Центральный Дом Знаний - Культура Древнего Китая

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Культура Древнего Китая

Содержание:                                            Скачать

  1. Введение……………………………………………………………...2

  2. Конфуцианско-даоситский тип культуры…………………………3

  3. Развитие науки ………………………………………………………15

  4. Китайская мифология……………………………………………….24

  5. Заключение…………………………………………………………..27

  6. Тест ………………………………………………………..…………28

  7. Список использованной литературы.………………………………29

Введение

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Название «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь восходит европейское название европейское название Китая со времен античности: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и политический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями различных этносов и укладов:

  1. I-II тыс. до н.э. – возникновение государства, период Шань (Инь)

  2. XI-VIII - вв. до н.э. - государство Чжоу (Западное)

  3. VII-VI вв. до н.э. – период «многоцарствования» (Лего)

  4. V-III вв. до н.э. – эпоха «воющих царств»

  5. III вв. до н.э. – II в. н.э. – империя Цинь и Хань

  6. IIIVI вв. н.э. – период «трехцарствования»

1. Конфуцианско-даосистский тип культуры. Культура Китая

Древнекитайская цивилизация.

Эпоха древнекитайской цивилизации восходит к рубежу III - II тыс. до н.э. концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.).

Специфика, природных условий в значительной мере обусловила ряд важнейших особенностей древнекитайской цивилизации. Климатические условия были более суровыми, чем в Египте, Шумера, Индии, поэтому государство сложилось гораздо позже и на более высоком уровне развития производительных сил. Сыграло свою роль и то, что до середины I тыс- до н.э. Древний Китай развивался почти в отрыве от других цивилизаций.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика или поиски индивидуального спасения. Величайшими пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, а не ради спасения на свете.

Начиная со II тыс. до н.э. китайцы верили многим богам, приносили им жертвы, затем на первый план выходит шанди, но и он воспринимался как первопророк и бог одновременно.

Всекитайский пантеон.

Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской структуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. На высшем его ярусе находились общегосударственные культы Неба и Земли, отправлявшиеся в их полном объеме лишь самим императором в специальных столичных храмах. Храм Неба и доныне являет собой архитектурную достопримечательность Пекина: это обширный комплекс, ведущее положение в которой занимает трехъярусное куполообразное здание, круглое в плане, с мраморными террасами и балюстрадами; оно обычно оживало и красочно светилось в ночь церемониала, свершавшегося под Новый Год.

К числу божеств, имевших всекитайское распространение и значение, относились основатели трех религий - Конфуций, Лао-цзы и Будда; причем первое место среди них, бесспорно, принадлежало Конфуцию, храмы в честь, которого были в каждом уездном городе (их в Китае насчитывалось около 1500). Общекитайским поклонением пользовались и некоторые другие мудрецы - древние мудрецы типа Хуанди и Фуси, бодисатвы и будды Амитаба, Майтрейя, Гуань-инь, а также некоторые обожествленные герои, как, например, бог войны Гуань-ди, некогда отважный полководец времен Троецарствия (Ш в.), превратившийся со временем в популярное божество, покровительствовавшее уже не столько военным, сколько торговцам и богатству.

К числу высших всекитайских божеств относился и Великий Нефритовый император Юйхуан шанди - персона несколько необычного типа, в первые появившаяся в китайском пантеоне на рубеже I - II тысячелетий н.э. и довольно быстро превратившаяся в верховного главу всех божеств, духов, героев и демонов этого пантеона. Культ Юйхуана шанди окружившего себя на небе бесчисленным множеством «министров», чиновников, канцелярий и ведомств и бывшего, таким образом, зеркальной копией императора земного, - это естественное порождение, закономерное завершение тех принципов рационалистического осмысления потустороннего мира, которые были свойственны китайскому мышлению. Однако этот популярный культ, плоть от плоти гигантской системы религиозного синкретизма, нуждавшейся хоть в поверхностной упорядоченности ее пантеона, был враждебно воспринят верхами китайского общества. Не желая видеть в порождении народных суеверий конкурента великого Неба, копий земного сына Неба, императоры не раз пытались запретить культ Юйхуана шанди, но в представлении народа он так и остался великим небесным правителем.

