литературе стал Пьер Корнель (1606—1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Эдип» и др., прославлявших силу воли, управляемой разумом. Корнель считается создателем французского театра. Стержень пьес Корнеля — трагический конфликт страсти и долга, в них действу­ют героические характеры, великий поэт обличает деспотизм.

Образцом французской прозы стали произведения Франсуа де Ларошфуко (1613—1680) и Мари Мадлен де Лафайет (1634—1693). В сборнике афоризмов и сентенций «Размышления, или Моральные изрече­ния», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения за жизнью и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное ему аристократическое общество. Марк Лафайет — автор первого во Франции психологического романа «Принцесса Клевская», который пользовался огромным успехом у читателей. Все персонажи рома­на — реально существовавшие люди, но выведенные под другими именами.

Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636—1711). Правила и нормы классицизма изложены им в трактате «Поэтическое искусство» (в форме поэмы). Он автор остроумных «Сатир», в ко­торых высмеял религию, государственных деятелей. Его поэтиче­ское дарование высоко ценил А.С. Пушкин.

Величайший драматург Франции — Жан Расин (1639—1699), автор трагедий «Андромаха», «Британии», «Береника», «Митридата», «Ифи-гения», «Федра», «Афапия» и др. Расин заимствовал сюжеты из грече­ской мифологии и создавал свои произведения по всем канонам классической греческой драмы. В его пьесах при исключительной музыкальности и гармоничности стиха, уравновешенности внеш­ней формы изображены остро драматические конфликты, душев­ная трагедия людей, вынужденных приносить свои чувства в жерт­ву требованиям общественного долга.

Огромное влияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (наст, имя Жан Батист Поклен, 1622—1673), реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важ­нейший источник вдохновения для него — фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма и традиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В его произве­дениях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой» обличаются, как писал Бальзак, вероломство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество, злословие, фатовст­во, неравные браки, скупость, продажность, распутство судей, тщеславие.

Большую эмоциональность, социальную остроту и реалистиче­скую конкретность приобрела сатира в баснях крупнейшего поэти­ческого дарования Франции — Жана Лафонтена (1621—1695), в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции (басни Эзопа), так называемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общест­во сравниваются с царством кровожадных и хищных зверей; осуж­дается церковь, скептически оценивается религия и в то же время раскрывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик», «Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын короля» и др.).

Во второй половине XVII в. передовым представителем фран­цузской литературы был Антуан Фюретьер (1620—1688). Его глав­ное произведение — «Буржуазный роман» — важный шаг в развитии реализма.

В это время жил и писал свои знаменитые сказки Шарль Перро (1628—1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» и др. В некоторых из них писатель использовал европейские народные сюжеты (так, сюжет «Золушки» имеет около 700 вариантов).

Основоположник классицизма в живописи — Никола Пуссен (1594—1665), писавший картины на мифологические и литератур­ные темы. Строгая уравновешенность композиций, культ природы и преклонение перед античностью — характерные черты творчест­ва художника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пуссен изготавливал маленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различными композициями и освещением.

Мастером лирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600—1682). Его ясная светлая живопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы XVII—XVIII вв. Персонажи его полотен (как правило, мифологические или исторические) чаще всего затеряны в окружении поэтического пейзажа («Заколдованный замок»). Тонкими эффектами освещения Лоррен сумел выразить разное ощущение природы в зависимости от времени суток (серия «Времена суток»).

Хотя в архитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренес­санса, но уже появились и элементы классицизма, например, фа­сад здания Люксембургского дворца (архитектор С. де Брос) рас­членен ордером, который станет обязательным для этого стиля; ко­лоннада восточного фасада Лувра (архитектор Перро) характеризу­ется простотой ордера, равновесием масс, статичностью, чем дос­тигается чувство покоя и величия.

Крупнейшим дворцовым архитектурным сооружением XVII в. является Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекто­ры Л.Лево (1612—1670) и Ж.Ардуэн-Мансар (1646—1708). Ардуэн-Мансар возводил также величавые торжественные сооружения: Дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомскую площадь, а Лево проектировал дворец Тюильри.

Создатель парков Версаля и Тюильри — архитектор, мастер са­дово-паркового искусства Андре Ленотр (1613—1700). Парк в Вер­сале замечательно сочетался с архитектурой фасада дворца, обра­щенного к парку, симметрия фасада как бы продолжается в про­сторных «партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют рисунок), радиально расходящихся аллеях, открытых перспективах.

В XVII в. во Франции на первое место выдвигается светская музыка, она начинает преобладать над духовной. Развиваются опе­ра и балет. Первые национальные оперы — «Триумф любви», «Пас­тораль». Основоположник национальной оперной школы — компо­зитор, танцовщик Ж.Б. Люлли (1632—1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а также оперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера.

Развивались в это время и инструментальные школы — лютне­вая, клавесинная, виольная.

Английская культура 17 века.

Английский философ Томас Гоббс (1588 — культура 1679)считается создателем первой законченной системы механистического материализма Гоббс - один из представителей теории возникновения государства по общественному договору, или контрактной теории государства. Согласно этой теории государство — результат своеобразного до­говора, который заключили суверенный властитель и подданные. По мнению Гоббса, побуждением к заключению такого договора являлся страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Появление государства по­ложило конец естественному состоянию «войны всех против всех», которая имела место, по мнению Гоббса, в догосударственный пе­риод. Гоббс первым выступил против божественного происхожде­ния королевской власти. Свою теорию он изложил в главном про­изведении «Левиафан». Его философские труды — «Основы философии» («Отеле», «Очеловеке», «Огражданине»).

Крупнейший поэт Англии этого времени — Джон Мильтон (1608—1674). В поэмах «Потерянный Рай» и «Возвращенный Рай» в биб­лейских аллегорических образах он отразил события Английской революции. Мильтон — автор поэмы «История Британии» и впечат­ляющей, но неудобной для постановки трагедии «Самсон —борец», в которых затрагивал проблему тираноборчества.

Мильтон — прогрессивный общественный деятель, блестящий публицист — отстаивал суверенитет Английской республики, за­щищал свободу революционной печати (памфлет «Зашита английско­го народа», «Ареопагитика»).

После реставрации династии Стюартов в Англии возродилось светское искусство, осуществлялись попытки утвердить в английском театре и литературе каноны классицизма, но трагедийного стиля соз­дать здесь не удалось. Из комедиографов выделялись Вильям Утерли (1640—1716) и Вильям Конгрив (1670—1729). Комедии Конгрива «Двойная игра», «Любовью за любовь» и другие высмеивают светское при­творство, их отличают изящный юмор и игра слов, запутанность интриги.<........>

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24