И. А. Гончаров в своем романе
исследует человеческую натуру, и если
в образах Обломова и Штольца мы найдем
как бы две крайности (сердечность, но
пассивность и активность в ущерб душе),
то в образе Ольги Ильинской, с моей точки
зрения, воплотились не только лучшие
черты русской женщины, но и все лучшее,
что видел писатель в русском
человеке.
Гончаров
описывает Ольгу не красавицей в привычном
понимании этого слова: "...не было ни
белизны в ней, ни яркого колорита щек и
губ, и глаза не горели лучами внутреннего
огня... Но если б ее обратить в статую,
она была бы статуя грации и гармонии”.
Именно в Ольге мы видим те черты, которые
всегда привлекали внимание русских
писателей в любой женщине: отсутствие
искусственности, красоту не застывшую,
а живую. Мы можем уверенно сказать, что
Ольга Ильинская продолжает ту галерею
прекрасных женских образов, которую
открыла Татьяна Ларина и которыми будет
восхищаться не одно поколение читателей:
"в редкой девице встретишь такую
простоту и естественную свободу взгляда,
слова, поступка”.
Именно
Ольгу Обломов воспринял как воплощение
того идеала, о котором мечтал. Что же
видит Ольга в Илье Ильиче? Сначала
болезненная неспособность его к
какому-либо действию зажигает в ней
желание помочь хорошему, но слабовольному
человеку. Она ценит в Обломове ум,
простоту, доверчивость, отсутствие всех
тех светских условностей, которые также
чужды и ей. Она видит, что в нем нет
цинизма, но есть постоянное стремление
к сомнению и сочувствию. Таким образом,
из отношения Ильинской к главному герою
романа мы можем понять ее собственное
жизненное кредо. Ольга мечтает, что
разбудит Обломова, укажет ему цель, даст
толчок к новой, активной жизни, чувствует
себя творцом нового человека. Симпатия
перерастает в сильное чувство, однако
Ольга постоянно размышляет о своем
влиянии на Обломова, о своей "миссии”;
любовь становится для нее долгом, а
потому уже не может быть безоглядной,
стихийной. Больше того, Ольга не готова
пожертвовать всем ради любви. "Тебе
хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы
я тебе своим спокойствием, пошла ли бы
я с тобою по этому пути?.. Никогда, ни за
что!” — решительно отвечает она
Обломову.
Обломов и
Ольга ждут друг от друга невозможного.
Она от него — деятельности, воли, энергии;
в ее представлении, он должен стать
похожим на Штольца, но только сохранить
при этом лучшее, что есть в его душе. Он
от нее — безоглядной, самоотверженной
любви. Ольга любит того Обломова, которого
создала в своем воображении и которого
искренне хотела создать в жизни. "Я
думала, что я оживлю тебя, что ты можешь
еще жить для меня, — а ты уж давно умер”,
— с трудом выговаривает Ольга и задает
горький вопрос: "Кто проклял тебя, Илья?
Что ты сделал? Что сгубило тебя?.. Нет
имени этому злу...” "Обломовщина!” —
отвечает Илья, и это звучит как приговор
и ему, и ей — ее тщетной попытке преобразить
любимого.
Сперва
кажется, что Ольга находит свое счастье
со Штольцем. Именно он сумел добиться
того, что в душе молодой женщины здравый
смысл, рассудок окончательно победили
терзавшее ее чувство любви к Обломову
и неудовлетворенности собой. Но и замужем
Ольга начинает чувствовать необъяснимую
тоску. Механическая, деятельная жизнь
Штольца не дает тех возможностей для
движения души, которые были в ее любви
к Обломову. Ольга Ильинская не может
жить успокоенной, ей мало домашнего,
женского счастья. Ее деятельная натура
жаждет настоящих, больших дел, подобных
неудавшейся попытке сотворить нового
Обломова.
В заключение
приведу мнение известного критика Н.
А. Добролюбова (статья "Что такое
обломовщина?”), который считал, что
именно Ольга "представляет высший
идеал”, какой только и можно найти в
"теперешней русской жизни”.