Центральный Дом Знаний - Культура Киевской Руси

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Культура Киевской Руси

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Смысл и назначение культуры и культурологи……………...…....3

  2. Материальная и духовная культура…………………………..…....8

  3. Функции культуры………………………………………………....10

  4. Культура Киевской Руси…………………………………………..11

  5. Тест……………………………………………………………..…...16

СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Слово сultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который обозначает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Также слово культура возникло от слова культ (лат. «почитание») – один из основных элементов религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющее целью дать божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие культуры – cultura anima – работа человека над своей душой.

Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие культура употребляется в двух значениях – «широком» и «узком».

В узком смысле слова, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни, а также создаваемых или материально духовных ценностей. Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни, культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф.Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители призывали что:

  1. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

  2. Что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные страницы;

  3. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Существует два способа овладения культурой: межличностное

общение и самообразование. Культура подразделяется:

1.По ее носителю:

-мировая (синтез лучших достижений различных народов).

-национальная (культурный синтез национальных слоев, классов, и групп какого-либо народа.

-классовая (сельская, городская).

-профессиональная.

-молодежная.

-личная.

Она включает два понятия: культурность – умение вписаться в общество; духовность – желание души проникать в глубину.

2. По видам деятельности:

- материальная.

- духовная.

Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне деятельности человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремиться искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура обозначает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая была уже создана до него, осваивая социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.). Огромная роль средств массовой информации – телевидения, радио, печати.

Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.

Процесс социализации – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент – менталитет.

Однако почему мы сделали первый шаг к правильному понимаю и определению культуры? Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Ответить на эти и многие другие вопросы означает охарактеризовать культуру как предмет культурологи.

Культурология возникла на стыке философии, психологии, социологии, лингвистики, этнографии, антропологии, искусствоведения и многих других дисциплин.

Культурология - это наука о культуре. Предметом культурологи являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология изучает предпосылки и факторы, по влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передачи культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов – анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой. Именно смысл, определяет то, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те и другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основной их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое общество. Это смысловой мир передаются из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, cферы культурной жизни, взаимодейтсвуя с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Проблемы современной культурологи прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию, собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.

МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально-культурных феноменов являются:

  • природные объекты, которые подвергались некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);

  • искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);

  • социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

  • социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (машины, компьютеры).

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание – то, что они значат для личности и общества.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т.е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:

  • произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

  • театральное искусство (театральные образы);

  • произведения изобразительного искусства (живопись, графика);

  • музыкальное искусство (музыкальные образы);

  • различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др.знания, научные концепции и гипотезы;

  • общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки, обычаи и т.д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течении достаточно длительного исторического периода.

_____________

  1. А.А. Радугин. Культурология: Учеб. пособ. – М.,2003. С.15-20

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека в целом.

Культура – это многофункциональная система. Коротко охарактеризую основные основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее не редко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную, знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой , т.е. выступает в роли социальной памяти человечества.

Другой ведущей функцией является познавательная (гнесеологическая). Она тесно связана с первой и в, известном смысле вытекает из нее.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

Семеотическая, или знаковая (от греч. semeion – учение о знаках) функция – важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без этой системы нельзя понять язык мира живописи, музыки, архитектуры, театра, философии, скульптуры и т.п.

Ценностная, или аксиологическая (от греч. axia –ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры, ее нравственное и интеллектуальное содержание.

_____________

  1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др; Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. С. 10-11.

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Под единой княжеской властью, с помощью военной силы, были собраны славянские племена – родилось молодое сильное государство. Образование Киевской Руси относится к признанию на княжение в Новгород в 862 году вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец – к правлению Владимира Мономаха (1113-1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – сер.IX –нач.XII вв.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

  • Перун Хорс (солнечный конь)

  • Дажьбог Мокошь

  • Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

В культурогическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием христианства на Руси. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Литература и летописание.

Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось по-видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита - кириллицы. Древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.

В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.

В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты, относящиеся к XI-XII вв. Среди них - частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.

Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в.

Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

Материальная культура.

Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка.

Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.

В Древней Руси умели изготовлять и стеклянные украшения.

Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно.

Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.

Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

Изобразительное искусство.

С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

________________

  1. А.И. Кравченко. Культурология: учеб. – М.,2006. С.246

ТЕСТ

Укажите соответствие художественных стилей и их определений.

Модерн – отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала, разработка новых художественных приемов.

Барокко – несоблюдение гармонии, пространственный размах, текучесть криволинейных форм, слияние объемов в динамическую массу, богатый скульптурный декор, связь с окружающим пространством.

Импрессинизм – свежесть и непосредственность восприятия, изображение мгновенных, случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы.

1-А

2-Б

3-В

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24