Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Мифологические модели мира в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Можно сказать, что роман
Гончарова "Обломов” построен на
обобщенных и преувеличенных образах.
Это просматривается и в описании основных
персонажей, и в содержащихся в произведении
картинах жизни. В частности, автор
представ ляет нам мифологическую,
идеализированную модель мира. Она
появляется в знаменитом сне Обломова
и включает в себя черты не только русского
народного быта, но и библейские, и даже
античные символы. И хотя сам Гончаров
выступает против своего сравнения с
Обломовым, судя по тексту, мы можем
сказать, что этот мир манит не только
его героя, но и его самого. Попробуем
рассмотреть поближе, что это за "блаженное”
место и чем оно интересно для нас. Сон
Обломова встречается в первой части
романа, которую можно было бы даже
выделить как отдельное произведение.
Сам автор относится к ней негативно,
считая ее по сравнению с тремя последующими
частями романа неудавшейся. Однако она
очень важна хотя бы потому, что без нее
невозможна была бы связь между
произведениями, входящими в трилогию
Гончарова: между "Обыкновенной историей”,
"Обломовым” и "Обрывом”. Причем важно
то, что связь эта в "Обломове” идет
именно через модель идеальной жизни,
Обломовку. Название это, как и фамилия
Обломов, может иметь множество
интерпретаций. Для нас интересно сходство
этого названия со словом "обломок”.
Тут же возникают ассоциации: обособленный
умиротворенный мирок Обломовки —
"обломок патриархального Эдема”. Тогда
вспомним имена основных персонажей
других романов трилогии, с этой точки
зрения они совсем не случайны. Адуев в
"Обыкновенной истории” и Райский в
"Обрыве” — и вот уже нить между этими
тремя произведениями. "Ад”, "Эдем” и
"Рай” — части одной истории. Теперь
какой видит автор в идеале русскую
жизнь, природу. В этом
маленьком "патриархальном Эдеме”, как
и в истинном, все создано для блага
человека, даже природа здесь блаженна:
"Небо там... как родительская надежная
кровля”, будто бы божий дом над "раем”
земным, и сам Бог защищает их от всех
невзгод. "Солнце там светит ярко и жарко
около полугода и потом удаляется оттуда
не вдруг, а словно нехотя...”, словно не
хочет покинуть единственный оставшийся
на земле "божественный” уголок. "Все
сулит там спокойную, долговременную
жизнь до седых волос и неземную, сну
подобную смерть”. Я думаю, что, не согреши
Адам и Ева и останься в раю, и эти слова
как нельзя лучше подошли бы, чтобы
описать их жизненный путь. Теперь,
перейдя от "благословенной” природы
к быту Обломовки, надо сказать, что автор
настолько "сглаживает острые углы”
русских патриархальных отношений, что
жизнь обломовцев кажется нам просто
сказкой. Все там что-то делают, но в то
же время и не делают, и сама собой
напрашивается мысль о сказочной
"скатерти-самобранке”, беспрестанно
присутствующей на столе барского дома,
и о колосьях, которые сказочным образом
"сами собой” прорастают на крестьянских
полях. Вот как описывает Гончаров
крестьянский быт: "Счастливые люди
жили, думая, что иначе и не должно и не
может быть... У них, как и у всех людей,
были и заботы, и слабости... но все это
обходилось им дешево, без волнений
крови”. Вот вам и пример счастливой
"райской” жизни, где все люди живут в
мире и согласии благодаря "сказочной”
помощи свыше. А жизнь в барском доме:
"Их главной заботой была кухня и
обед...”, можно добавить еще сон. Да и
засыпали-то они где попало, словно Адам
и Ева в раю или персонажи сказки о спящей
красавице. Мотив
сказочной Обломовки можно найти не
только в неявной, почти скрытой форме,
но и в ярко выраженной истории, рассказанной
Обломову его няней. Она воссоздавала
целый удивительный мир, лишенный невзгод,
мечту о котором Илья Ильич проносит
сквозь всю жизнь. "Она нашептывала ему
о какой-то неведомой стороне, где нет
ни ночей, ни холода, где никто ничего
круглый год не делает...”, а "потом
женится на какой-нибудь неслыханной
красавице, Милитрисе Кирбитьевне”. О
"кисельных берегах” этого сказочного
государства он грезит, уже будучи в
Петербурге. А образ Милитрисы Кирбитьевны
навсегда останется идеалом жены для
Обломова. Сказки эти слушали поколение
за поколением, так что они властвовали
не только над Ильей Ильичом Обломовым,
но и над всеми остальными в Обломовке.
И примером такого взаимодействия сказки
и реальной жизни обломовцев может
служить хотя бы описание избушки одного
из крестьян, в которую не всякий сможет
войти "и разве только что проситель
упросит ее стать к нему передом, а к лесу
задом”. Рассказы няни
создают "воображаемую Илиаду русской
жизни”, которую она "с простотой и
добродушием Гомера” пересказывала
Обломову. Да и действительно, в Обломовке,
как и во времена античности, неравноправие
людей воспринималось как что-то само
собой разумеющееся. Рассказывала ему
няня и о золотом руне на Руси — Жар-птице.
И тут же мотив этот переносится в
"античную” Обломовку. Мужики там ездят
в ближайший город продавать свои товары,
точно в сказочную Колхиду. Мифы
Обломовки многогранны, да и сам Илья
Ильич Обломов — точно Илья Муромец в
мире сказочной Обломовки. В
заключение хотелось бы сказать, что
хотя с идеями Гончарова я не во всем
согласна, однако его произведение дает
нам много новых и интересных тем для
размышления, а попытка отразить идеи
на бумаге вообще сама по себе смела и
интересна.