|
Конспект и презентация к уроку истории "В городе богини Афины"; 5 классКонспект и презентация к уроку истории "В городе богини Афины"; 5 классПрограммно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007. Тема: В городе богини Афины. Цель: дать учащимся представление о жизни жителей Афин; познакомить детей с основными районами города; воспитывать у учащихся чувство прекрасного к мировым историческим памятникам. Тип урока: комбинированный Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный Оборудование: ИКТ, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007.
Ход урока: 1. Повторение изученного материала. В V веке д.н. эры создается Афинский морской союз. Создается он с одной целью – довести войну с персами до победного конца. В конце концов, военным кораблям персов запрещено было плавать в Эгейском море. Во всех полисах была установлена власть демоса – демократия. Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах. И тема нашего урока посвящена как раз этому городу. Работа по карточкам. Карточка №1. Какие реформы ввел Солон? Карточка №2. Почему греки покидали родину? Карточка №3. Что такое спартанское воспитание? Карточка №4. Назовите основные виды соревнований в Древней Греции. Работа у доски. а) Исторические примеры: Троя + война с Грецией = * Пирамида * = 2600 г. д.н.э. 1500 г.д.н.э. = завоевание * 776 г.д.н.э. + город Олимп = * 490 г.д.н.э. + битва с персами = * б) «Дополни предложение» … была подвижна, способна проходить через узкий пролив (триера). Одно из состязаний … начиналось с … В 6 веке д.н.э. … стала одним из самых могущественных полисов Греции (Спарта). Устный опрос учащихся. Слайд 1 На прошлом уроке мы говорили о том, что главным городом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин и там находились две военные и одна торговая гавани. а) рассказать, что представляла собой военная гавань; б) подготовить рассказ по картине «В торговой гавани Пирея». в) используя картину, расскажите, каково было положение рабов?
2. Изучение нового материала. Слайд 2 Тема нашего урока «В городе богини Афины». Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие в этот город и познакомимся с основными районами этого удивительного города. Слайд 3 Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, где находятся Афины. Дайте характеристику местоположения города. Слайд 4 Город находится в 5 км от порта Пирей. Путь в Афины проходит по дороге, которая носит название Длинные стены, так как на всем протяжении пути построены эти удивительные стены. Слайд 5 Афиняне очень гордились своим городом, восторгались им, украшали его. Скажите, почему город получил такое название? Афина была одной из самых почитаемых богинь. По силе и уму ее сравнивают с Зевсом. Афина – покровительница ремесленников, гончаров, ткачих, рукодельниц, всего рабочего люда. Слайд 6 А вот перед вами план города Афины. Найдите основные районы города и назовите их. Слайд 7 Район Керамик. Район гончарных мастерских назывался Керамик. Узкие немощенные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Вечерами из-за грязи и луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным фонарем. Слайд 8 Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады; в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и ремесленники, создававшие великолепные роскошные вазы. Слайд 9 Послушаем, что об этом расскажут наши ребята. «Чернофигурный рисунок» В 6 веке д.н.э. вазу украшали чернофигурным рисунком; по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Слайд 10 «Краснофигурный рисунок» Позже поступали, наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными. Черный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. Но еще в древности секрет его изготовления был утрачен.
Слайд 11 Работа с картиной «В мастерской ремесленника». Учитель: а теперь посмотрите на картину. Перед вами владелец гончарной мастерской. Он имеет несколько рабов. Какую же работу выполняли рабы в мастерской? Прочитайте в учебнике. А кто же изготавливал все эти красивые вазы? Прочитайте (учитель показывает рабов и свободных мастеров). Свободные мастера получали деньги за свой труд и работали лучше рабов. Почему? Вот так жили ремесленники. Слайд 12 Район Агора Но день для всех греков, бедных и богатых начинался рано, с зарей. Солнечным светом дорожили, потому что дома освещались (чем?) коптящим масляным светильником. Греки справедливо считали, что утро – лучшее время дня: человек чувствует себя бодрым, отдохнувшим за ночь, готовым к работе.
Афинянин, надевая прямо на тело рубашку особого покроя, поверх набрасывал плащ. Греки любили яркую одежду: красную, зеленую, синюю. Афинянин надевал кожаные сандалии, брал в руки палку – он готов к выходу. Закусив несколькими кусочками хлеба, намоченными в вине, афинянин направлялся за покупками на рынок в сопровождении двух-трех рабов. Рынок располагался на главной площади Афин, в самом сердце Афин и этим сердцем была Агора. Слайд 13, 14 - Прочитайте в учебнике текст об этой рыночной площади и расскажите, что она собой представляла. Слайд 15 Учитель: Сделав необходимые покупки, афинянин отпускает раба с провизией домой, а сам встречается на Агоре с друзьями, беседует о политике, узнает последние новости. Вот он увидел знакомого крестьянина. Сценка: 1 ученик: - Ты слышал новость? Вчера приехали послы из Спарты, они требуют, чтобы мы распустили Афинский морской союз. Подумай только, какая наглость! Им пора объявить войну… Я буду голосовать в народном собрании, чтобы послов выгнали из Афин. 2 ученик: - Не горячись, подумай, какие бедствия принесет война. Спартанцы вырубят оливковые деревья, виноградники, сожгут деревни. Встречались афиняне в портиках. Что это такое? Прочитаем в учебнике. Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры.
