|
Европейская культура 17 векаКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 Скачать работу по дисциплине:"Культурология" на тему: «Европейская культура 17 века» Содержание: Введение 1.Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно– технической революции. 2. Развитие живописи в Нидерландах. Оформление художественных школ Стиль барокко. 3.Культура Франции 17 века. Оформление стиля классицизм. 4.Английская культура 17 века. Заключение Список используемой литературы. Введение XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого общества: завершается Средневековье и начинается Новое время. Центральные события этого столетия — заключительный этап Великих географических открытий, первая научная революция, а также социальная, буржуазная революция в Англии. Результатом этих свершений явилось образование мирового рынка, когда между всеми континентами устанавливаются регулярные экономические связи, в Европе утверждаются капиталистические отношения. Естественно, что эти процессы повлияли на развитие в XVII в. европейской культуры. Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно – технической революции. Среди различных видов духовной культуры особое место в XVII в. заняла тука, которая не только получила развитие, а совершила прорыв, названный в истории человечества первой тучной революцией. Ее результатом стало формирование науки Нового времени. Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI— XVII вв., считают первой научной революцией, давшей миру такие имена, как И. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер, У. Гар-вей, Р. Декарт, X. Гюйгенс, И. Ньютон и др. Экономические
потребности, расширение мануфактурной
промышленности, торговли способствовали
бурному подъему точных и естественных
наук. В XVII в. завершился переход от
поэтически-целостного восприятия мира
к собственнонаучным методам познания
действительности. Девизом эпохи можно
назвать слова Джордано Бруно, сказанные
на ее пороге: «Единственным авторитетом
должны быть разум и свободное исследование
Это было время великих открытий Галилея,
Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в
математике, астрономии и различных
областях физики, замечательных достижений
научной мысли, заложивших основы
последующего развития этих отраслей
знания Философия
Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, знания законов механики, точных приборов для астрономических наблюдений. Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н. Коперником (1473—1543) и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н. Коперник опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом. Этим был нанесен удар по антропоцентризму и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута принятая в течение многих веков геоцентрическая система Птолемея. Но сочинение Коперника с 1616 по 1828 гг. было запрещено католической церковью. Развил учение Коперника в XVI в. итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548—1600), автор новаторских для своего времени сочинений «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О причине, начале и едином». Он считал, что Вселенная бесконечна и безмерна, что она представляет бесчисленное множество звезд, каждая из которых подобна нашему Солнцу и вокруг которых вращаются свои планеты. Мнение Бруно теперь полностью подтверждено наукой. А тогда, в Средние века, за эти смелые взгляды Дж. Бруно был обвинен в ереси и сожжен инквизицией. Галилею (1564—1642) принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения; огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не видимых невооруженным взглядом. Галилей одержал успех в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт. Галилей был первым, кто наблюдал небо в телескоп (телескоп с 32-кратным увеличением был построен самим ученым). Основные труды Галилея — «Звездный вестник», «Диалоги о двух системах мира». Одним из творцов астрономии Нового времени был И. Кеплер (1571—1630), открывший законы движения планет, которые названы его именем (законы Кеплера). Им составлены так называемые Рудольфовы планетные таблицы. В его активе — закладка основ теории затмений, он изобрел телескоп с двояковыпуклыми линзами. Свои теории он опубликовал в книгах «Новая астрономия» и «Краткий обзор астрономии Коперника». Английский врач У. Гарвей (1578—1657) считается основателем современной физиологии и эмбриологии. Его главное сочинение «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Он описал большой и малый круг кровообращения. Его учение опровергало бытующие до этого Представления, изложенные древнеримским врачом Голеном (ок.130—ок.200). Гарвей впервые высказал мнение о том, что «все живое происходит из яйца». Однако оставался открытым вопрос, как кровь, поступающая из сердца по венам, возвращается в него по артериям. Его предположения о существовании крохотных соединяющих сосудов было доказано в 1661 г. итальянским исследователем М. Мольпиджи (1628—1694), который под микроскопом обнаружил капилляры, соединяющие вены и артерии. Среди заслуг Р. Декарта (1596—1650) — французского ученого (математика, физика, филолога, философа) — введение оси координат, способствовавшее объединению алгебры и геометрии. Им введено понятие переменной величины, что легло в основу дифференциального и интегрального исчисления Ньютона и Лейбница. Философские позиции Декарта дуалистичны, он признавал душу и тело, из которых