Более скромна по рангу, но неизмеримо более многочисленна группа локальных культов, центральное место в которой занимали божества - покровители территории, деревенские туди-шэни и городские чэн-хуаны. Те и другие охраняли население от опасностей и невзгод. Они выступали в качестве арбитров (суд в храме чэн-хуана в Китае походил на «божий суд» в христианском европейском средневековье) и посредников перед лицом великого Юйхуана шанди, которому регулярно обязаны были давать отчет о положении дел на вверенной им территории. Параллельно с чэн-хуаном и туди-шенями действовало и множество других локальных духов, ведавших горами, реками и т.п.

В рамках каждой семьи или социальной корпорации действовали другие духи, отвечавшие за порядок среди своих подопечных. На первом месте среди них по популярность был дух домашнего очага Цзао-шэнь. Бумажный лубок с его изображением висел в каждом доме. Считалось, что за семь дней до Нового года Цзао-шэнь отправлялся с докладом к Юйхуану шанди. Пока Цзао-шэнь пребывал с докладом на небе, семья тщательно готовилась к Новому году - самому большому празднику в стране. Все чистилось, убиралось. Считалось необходимым к Новому году расплатится с долгами:, привести все дела в порядок. Праздник начинался в полночь, когда под гром хлопушек и вспышек фейерверков семья встречала возвращавшегося Цзао-шэня, в честь чего на стену вешалось новое его изображение.

Если в сказках Запада дракон чаще всего - страшное чудовище, олицетворение зла, с которых сражается носитель добра, в Китае дракон не редко был символом добра, мира и процветания. Гораздо реже он воспринимался как носитель зла. Праздник дракона пятого числа пятого месяца - один из самых любимых в Китае. В этот день на празднично украшенных лодках ездили по рекам и приносили жертву законам - повелителям вод.

Кроме дракона китайцы почитали и других священных животных -сказочную птицу феникс, единорога-цилиня и черепаху. Благоговейно, со священным страхом почитали они тигра - царя зверей, на лбу которого в изображениях, часто чертили знак "ван" (царь). Тигр считался кроме того, грозой демонов болезней и, следовательно, в какой-то мере патроном здоровья. Его клыки и когти высоко ценились: обрамленные в серебро, они служили ценными амулетами, растолченные в порошок -целебными снадобьями. Почитались в Китае также коты, петухи, обезьяны, змеи. Конечно, это было не то священное почитание, с какими индийцы относили к корове. Просто эти животные пользовались некоторым покровительством, а их духам, изображавшимся в их же облике, в особых кумирнях время от времени приносили жертвы.

Существенное влияние не только на последующее развитие философии, но и особенности на развитие религии, оказала книга. «Дао-дэ-пзин» («Книга о Дао»), представляющая собой сборник афоризмов, мудрых, но порой странных и загадочных изречений.

Центральной идеей философии Лао-Цзы (около VI века) была идея дао. Слово "дао" на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. Дао означает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип.

Основная идея практической философии, или этики Лао-Цзы: это принцип недеяния, бездействия, квиетизма. Всякое стремление что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Злом считает Лао-Цзы и всякое знание: «святой муж», управляющий страной, «старается, чтобы мудрые не смели сделать что-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то на земле будет полное спокойствие». «Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть».

Главная добродетель - воздержание. «Аля того, чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства».

Учение Лао-Цзы послужило основой для развития даоской религии, одной из трех господствующих ныне в Китае религий.

Почти одновременно с философскими книгами Лао-Цзы и его учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящая к родоначальнику другой господствующий религии Китая - Кун-цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция а школа, ведущая, от него свое происхождение, коренным образом отличаются от философской системы Лао-Цзы. Они отражали взгляды и интересы чиновничества.

Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» («У-цзин») и «Четверокнижае» («Сы-щу»). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Некоторые из них к религий не имеют никакого отношения. Классическое «Пятикнижие» - еще и сейчас основной канон конфуцианской религии - состоит из следующих сочинений: древнейшая книга - «И-цзин» («Книга перемен») - сборник магических формул, заклинаний; «Шу-цзин» («Древняя история») - история легендарных императоров, религиозного содержания в ней мало; «Ши-цзин» («Книга песнопений») - сборник древней поэзии, отчасти космологического и мифологического содержания (в последней из четырех частей сборника есть и чисто религиозные песни или гимны, исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями); «Ли-цзи» («Книга церемоний») - описание многочисленных обрядов, далеко не все из которых имеют религиозное значение, «Чун-цю» («Книга весны и осени») - это хроника одного из Китайских княжеств, очень краткая, сухая, лапидарная, ни каких религиозных элементов не заключающая.