Слайд 16 Район Акрополь А сейчас, представьте себе, что на греческой триере мы подплываем к Пирею. Еще не видно Афин, но что-то сверкает там, вдали в лучах солнца. Это позолоченный шлем и наконечник копья статуи богини Афины. За небольшую плату на громыхающей повозке мы добираемся до Афин. По обе стороны дороги расположены Длинные стены. По пути возницы, общительный и разговорчивый как все греки, с гордостью говорят: «Афины обязательно понравятся вам!». Но в начале Афины не производят на нас большого впечатления. Мы идем по кривым и узким улочкам. Что это за район? Мы проходим через Агору и, наконец, подходим к Акрополю. Что такое Акрополь? Почитаем в учебнике.
Он расположен на высокой скале, 70-80 м высоты, пройти на него можно только с западной стороны по узкой и извилистой тропинке. Мы подходим ближе. Что это за процессия? Куда идут эти люди? «Сразу видно, что вы не из нашего города»,- охотно отвечают они. – Иначе вы бы знали, что сегодня всенародный праздник в честь богини Афины. Вам посчастливилось - вы увидите много интересного, праздник устраивается один раз в четыре года, в нем участвуют все Афинские граждане». Куда же идут эти люди? В храм Афины. А этих баранов и быков принесут в жертву богине. Если бы вы не опоздали и пришли пораньше, то увидели бы как в начале шествия принесли новую одежду Афины, сотканную в подарок богине лучшими ткачихами нашего города».
Вместе с Афинскими гражданами мы медленно поднимаемся по ступеням красивой мраморной лестницы, ведущей на Акрополь.
Слайд 17
- «Взгляните направо, - говорят нам греки; это маленькое изящное здание – храм богини победы Ники. Он выстроен в честь наших побед над персами. Эллины всегда изображали богиню Нику крылатой, говорят, победу трудно удержать, она может улететь. А мы, афиняне, построили храм Ники бескрылой: Афиняне победили персов, и победа навсегда останется в нашем городе».
Слайд 18 На Акрополе на высоком постаменте стоит 9-ти метровая бронзовая статуя Афины-воительницы. Эту статую в память о Марафонской битве сделал прославленный скульптор Фидий. Правой рукой Афина опирается на копье, а левой придерживает щит. Взгляд мудрой Афины полон достоинства и величия.
Слайд 19 Справа от нее расположен самый замечательный храм Древней Греции – Парфенон. Он выстроен из лучшего в Греции мрамора, необычного по своим качествам материала. В зависимости от освещения, Парфенон меняет цвет на протяжении дня. Парфенон окружен колоннами. У Парфенона нет фасада – лицевой стороны, он предназначен для осмотра со всех сторон. На фронтоне изображены скульптуры, изображающие сцену спора Афины и Посейдона и сцену рождения Афины.
Слайд 20 Вместе с Афинянами мы входим внутрь Парфенона и останавливаемся в изумлении: перед нами большая, высотой почти в трехэтажный дом, статуя Афины. - «Как эту скульптуру Фидию удалось сделать Афину, похожую на живую женщину?» – спрашиваем мы наших спутников. И нам объясняют, что статуей Афины гордятся по всей Элладе как замечательным произведением искусства. «Основа статуи – деревянная, - говорят нам греки, - одежда, щит и шлем сделаны из золота, а лицо, руки, обнаженные ступни ног – из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела». Слайд 21 Восхищенные мастерством Фидия, мы выходим из Парфенона, и вскоре оказываемся подле здания, расположенного справа от него – Эрехтейон. Этот храм посвящен двум богам, поспорившим между собой из-за того, кто станет покровителем Афин. А как красивы колоны храма Афины и Посейдона: вместо простых столбов здесь поставлены каменные фигуры юных девушек.
Слайд 22 А это оливковое дерево – то самое, которое выросло из копья Афины.
Слайд 23 В наши дни тысячи людей стремятся побывать в Афинском Акрополе, чтобы полюбоваться его замечательными памятниками.
3. Закрепление изученного материала Какие же сооружения Акрополя и какие статуи вам запомнились? Что такое Агора? Почему афиняне стремились там побывать? Как называется район, где жили ремесленники? Домашнее задание § 37, рассмотреть два типа колон: конические и дорические. Чем они отличаются? |
Loading
|