душа — «мыслящая» субстанция, а тело — «протяженная» субстанция. Он считал, что бог существует, что бог сотворил материю, движение и покой. Главные сочинения Декарта — «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии». Нидерландский ученый X. Гюйгенс (1629—1695) изобрел маятниковые часы, установил законы маятникового движения, заложил основы теории удара, волновой теории света, объяснил двойное лучепреломление. Занимался астрономией — им открыты кольцо у Сатурна и его спутник Титан. Им подготовлен один из первых трудов по теории вероятности. Один из величайших ученых в истории человечества — англичанин И. Ньютон (1643—1727). Он написал огромное количество научных трудов по самым разным областям науки («Математические начала натуральной философии», «Оптика» и др.). С его именем связаны важнейшие этапы в развитии оптики, астрономии, математики. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. Ему принадлежат такие открытия в области механики, как понятия силы, энергии, формулировка трех законов механики; в области оптики — открытие рефракции, дисперсии, интерференции, дифракции света; в области математики — алгебра, геометрия, интерполяция, дифференциальное и интегральное исчисления. В XVIII в. революционные открытия были совершены в астрономии И. Кантом и П. Лапласом, а также в химии — ее начало связано с именем АЛ. Лавуазье. Немецким философом, родоначальником немецкой классической философии И. Кантом (1724—1804) разработана космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности (трактат «Всеобщая естественная история и теория неба»). П. Лаплас (1749—1827) — французский астроном, математик, физик, автор классического труда по теории вероятности и небесной механике (рассматривал динамику Солнечной системы в целом и ее устойчивость). Лаплас написал «Трактат о небесной механике» и «Аналитическая теория вероятности». Так же, как и Кант, он предложил космогоническую гипотезу, она получила название по его имени (гипотеза Лапласа). Французский химик А.Л. Лавуазье (1743—1794) считается одним из основоположников современной химии. В исследованиях он применял количественные методы. Выяснил роль кислорода в процессах горения, обжигания металлов и дыхания. Один из основателей термохимии. Автор классического курса «Начальный учебник химии», а также сочинения «Методы наименования химических элементов». Развитие живописи в Нидерландах. Оформление художественных школ Стиль барокко. 17век— золотой век для нидерландской живопись вописи: национальные художественные школы не знали придворного искусства, не вмешивалась в творчество живописцев и церковь. Несколько иными путями развивалось фламандское искусство. После раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию основными заказчиками на произведения искусства во Фландрии были дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Социальный заказ предопределил назначение художественного творчества — украшать замки, дома патрициата и культовых сооружений. Поэтому преобладающим жанром светской живописи были портреты знатных и богатых заказчиков, охотничьи сцены, огромных размеров натюрморты. Выдающиеся художники Фландрии этого времени — Рубенс, Ван Дейк, Йордане и Снейдерс. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) обладал универсальным талантом. Разнообразны сюжеты его полотен (религиозные, мифологические, аллегорические, пейзажи, сцены крестьянской жизни, портреты), но все они проникнуты огромным жизнеутверждающим началом. Для мастера характерно сочетание реалистических наблюдений и чувственной красоты образов, драматизм. В картинах, выполненных в стиле барокко, приподнятость, патетика, бурное движение. Полотна полны декоративного блеска и колорита. Самые известные полотна Рубенса — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Персей и Андромеда», «История Марии Медичи», «Возвращение жнецов», «Вирсавия», портреты — «Камеристка», «Шубка», автопортреты. Рубенс создал свой мир — мир богов и героев подстать гиперболическим образам «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным сдержанным тоном. В историю изобразительного искусства вошел самый знаменитый ученик Рубенса — блестящий портретист Антонио Ван Дейк (1599—1641). Он автор парадных портретов аристократов, политических деятелей, прелатов церкви, богатых бюргеров, местных красавиц, собратьев-художников. Им написано много портретов и членов королевской семьи. Несмотря на парадность портретов, художнику удается уловить в каждом индивидуальные особенности модели и проявить блестящее мастерство. Его персонажи непринужденны и изящны, а окружающая их обстановка подчеркнуто декоративна. Есть у Ван Дейка полотна на мифологические и христианские сюжеты, проникнутые лиризмом («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна с куропатками»). Один из выдающихся художников Фландрии — Якоб Йордане (1593—1678). Его крупномасштабные полотна изображают мифологические, аллегорические сцены из крестьянской жизни. Любимый жанр — бытовые картины («Бобовый король», «Поклонение пастухов», «Сатире гостях у крестьянина»). Йордане с наибольшей полнотой выразил национальный колорит и национальный тип. Франс Снейдерс (1579—1657) прославился натюрмортами и сценами охот. Его натюрморты монументальны, декоративны, красочны. Снайдерс великолепно рисовал дары природы — рыбу, мясо, фрукты (серия «Лавки»), меха, перья, схватки животных. Стиль барокко. Художественные Господствующими художественными стилями стили XVII этого столетия были барокко и классицизм. столетия Барочный стиль, барокко, просуществовал в Европе с 1600 по 1750 гг. Ему присущи выразительность, пышность, динамика. Направленное на поддержку католической церкви в ее борьбе с Реформацией искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей. Образцом высшего выражения чувств считается скульптура Бернины «Экстаз св. Терезы». Живопись, скульптура, декор, архитектура создают целостный драматический эффект. Первоначально возникший в римских церквях стиль завоевывает всю Европу, обретая при этом новые черты. Искусство
