Антитеза как композиционная основа романа «Обломов»
Антитеза как композиционная основа романа «Обломов»
Роман И. А. Гончарова "Обломов”
организован с помощью приема антитезы.
На протяжении всего романа идет
противопоставление героя — герою,
события — событию, понятия — понятию
и т. д. Однако что дает нам, читателям,
использование этого приема? Сложнее,
легче ли становится познавать мир героя?
Является ли прием антитезы путеводной
звездой или, наоборот, препятствием на
пути к пониманию идейного стержня
произведения? Одним словом, какова цель
его использования? Во-первых, в
противопоставлении (как и в сравнении)
легче выявляются особенные черты
характера, которые часто бывают
индивидуальными и поэтому представляют
определенную ценность. Например, черты
характера главного героя романа в
сопоставлении с чертами характера
Штольца: "Голубиная нежность”, внутренняя
чистота... Также антитеза дает возможность
увидеть два несопоставимых полюса, два
контрастно выраженных понятия. Причем
не только увидеть, но и принять прелесть
каждого из них. (Таковы два сталкивающихся
состояния Обломова: бурная временная
деятельность и бездеятельность, лень,
апатия.) В-третьих, антитеза помогает
проникнуть во внутренний мир героя,
показывая контрастность, присутствующую
не только во внешнем, но и в духовном
мире. (Мечты Обломова и реальность, в
которую он так и не сможет их воплотить.)
Если вдаваться в подробности, то этот
ряд можно продолжать до бесконечности,
ведь в противопоставлении находится
почти каждая вещь, каждая деталь. (Ветка
сирени как символичная путевка в светлое
будущее и халат как трясина лени и
апатии, которая постоянно засасывает
Илью Ильича.) Однако и без тщательного
анализа текста романа можно выявить
огромное количество более крупных, даже
и наикрупнейших противопоставлений.
Самое начало произведения построено
на столкновении суетного, фальшивого
мира Петербурга и огромного нетронутого
внутреннего мира Обломова. Волков,
Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев
— все эти дешевые господа — яркие
представители этого неестественного
общества. Их традиционное посещение
просто чуждо пониманию главного героя.
"Не подходите, не подходите! Вы с холода!”
— пытается оградить себя от грустного
лицемерия Обломов. Ему противно
насильственное погружение в эту грязь,
которую приносят с собой в виде новостей
и приглашений его "приятели”. Эта
контрастность будет видна и на протяжении
всего романа. (Обломову неприятны
светские собрания и пустая деятельность
в Петербурге.) На
приеме антитезы также выстроена и
система образов романа. Обломов —
Штольц, Ольга — Агафья Матвеевна и др.
Даже портретная характеристика главных
героев указывается в противопоставлении.
"...Человек лет тридцати двух-трех от
роду, среднего роста, приятной наружности,
с темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи, всякой
сосредоточенности в чертах лица. Мысль
гуляла вольной птицей по лицу, порхала
в глазах... пряталась в складках лба,
потом совсем пропадала, и тогда во всем
лице теплился ровный свет беспечности.
С лица бесконечно переходила в позы
всего тела, даже в складки шлафрока”.
И совершенно другой Штольц: "он
беспрестанно в движении... он весь
составлен из костей, мускулов и нервов,
как кровная английская лошадь. Он
худощав, щек у него почти вовсе нет, то
есть кость для мускул, но нет признака
жирной округлости... Движений лишних у
него не было...” Два разных
характера, два разных человека; причем
настолько несопоставимые, что трудно
поверить, что между ними есть что-то
общее. И тем не менее это так. Это "общее”
возникло из-за доверчивости, открытости,
в какой-то степени наивности Обломова.
Обломов не только апатичный, ленивый,
бездеятельный; у него доброе сердце,
его "голубиная нежность” и внутренняя
чистота способны привлекать к себе
окружающих. Он открыт миру... Но только
какая-то невидимая пленка мешает ему
слиться с миром, встать рядом со Штольцем,
жить полной движения жизнью. В
противопоставлении также оказываются
и два ключевых женских образа: Ольга
Ильинична и Агафья Матвеевна. Эти две
женщины символизируют собой два жизненных
пути, которые предоставляются Обломову
в качестве выбора. Ольга — сильная,
целеустремленная, гордая натура и
одомашненная, хозяйственная, добрая,
простая Агафья Матвеевна. Обломов
выбирает второй путь. Казалось бы, что
ему стоило сделать один шаг навстречу
Ольге и погрузиться в ту мечту, которая
так ясно была изображена во "Сне”... Но
общение с Ольгой — это своего рода
последнее проявление личности Обломова,
как бы последний взлет, последнее
погружение в негу чистоты и счастья, а
за всем этим — только лишь падение и
бесперспективное существование... (Как
мы видим, в этом фрагменте текста также
использованы антитезы.) Мягкая натура
Обломова не способна слиться с фальшивым,
жестоким внешним миром. Для него это
слишком тяжело... Вот почему Обломов
выбывает из игры вечного поиска счастья
проигравшим. Он решает погрузиться в
апатию в загородном домике Агафьи
Матвеевны, где он и находит свой
"покой”. Конечно,
совершенно чуждое всем окружающим
восприятие мира Обломовым сталкивается
прежде всего с восприятием мира Штольцем.
Штольцу настолько непонятно и неприятно
теперешнее положение Обломова, что он
восклицает: "Погиб... навсегда погиб!”
— а чуть позже в карете он разочарованно
скажет Ольге, что в доме Обломова царит
"обломовщина...”. Это понятие становится
одновременно ключевым и роковым для
главного героя. Он то полностью сливается
с ним, погружается в него, то совершенно
отделяется, не чувствуя никакой связи
с этим выражением. Обломов не равен
самому себе, он способен быть разным и
относится ко всему по-разному. Нельзя,
конечно, сказать, что это состояние
Обломова построено на приеме антитезы,
но тем не менее своеобразную параллель
провести можно. Правда, чем ближе финал
произведения, тем _сильнее выражается
это равенство. И в конце концов Илья
Ильич становится рабом, но не себе, а
нулю. Действительно, вся его жизнь,
которая состояла из нравственных взлетов
и падений, кризисов, в итоге превращается
в ничто... Трагичный
финал романа противопоставлен вечному
оптимистическому, целеустремленному
настрою Штольца. "Теперь или никогда!”
— многообещающий и открывающий дальние
горизонты девиз Штольца, и "жизнь —
ничто, нуль” — разрушающее все замыслы,
мечты и надежды финальное состояние
главного героя... Конечно, это заключительное,
итоговое противопоставление еще раз
доказывает, что антитеза является
главным литературным приемом,
использованным в рома не, но главное —
не это. Задумываешься прежде всего над
тем, что все-таки та трясина апатии взяла
верх над главным героем, поглотила его
живое, чистое начало, изуродовав личность,
сделав ее творцом такого дикого явления,
как "обломовщина”...