Александров Иван Гаврилович [20.8(1.9).1875, Москва, — 2.5.1936, там же], советский инженер и учёный в области энергетики и гидротехники, академик АН СССР (1932). В 1901 окончил Московское инженерное училище путей сообщения. Участвовал в составлении плана ГОЭЛРО и в др. работах по государственному планированию, связанных с экономическим районированием и комплексным решением вопросов промышленного использования электроэнергии, водного транспорта, орошения и т. д. С 1921 член Президиума Госплана. Автор проекта строительства Днепровской ГЭС и др. гидротехнических сооружений. Участвовал в разработке генеральной схемы электрификации Средней Азии, плана строительства Байкало-Амурской магистрали. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Иван Гаврилович Александров (1875 — 1936), в кн.: Люди русской науки, М., 1965.
АЛЕКСАНДРОВ, Иван Гаврилович(1875—1936)— русский советский инженер и учёный в области энергетики и гидротехники, академик. Автор проекта Днепровской ГЭС и других крупных гидротехнических сооружений. А. комплексно решал вопросы энергетики, промышленного использования электроэнергии, водного транспорта, орошения, водоснабжения, рыбного хозяйства и т. д. Активно участвовал в разработке плана электрификации РСФСР и других работах по государственному планированию. Автор крупнейших планов и схем электрификации — генеральной схемы электрификации Средней Азии, в частности, Чирчикского эне ргопромышленного комплекса. Принимал участие в разработке плана строительства Байкало-Амурской магистрали. Разработал ряд важных методологич. положений экономического районирования Союза ССР.
Соч. А.: Экономическое районирование России, М., 1921; Проект орошения Юго-Восточной Ферганы, М., 1924; Орошение новых земель в Ташкентском районе, М., 1923; Основы хозяйственного районирования СССР, М., 1924; Электрификация Днепра, [Одесса], 1924; Днепрострой(проект), т. 1 -2. М., 1929—35; Проблема Ангары, М.—Л., 1931; Кам'ышинский узел и ирригация Заволжья в связи с решением проблемы Большой Волги, М.— Л., 1934.
Алекса́ндров Ива́н Гаври́лович (20.08.1875 — 2.05.1936), сов. экономист и экономико-географ, участник разработки плана ГОЭЛРО и схемы экономического районирования России.
Родился в Москве в семье врачей, в юности подрабатывал частными уроками, два года работал слесарем. В 1901 году окончил Московское инженерное училище путей сообщения, после чего занимался проектированием железных дорог и мостов. В частности, участвовал в разработке проекта железной дороги Оренбург — Ташкент, ряда мостов (Финляндского через Неву, Бородинского в Москве, Старицкого через Волгу и др.).
С 1912 года интересы А. сместились на исследование проблем ирригации, им были разработаны проекты строительства оросительных каналов в Средней Азии, использованные в советский период.
С 1920 года начал разрабатывать проект строительства ГЭС на Днепре, предложив вместо создание нескольких станций малой мощности на днепровских порогах построить одну крупную плотину с ГЭС сверхбольшой для того времени мощности в 560 МВТ. Параллельно занимался вопросами промышленного и транспортного развития Приднепровья, участвовал в составлении плана ГОЭЛРО. Совместно с Г. М. Кржижановским руководил работами по экономическому районированию территории страны. C 1921 года был членом президиума Госплана СССР, в 1931—1932 руководил сектором энергетики этой организации, курировал все проекты строительства ГЭС и территориально-производственных комплексов при них, в том числе предложил использовать гидропотенциал Ангары и Енисея.
Участвовал в разработке плана строительства Байкало-Амурской магистрали.
Действительный член АН СССР (1932). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
В последние годы жизни занимался в основном научной работой, возглавляя транспортную секцию Академии наук.
Помимо прикладных исследований, А. является одним из создателей и теоретиков советской районной школы экономической географии. В частности, его предложения создания рядом с ГЭС энергоемких производств в дальнейшем легли в основу концепции энерго-производственных циклов и ТПК, разработанных Н. Н. Колосовским. Помимо созданной комиссией по разработке плана ГОЭЛРО сетки промышленного районирования страны, занимался решением проблемы интегрального экономического районирования и формированием на его основе сетки АТД федеративного типа.
Убежденность А. в ведущей роли речного транспорта (что соответствовало реалиям 1920-х годов) оказала большое влияние на разработку ряда проектов сооружения ГЭС, судоходных и оросительных каналов, многие из которых (особенно строившиеся заключенными ГУЛАГа маломощные верхневолжские ГЭС, сооружение которых привело к затоплению обширных сельхозугодий, уничтожению многих населенных пунктов и переселению значительного числа людей) в дальнейшем подверглись критике.