барокко развивалось в феодально-абсолютистских
государствах, находящихся под сильным
воздействием католицизма (Италия,
Испания, Фландрия). Изобразительное
искусство барокко не может быть понято
вне его связи с архитектурой. Архитектура,
соединяющая в себе утилитарные и
художественные факторы в большей мере,
чем другие виды искусства, сопряжена с
материальным прогрессом и находится в
большей зависимости от господствующей
идеологии (храмовое зодчество и
градостроительство осуществляется на
деньги церкви и богатых людей, но в то
же время она обслуживает общество в
целом). В барочных культовых постройках
все богатейшие возможности синтеза
архитектуры, скульптуры, декоративного
искусства и живописи призваны поразить
воображение зрителя, проникнутые
религиозным чувством. В той же Италии
воздвигаются светские сооружения,
представляющие важный этап в развитии
мировой архитектуры. Разрабатываются
приемы городской планировки, целостного
городского ансамбля, строятся
дворцово-парковые комплексы, в которых
открываются новые принципы связи
архитектуры с природным окружением.
Культура Франции 17 века. Оформление стиля классицизм. Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образовакия в 1635 г. в Париже Академии литературы. В XVII в., когда во Франции установилась неограниченная власть монарха, которая достигла апогея при Людовике XIV, сформировалось классицистическое направление, охватившее все виды художественного творчества — классицизм. Классицизм, основанный на следовании принципам античного искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания произведения его форме, стремился выразить возвышенное, героическое и нравственные идеалы, создать ясные, органичные образы. В то же время классицизм нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса. Классицизм установил иерархию художественных жанров — высоких и низких. Так, в живописи высокими жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К низким относились пейзаж, портрет, натюрморт, такая же соподчинен-ность жанров соблюдалась в литературе. Высокими считались трагедия, эпопея, ода, а низкими — комедия, сатира, басня. Четкая разграниченность планов и сглаженность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарное га, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использовался локальный цвет: для ближнего — коричневый, для среднего — зеленый, для дальнего плана — голубой. Родоначальником классицизма в литературе стал Пьер Корнель (1606—1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Эдип» и др., прославлявших силу воли, управляемой разумом. Корнель считается создателем французского театра. Стержень пьес Корнеля — трагический конфликт страсти и долга, в них действуют героические характеры, великий поэт обличает деспотизм. Образцом французской прозы стали произведения Франсуа де Ларошфуко (1613—1680) и Мари Мадлен де Лафайет (1634—1693). В сборнике афоризмов и сентенций «Размышления, или Моральные изречения», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения за жизнью и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное ему аристократическое общество. Марк Лафайет — автор первого во Франции психологического романа «Принцесса Клевская», который пользовался огромным успехом у читателей. Все персонажи романа — реально существовавшие люди, но выведенные под другими именами. Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636—1711). Правила и нормы классицизма изложены им в трактате «Поэтическое искусство» (в форме поэмы). Он автор остроумных «Сатир», в которых высмеял религию, государственных деятелей. Его поэтическое дарование высоко ценил А.С. Пушкин. Величайший драматург Франции — Жан Расин (1639—1699), автор трагедий «Андромаха», «Британии», «Береника», «Митридата», «Ифи-гения», «Федра», «Афапия» и др. Расин заимствовал сюжеты из греческой мифологии и создавал свои произведения по всем канонам классической греческой драмы. В его пьесах при исключительной музыкальности и гармоничности стиха, уравновешенности внешней формы изображены остро драматические конфликты, душевная трагедия людей, вынужденных приносить свои чувства в жертву требованиям общественного долга. Огромное влияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (наст, имя Жан Батист Поклен, 1622—1673), реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важнейший источник вдохновения для него — фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма и традиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В его произведениях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой» обличаются, как писал Бальзак, вероломство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество, злословие, фатовство, неравные браки, скупость, продажность, распутство судей, тщеславие. Большую