«Сы-щу» («Четверокнижие») состоит из следующих книг; «Да-сюе» («Великое учение») - учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; «Чжун-юн» («Книга о середине») - учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в крайности; «Лун-юй» - книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников; «Меи-цзы» - учение философа Мен-цзы, самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.

Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Согласно Конфуцию, правитель должен кроме гуманности обладать еще одним важным качеством - чувством долга. Долг - это моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на самого себя. Благородный человек Конфуция - это идеал, своеобразное звено между небом и обществом. С течением времени и в связи с ростом авторитета Конфуция и его учения этот идеал становится обязательным эталоном для подражания, приблизиться к которому было делом чести и престижа. Конфуцианство стало официальной идеологией династии Хань (Ш в. до н.э. - III в. н.э.), чиновники при которой отбирались по принципу безупречного знания мудрости учителя.

В средневековом Китае сложились и канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в чиновничьей иерархии. Это и вошло в так называемый «Китайский церемониал». В эпоху Хань был составлен подробный свод правил церемониала - трактат Лй-Цзы, сжатое изложение Конфуцианских норм, имевших силу более 2 тыс. лет.

Для того, чтобы стать чиновником, нужно было выдержать экзамен, который происходил под строгим контролем конкурсной комиссии, справившиеся лучше других удостаивались желаемой степени и получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели обеих - на третью. Трижды сдавшие экзамены получали высшую ученую степень на престижную должность «уездного» начальника. Важной основой социального порядка по Конфуцию является строгое повиновение. Высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Последователи Конфуция учили, что из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором месте - божество, на третьем - государь. Однако конфуцианцы считали, что самому народу также нужно отеческое наставление. Вторая важная основа конфуцианства - строгое повиновение, старшим, причем, как напоминал Конфуций, государство - большая семья, а семья - малое государство. Конфуций разработал "сяо" - учение о сыновней почтительности. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи. Символом кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отбирать которые было недопустимо. В эти храмы собирались родственники.

Китайцы создали оригинальную картину мира, где не было места враждебности, несовершенству, дисгармонии. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного торжества противоположностей, где все различия относительны. Каждое явление природы, будь то цветок, животное или водопад, - воплощают в себе мудрость природы и ее богатство. Мир изначально совершенен, поэтому его не надо переделывать, надо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (джи).

Китайская культура призывает к действию в соответствии с космическим ритмом. Творчество принадлежит небу. Эта идея социально-этического политического порядка, санкционированного - великим небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства, не изменил эту идею и буддизм.

Опираясь на древние представления о небе и высшей небесной благодати (дэ), конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной. Если правитель отступал от принятых норм, выражением чего был экономический упадок, волнения, правитель терял право на мандат неба (дэ) (тот тезис Конфуция служил предостережением императорам, которые пытались отклониться от социальных и моральных норм). Многие соседи Китая - хунны, монголы, захватывающие империю, постепенно принимали эти же нормы.

Таким образом, конфуцианство стало не религией в полном смысле слова, а вобрало в себя политику, административную систему, функцию социальных и экономических процессов, словом, стало образом жизни, концентрированной формой китайской культуры.

Одной из популярных школ в Китае был легизм, который критикуя конфуцианство за "то, что оно, по его мнению, культурой подменяет законы, считал, что природа человека изначально зла. Поэтому рядом с этими двумя религиями, выросшими на почве самого Китая, довольно широкой популярностью там пользуется третья религия, внесенная извне: это буддизм, который китайцы называют учением Фо. Впервые буддизм появился в Китае в I в. н.э. в виде хиняны, однако он долго не удержался. Вторичное появление буддизма, уже в форме махаяны, относится к началу V в., и с той поры, несмотря на ряд преследований, которым по временам подвергались буддийские монахи со стороны правительства, буддизм укоренился в Китае и даже занял место третьей равноправной религиозной системы в этой стране. Собственно говоря, настоящих буддистов, т.е. исключительных приверженцев этой религии, в Китае мало. Такими можно считать только буддийских монахов. Вне этой профессиональной группы едва ли кто из китайцев признает себя буддистом. Но буддистские обряды выполняют - попутно с даосскими и конфуцианскими - почти все верующие китайцы. К услугам буддистских монахов обращаются очень часто, особенно в связи с погребальными обрядами, - область, в которой монахи считаются большими знатоками.<.......>

