Вечные образы — персонажи
литературных произведений, которые
вышли за рамки произведения. Они
встречаются в других произведениях:
романах, пьесах, повестях. Их имена стали
нарицательными, часто употребляются в
роли эпитетов, указывают на какие-то
качества человека или литературного
персонажа. Вечных образов четыре: Фауст,
Дон Жуан, Гамлет и Дон Кихот. Эти персонажи
утратили свое чисто литературное
значение и приобрели общечеловеческое.
Они созданы однажды, но с тех пор они
столько значили, что стали вновь
появляться у писателей разных эпох, их
черты порой всплывают в, казалось бы,
далеких от них персонажах. В романе
"Обломов” есть черты некоторых из этих
героев. Например, Обломов очень похож
на Гамлета. Гамлет у Шекспира был всегда
в поисках какого-то идеала, и Обломов
тоже. Эти две души обе хотят чего-то
высшего, их не устраивает жизнь на Земле.
Они стремятся к какому-то идеалу, который
отстоит далеко от них, — и погибают.
Гамлет хочет отомстить за смерть отца,
за убийство его. Обломов никому не мстит,
но он тоже хочет найти себя в жизни. В
начале романа перед ним проходит череда
потенциальных обломовых. Обломов может
выбрать "себя”, но ни один из этих
героев ему не симпатичен, это не тот
идеал, которого он хочет, к которому
стремится, правда, только душой, но не
может его найти. В реальной жизни Гамлет
тоже терзаем выбором. Душа его неспокойна.
У него тоже есть несколько путей: он
может стать таким, как Полоний, таким,
как Розенкранц и Гильденстерн, или
таким, как Клавдий или Гертруда. Гамлет
не хочет становиться ни одним из них.
Он остается самим собой и погибает. Его
убивает та затхлая атмосфера Эльсинора,
в которой все прогнило насквозь. Обломов
тоже пытается найти свой идеал в
заплесневелой атмосфере Петербурга,
там, где его просто не может быть. Его
убивает эта безысходность устаревшего
Петербурга, эта невозможность идеала
в нем.
От Дон Кихота
в Обломове — почитание женщины, рыцарский
дух, романтическое восприятие мира,
поиски какого-то высшего начала. Обломов
тоже бьется с ветряными мельницами —
с жителями бездушного, безыдеального
Петербурга. Обломов думает, мечтает,
хочет их изменить, ему тесно в Петербурге,
он не желает общаться с теми людьми,
которые окружают его. Обломов своими
размышлениями пытается изменить
Петербург, этот надменный и высокопарный
город, но у
него ничего
не получается. Город не желает изменяться,
он все так же "машет своими крыльями”,
то есть жизнь идет своим путем, а Обломова
— Дон Кихота нет, а жизнь все идет, и
Петербург такой же, и Штольц женат на
Ольге — Дульсинее Обломова, сам же
Обломов ничего не добился, его жизнь
была пуста и бессмысленна, как битва с
ветряными мельницами Дон Кихота.
Третий
вечный образ, который встречается в
романе, — это Фауст, представленный
образом Штольца. Это практичный,
образованный человек, Фауст — ученый,
который путешествует по миру с
Мефистофелем. Штольц — путешественник.
Он все время в отъезде, в Петербурге он
бывает редко и под конец вовсе уезжает
оттуда. Он живет в Крыму — в благословенной
земле. Фауст тоже пытается найти свою
благословенную землю и ради этого
заключает союз с Мефистофелем. Фаусту
это не удается, но и Штольц тоже не совсем
счастлив — ведь Ольга любит Обломова
и не может любить никого, кроме Обломова.
Фауст продает свою душу Мефистофелю в
поисках счастья, а Штольц отдает ее
Ольге. Но Ольга не приемлет этой жертвы,
и Штольц не находит своего счастья в
жизни.
Штольц — Фауст.
Во-первых, Штольц образованный, гораздо
образованнее, чем Обломов. У Фауста не
было духовных исканий, как у Обломова.
Фауст был ученым-прагматиком, его
интересовала наука, а не душа, он не
искал идеала — он искал счастья. А
Обломов ищет идеал. В нем воплотилось
столько качеств, которые присущи всем
людям на земле. Частичка Обломова есть
в каждом из нас. Этот литературный образ
стал вечным образом. Он приобрел
общечеловеческое значение. Появился
термин "обломовщина”, причем у него
имеется несколько значений, то есть в
разном понимании обломовщина разная.
Наряду с терминами "донкихотство” и
"гамлетизм” термин "обломовщина”
прочно вошел в нашу жизнь. Эти термины
образованы от имен и фамилий героев,
которые стали вечными образами. Причем
надо отметить характерную особенность
соотнесения названия произведения с
персонажами: все произведения, в которых
есть герои, ставшие вечными образами,
называются их именами, например: "Гамлет,
принц Датский” у Шекспира или "Фауст”
у Гете. Роман Гончарова называется также
"Обломов”, и Обломов тоже вечный образ.
Все мы немножко Обломовы, но каждый из
нас по-разному.