эмоциональность, социальную остроту и реалистическую конкретность приобрела сатира в баснях крупнейшего поэтического дарования Франции — Жана Лафонтена (1621—1695), в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции (басни Эзопа), так называемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравниваются с царством кровожадных и хищных зверей; осуждается церковь, скептически оценивается религия и в то же время раскрывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик», «Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын короля» и др.). Во второй половине XVII в. передовым представителем французской литературы был Антуан Фюретьер (1620—1688). Его главное произведение — «Буржуазный роман» — важный шаг в развитии реализма. В это время жил и писал свои знаменитые сказки Шарль Перро (1628—1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» и др. В некоторых из них писатель использовал европейские народные сюжеты (так, сюжет «Золушки» имеет около 700 вариантов). Основоположник классицизма в живописи — Никола Пуссен (1594—1665), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиций, культ природы и преклонение перед античностью — характерные черты творчества художника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пуссен изготавливал маленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различными композициями и освещением. Мастером лирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600—1682). Его ясная светлая живопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы XVII—XVIII вв. Персонажи его полотен (как правило, мифологические или исторические) чаще всего затеряны в окружении поэтического пейзажа («Заколдованный замок»). Тонкими эффектами освещения Лоррен сумел выразить разное ощущение природы в зависимости от времени суток (серия «Времена суток»). Хотя в архитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренессанса, но уже появились и элементы классицизма, например, фасад здания Люксембургского дворца (архитектор С. де Брос) расчленен ордером, который станет обязательным для этого стиля; колоннада восточного фасада Лувра (архитектор Перро) характеризуется простотой ордера, равновесием масс, статичностью, чем достигается чувство покоя и величия. Крупнейшим дворцовым архитектурным сооружением XVII в. является Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекторы Л.Лево (1612—1670) и Ж.Ардуэн-Мансар (1646—1708). Ардуэн-Мансар возводил также величавые торжественные сооружения: Дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомскую площадь, а Лево проектировал дворец Тюильри. Создатель парков Версаля и Тюильри — архитектор, мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613—1700). Парк в Версале замечательно сочетался с архитектурой фасада дворца, обращенного к парку, симметрия фасада как бы продолжается в просторных «партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют рисунок), радиально расходящихся аллеях, открытых перспективах. В XVII в. во Франции на первое место выдвигается светская музыка, она начинает преобладать над духовной. Развиваются опера и балет. Первые национальные оперы — «Триумф любви», «Пастораль». Основоположник национальной оперной школы — композитор, танцовщик Ж.Б. Люлли (1632—1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а также оперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера. Развивались в это время и инструментальные школы — лютневая, клавесинная, виольная. Английская культура 17 века. Английский философ Томас Гоббс (1588 — культура 1679)считается создателем первой законченной системы механистического материализма Гоббс - один из представителей теории возникновения государства по общественному договору, или контрактной теории государства. Согласно этой теории государство — результат своеобразного договора, который заключили суверенный властитель и подданные. По мнению Гоббса, побуждением к заключению такого договора являлся страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Появление государства положило конец естественному состоянию «войны всех против всех», которая имела место, по мнению Гоббса, в догосударственный период. Гоббс первым выступил против божественного происхождения королевской власти. Свою теорию он изложил в главном произведении «Левиафан». Его философские труды — «Основы философии» («Отеле», «Очеловеке», «Огражданине»). Крупнейший поэт Англии этого времени — Джон Мильтон (1608—1674). В поэмах «Потерянный Рай» и «Возвращенный Рай» в библейских аллегорических образах он отразил события Английской революции. Мильтон — автор поэмы «История Британии» и впечатляющей, но неудобной для постановки трагедии «Самсон —борец», в которых затрагивал проблему тираноборчества. Мильтон — прогрессивный общественный деятель, блестящий публицист — отстаивал суверенитет Английской республики, защищал свободу революционной печати (памфлет «Зашита английского народа», «Ареопагитика»). После реставрации династии Стюартов в Англии возродилось светское искусство, осуществлялись попытки утвердить в английском театре и литературе каноны классицизма, но трагедийного стиля создать здесь не удалось. Из комедиографов выделялись Вильям Утерли (1640—1716) и Вильям Конгрив (1670—1729). Комедии Конгрива «Двойная игра», «Любовью за любовь» и другие высмеивают светское притворство, их отличают изящный юмор и игра слов, запутанность интриги.<........> |
Loading
|