Если допытаться охарактеризовать религию Китая в целом, то бросается в глаза прежде всего ее глубокое своеобразие. Верующие китайцы весьма мало склонны к мистицизму, отвлеченной метафизике, аскетизму. Это отразилось в их религии, особенно в конфуцианской. Последняя сводится к строгому выполнению предписанных обрядов. Обряды же, чинные, сдержанные, совершенно лишены какого-либо вдохновения, религиозной экзальтации. Мистическое общение с божеством, правда, практикуется некоторыми жрецами - гадателями (даосами), но в китайской религии в целом оно занимает очень скромное место. Всякий же религиозный фанатизм, аскетизм, изуверское умерщвление плоти, оргиастическое исступление совершенно чужды китайской религии. Вообще, индивидуальное начало в религии, личная связь отдельного человека с потусторонним миром не свойственны верующим китайцам; это объясняется, видимо, живучестью родовых традиций.

Искусство Китая.

Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы -«Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книга перемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже н.э. изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количество иероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во П в. н.э. число иероглифов составляло более 10 тыс., в Ш в. н.э. - более 18 тыс. В это время было введено единообразное для всей страны письмо, которое в последствии и легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первые словари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.

Наиболее известными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника, китайской поэзии, который жил в IV-Ш в.в. до н.э.

Особенно популярна была поэзия Тао Юааь Миня, понятная и близкая простому народу.

Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае.

Знаменитыми поэтами первого века н.э. Китая были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи, Кан, Жуань Цзй.

На первые века нашей эры приходятся и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой, уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за: пределами Китая.

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два - три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода). Самыми известными являются пагода Сунь-юэ-сы в Хэнани (523г.), «Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та), в Сиане (основана в 622 г., перестроена в 701 - 704 гг.). Пагоды возводились из разных материалов: деревянная пагода в храме фо-гун-сы (1056 г.), кирпичная пагода Бай-ма-сы (1175 г.). Наиболее известна 13-этажная железная пагода в Гань-яне (Х-Х1 вв.). Этот тип строения был основных в Китае в течение многих веков - вплоть до самого последнего времени. Знаменитый храмовый ансамбль «Храм неба» в Пекине (1420 г., перестроен в 1745 г.). Главное здание - «Храм молитвы за годовую жатву» - деревянное, круглое в плане, расположено на трехступенчатой мраморной террасе. Крыша покрыта синей черепицей. Недалеко от храма находится «Алтарь неба» (XVI в.). В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 гг. до н.э. ознаменовалось строительством основной части Великой Китайской стены, которая частично сохранилась до нашего времени. [3]

2. Развитие науки.

Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время Западного Чжоу (XIIVIII вв. до н.э.), Восточную Чжоу (VIIIV вв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «воюющих царств», охватывающую отрезок времени от V до III вв.до н.э.). <.....>

Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и по степям, и по пустыням. В определенных местах в ней имелись хорошо охранявшиеся ворота, использовавшиеся для торговли с кочевниками. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племен. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.

Цинь Шихуанди заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого по всей территории в его сесть сооружались храмы и дворцы.

Как и во всех «речных» цивилизациях, значительные успехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже в II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, а месяц – на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В VII в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В период Чжаньго календарная система была усовершенствована. Была очень точно для того времени вычислена продолжительность года – 365,25 суток. В период Хань была составлена карта звездного неба.

Древние китайцы придавали очень большое значение наблюдениям за Солнцем, луной, юпитером и Сатурном. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце. Такое внимание восходит еще к кочевым племенам, объединившимся затем на территории Древнего Китая. Дело в том, что каждая семья кочевников жила в своей юрте, купол которой в теплое время года оставляли открытым, а жерди купола использовались в качестве ориентиров при наблюдении за звездами и планетами. Сама юрта при этом была и прообразом астрономической обсерватории, и своеобразными солнечными часами, и моделью мироздания в миниатюре (отсюда и преобладание круглой формы жилища у большинства кочевых племен). Многие исследователи считают, что идея создания календаря, основанного на движении Юпитера, с небесной символикой 12-летнего цикла древними китайцами была воспринята из культуры кочевых племен. Астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Именно кочевники впервые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца приблизительно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет. Путь Юпитера был разделен на 12 равных частей, и каждая часть получила имя определенного животного (в чем нетрудно усмотреть связь с тотемными культами). Этот календарный цикл выглядит следующим образом :

