В центре романа Гончарова
"Обломов” — сложный и противоречивый
образ помещика Ильи Ильича Обломова.
В
первой части романа изображаются
кажущиеся наиболее явными черты его
личности: леность, безволие, созерцательность.
Ярко выступают гоголевское традиции в
изображении героя, автор акцентирует
внимание на деталях домашнего обихода,
отражающих характер хозяина. Так, туфли
и халат приобретают символическое
значение: они характеризуют внутреннюю
борьбу Обломова. В этой части романа
нет напряженности, практически нет
действия. Это история одного дня. Обломов
дремлет, просыпается, вспоминает о
каком-то деле, дремлет дальше. Он в ужасе
от любого перемещения, даже от того,
чтобы переехать на новую квартиру.
Пространство романа сужается до комнаты,
до дивана, на котором лежит Обломов. А
биографически время расширяется: во
сне он видит детство.
Неподвижность
жизни, дрема, замкнутое существование
— это не только признак существования
Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке.
Она отъединена от всего мира: "Ни сильные
страсти, ни отважные предприятия не
волновали обломовцев”. Эта жизнь
по-своему полна и гармонична: это русская
природа, сказка, любовь и ласка матери,
русское хлебосольство, красота праздников.
Эти впечатления детства являются для
Обломова идеалом, с высоты которого он
судит жизнь. Поэтому он не принимает
"петербургскую жизнь”, его не привлекает
ни карьера, ни желание разбогатеть.
Посетители Обломова олицетворяют три
жизненных пути, которые мог бы
пройти
Обломов: стать избалованным пижоном,
как Волков; начальником отдела, как
Судьбинский; писателем, как Пенкин.
Обломов уходит в созерцательное
бездействие, желая сохранить "свое
человеческое достоинство и свой покой”.
Образ Захара определяет структуру
первой части романа. Обломов немыслим
без слуги, и наоборот. Оба они дети
Обломовки.
Вторая и
третья части романа — это испытание
дружбы и любви. Действие становится
динамичным. Главным антагонистом
Обломова выступает его друг Андрей
Штольц. Образ Штольца важен для понимания
авторского замысла и для более глубокого
понимания главного героя. Гончаров
намеревался показать Штольца как
деятеля, подготавливающего прогрессивные
перемены в России. В отличие от Обломова,
Штольц — это энергичный, деятельный
человек, в его речах и поступках
чувствуется уверенность, он твердо
стоит на ногах, верит в энергию и
преобразующую силу человека. Он постоянно
в движении (в романе говорится о его
переездах: Москва, Нижний Новгород,
Крым, Киев, Одесса, Бельгия, Англия,
Франция) — и в этом он видит
счастье.
Немецкое
трудолюбие, расчетливость и пунктуальность
соединяются в Штольце с русской
мечтательностью и мягкостью (отец у
него немец, а мать — русская). Однако в
Штольце все-таки ум преобладает над
сердцем, он подчиняет контролю даже
самые тонкие чувства. Ему недостает
человечности, которая является главным
свойством Обломова. О детстве и семейной
жизни Штольца лишь рассказано. Мы не
знаем, чему Штольц радовался, чему
огорчался, кто у него друзья, кто враги.
Штольц, в противоположность Обломову,
пробивает дорогу в жизни сам (блестяще
окончил университет, с успехом служит,
начинает заниматься собственным делом,
наживает дом и деньги). Портрет Штольца
контрастирует портрету Обломова: "Он
весь составлен из костей, мускулов и
нервов”. Обломов же "обрюзг не по
летам”, у него "сонный взгляд”. Однако
и образ Штольца более многомерен, чем
кажется на первый взгляд. Он искренне
любит Обломова, говорит о "честном” и
"верном” сердце Обломова, "которое
не подкупишь ничем”. Именно Штольца
автор наделил пониманием нравственной
сути Обломова, и именно Штольц рассказал
"литератору” всю историю жизни Ильи
Ильича. И в конце романа Штольц находит
успокоение в семейном благополучии, он
приходит к тому, с чего начал и на чем
остановился Обломов. Это "отражение”
образов друг в друге можно рассмотреть
как процесс соединения крайностей.
Важное
место в романе занимает тема любви.
Любовь, по мысли Гончарова, — одна из
"главных сил” прогресса, миром движет
любовь. Герой проходит испытание любовью.
Гончаров не дает развернутого портрета
Ольги, но подчеркивает, что в ней не было
"ни жеманства, ни кокетства, никакой
лжи, никакой мишуры, ни умысла”. В первый
раз перед Обломовым мелькнул контур
его идеала. Разрыв был закономерен, ибо
Ольга и Обломов ждали друг от друга
невозможного. Он — самоотверженной,
безоглядной любви, когда можно пожертвовать
всем: "спокойствием, молвой, уважением”.
Она от него — деятельности, воли, энергии.
Но Ольга влюбилась не в Обломова, а в
свою мечту. Это чувствует и Обломов,
когда пишет ей письмо. В дальнейшем
каждый из героев обретает такую жизнь,
которая соответствует его идеалу. Ольга
выходит замуж за Штольца, Обломов находит
сердечную любовь Агафьи Матвеевны. В
ее доме на Выборгской стороне "его
окружали теперь такие простые, добрые,
любящие лица, которые согласились своим
существованием подпереть его жизнь,
помогать ему не замечать, не чувствовать
ее”. Исчезнувший мир детства, Об-ломовка,
появляется снова.