Трудно сказать, каков идеал
счастья и любви у писателя Гончарова,
не имевшего свою собственную семью.
Однако свои мечты, задумки, идеи автор,
как правило, воплощает в главном герое.
Они духовно сцеплены и неразлучны.
Именно он и позволит мне создать
представление об авторском
идеале.
"Идеал счастья,
нарисованный Обломовым, заключался не
в чем другом, как в сытной жизни, - с
оранжереями, парниками, поездками с
самоваром в рощу и т. п., - в халате, в
крепком сне, да для промежуточного -в
идиллических прогулках с кроткою, но
дебелою женою и в созерцании того, как
крестьяне работают”. Это мечты Обломова,
которые годами отпечатываются в его
воображении. Мечты уносят Обломова в
детство, где было уютно, тихо и спокойно.
Идеал семьи для Обломова идет именно
из детских воспоминаний... "Няня ждет
его пробуждения. Она начинает натягивать
ему чулочки; он не дается, шалит, болтает
ногами; няня ловит его, и оба они
хохочут...”
"Смотрит
ребенок и наблюдает острым и переимчивым
взглядом, как и что делают взрослые,
чему посвящают они утро. Ни одна мелочь,
ни одна черта не ускользает от пытливого
внимания ребенка...” И если мы сравним
порядок жизни семьи Обломова и жизнь,
описываемую Обломовым Штольцу, то
получим две очень похожие картинки:
Утро... Поцелуй жены. Чай, сливки, сухари,
свежее масло... Прогулки с женой под
синим-синим небом, по тенистым аллеям
парка. Гости. Сытный обед. "В глазах
собеседников увидишь симпатию, в шутке
искренний, незлобный смех... Все по душе!”
Вот идиллия, "обломовская утопия”.
Эта
идиллия частично олицетворяется в
отношениях Обломова и Агафьи Матвеевны.
Эта женщина, в которой Обломова так
восхищают полные локти с ямочками,
подвижность, хозяйственность, лелеет
и опекает его, как ребенка. Она обеспечивает
ему покой и сытую жизнь. Только был ли
это идеал любви? "Он сближался с Агафьей
Матвеевной - как будто подвигался к
огню, от которого становится все теплее
и теплее, но которого любить
нельзя”.
Обломов не
мог любить Агафью Матвеевну, не мог
оценить ее отношение к нему. А заботу
ее воспринимал как должное, как привык
с детства. "Его как будто невидимая
рука посадила, как драгоценное растение,
в тень от жара, под кров от дождя, и
ухаживает за ним...”. Опять же видим —
"обломовская утопия”. Что еще нужно
для счастливой жизни? Зачем Гончаров
бередит этот тихий, спокойный "пруд”?
Зачем он вводит в роман Ольгу как мощное
"противоядие” жизни Обломова?
Любовь
Ильи и Ольги, я бы сказала, даже
представляется страстной. Она искрой
пробегает между ними, распаляя интерес
друг к другу. Она заставляет очнуться
Обломова, дает Ольге почувствовать свои
силы женщины, она содействует ее духовному
росту. Но не имеют их отношения будущего,
потому как Обломов никогда не преодолеет
"овраг”, разделяющий Ольгу и
Обломовку.
В конце
романа я не вижу полной картины любви
и семейного счастья. С одной стороны,
только Агафья Матвеевна - олицетворение
семьи, с другой стороны, Ольга - это
любовь.
Но нельзя
забыть Ольгу и Штольца. Пожалуй, их союз
близок к идеалу. Они стали как единое
целое. Их души слились воедино. Они
думали вдвоем, читали вдвоем, вместе
растили детей - жили разнообразно и
интересно. Ольга, вглядываясь лучистыми
глазами в глаза Штольца, как бы впитывала
его знания, его чувства. Семейный быт
не смог приземлить их отношений.
"Штольц
был глубоко счастлив своей наполненной,
волнующейся жизнью, в которой цвела
неувядаемая весна, и ревниво, деятельно,
зорко возделывал, берег и лелеял
ее”.
Мне кажется,
именно Ольга и Штольц символизируют
идеал любви и семьи в понимании И. А.
Гончарова.