  1. мышь (крыса)

  2. корова (бык, вол)

  3. тигр

  4. заяц (кролик)

  5. дракон (крокодил)

  6. змея

  7. лошадь

  8. овца (баран)

  9. обезьяна

  10. курица (петух)

  11. собака

  12. свинья (кабан)

Кроме того, древние китайцы придавали большое значение символике чисел и поиску циклических процессов в движении небесных тел. Символика чисел увязывалась также с общемировоззренческими принципами древнекитайской культуры. Считалось, чти мир состоит из пяти элементов, или стихий, – дерева, земли, воды, огня, металла, которым, в свою очередь, соответствуют определенные цвета – синий (зеленый), черный, белый, красный, желтый. Стихии находятся в тесной взаимосвязи и циклическом соподчинении: дерево растет в земле, земля родит воду, вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево (цикл может быть начат с любой стихии).

В основе цикла древнекитайского календаря лежит время двух обращений Сатурна, равное 60 годам и, соответственно, пяти обращениям Юпитера. Ведь 60 – это результат умножения двух важнейших для древнекитайской культуры чисел – 5 и 12. Тогда каждое животное в течение 60 лет будет встречаться 5 раз, поэтому их различают по цветам: желтый тигр, синяя обезьяна и т.д.

Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае астрономические представления были неотделимы от астрологических. Так, считалось, что каждая стихия двойственна, совмещая в себе Инь и Ян, т.е. отрицательное и положительное начало.

Например, вода питает все живое, но может все уничтожить и т.д. Определенные промежутки времени считались благоприятными, а другие – нет, что укладывалось в общую модель обожествления Неба в культуре «территориальных царств».

Наблюдения звездного неба требовали основательных математических знаний, и древние китайцы достигли в этой области больших успехов. В частности, уже в V в. до г.э. они узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел и производили операции над ними.

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был создан каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

Несмотря на то, что древние китайцы не строили пирамид, как египтяне, они были искусными строителями. Своеобразной чертой китайской архитектуры являлось многоярусное здание, для постройки которого были необходимы определенные математические знания. Древние китайцы, как и все жители «территориальных царств», одушевлены пафосом строительства, особое внимание уделяя сооружению храмов – неотъемлемому элементу этого типа культуры. В культурной жизни Китая важную роль стали играть буддийские монастыри. По всей стране стали строить грандиозные монастырские комплексы, вырубленные по типу индейских в толще скал. А также деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни – пагоды, в которых хранились буддийские реликвии.

Пагоды отличались строгостью и удивительной гармонией, самая знаменитая из них 60-метровая семиэтажная Большая Пагода Диких Гусей (652 г.) . очарованные устремленным ввысь силуэтом пагоды поэты Цэнь Шэнь и Гао Ши сложили в ее честь стихи:

Словно могучий источник, рвущийся

Ввысь из-под почвы,

Башня стоит одиноко, к горным

Чертогам вздымаясь,

Если подняться на башню, к самому

Вверху подняться,

Кажется, точно земного ты

Отрешишься навеки…

Пагоды возводились из разных материалов: из дерева, кирпича, железа. Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков, вплоть до самого последнего времени.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного. Более мягкими и одухотворенными изображались милосердные божества – бодхисатты, помощники Будды.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых изделий, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в н.э фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.

В VIIVIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.

Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины и др.

Во времена династии Чжоу (772-480 до н.э.) был популярен полый деревянный брус, вырезанный в форме тигра с зазубренный спинкой. «Тигровая коробка» издавала звук при легком прикосновении к ней специальной палкой, расщепленной на конце на 12 лепестков.

В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею, таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.

Ритуализм, обрядность, церемонии буквально давили все проявления свободного духа. Отсюда – земной, практичный, «посюсторонний» характер древнекитайской культуры. Даже вопросы, которые древние китайцы задавали своим богам, имели приземленный и вполне практический смысл. Многие исследователи считают, что именно поэтому в Древнем Китае начала развиваться техника. <.........>

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24