Центральный Дом Знаний - Культура России 20 века

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Культура России 20 века

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету «Культурология» на тему: «Культура России 20 века»

ПЛАН

  1. Культура России начало ХХ века - «Серебряный век».

  2. Культура Советского периода.

  3. Список использованной литературы.


1. Серебряный век.

Поэзия.

Конец XIX — начало XX вв. это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век. русской культуры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.

Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866—1941). Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, А. Белый. В среде символистов начался также творческий путь А.А. Блока (1880—1921). Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик символист, находящийся под сильным влиянием философии Вл. Соловьева.

На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. akme высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—1966), О. Мандельштам (1891—1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).

Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эстетизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов.

Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» таковы были декларации футуристов1. Для поэтов-футуристов В. Хлебникова (1885—1922), И. Северянина (1887—1941), В. Маяковского (1893—1930), А. Крученых характерен анархический протест против капиталистического мира.

Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX в. творили поэты, творчество которых нельзя причислить ни к одному из течений декадентства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.

Живопись.

Сложные общественные процессы конца XIX — начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке.

В этот период новое слово в живописи сказали В.А. Серов и М.А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. У В.А. Серова это портрет Иды Рубинштейн. У М.А. Врубеля (1856—1910) — это мучительный поиск стиля и национальной формы, стремление к символическому, а не к реальному, цветовому постижению действительности, загадочности и таинственности («Демон», «Царевна-Лебедь» и др.).

Заметным явлением в русской живописи XX в. стал авангард. Крупнейшие его представители основоположник и теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский (1866— 1944); К.С. Малевич (1878—1935) — основоположник супрематизма1 («Черный квадраты);

Театр.

Серебряный век это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького. В 1898 г. открылся Московский Художественно-общедоступный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.С. Станиславский (1868—1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), новаторы театрального искусства.

2. Культура Советского периода.

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в букваль­ном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей точки и всемирного признания, была останов­лена и ее движение пошло резко вниз. Перелом был совер­шен сознательно, строился по заранее составленному плану и не представлял собой стихийной катастрофы захвата одной страной другой и надругательством над ее культурой, которые встречаются в мировой истории.

В 1917 году была создана комиссия, которая осуществляла контроль за культурой. В Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. На местах были образованы отделы народного образования.

Первое десятилетие сыграло важнейшую роль в становлении советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имело место широкая политизация общества.

Политика Советского государства и партии в области культуры получила название культурной революции. Её задачами являлись: формирование народной культуры, ликвидация неграмотности населения, создание системы образования, всеобщее обучение на языках народов России, подготовка кадров интилигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Все реформы проходили в тяжёлых условиях. Российская интилигенции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: учёные К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, И.П.Павлов, И.М.Губкин, поэты В.В.Маяковский, А.А.Блок. Часть интилигенции отказывалась вначале от сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство перешло к репрессиям. В 1922 году большая группа учёных, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков.

Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. Число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них увеличелось на 1,7 млн. человек. Советское государство решало задачу подготовки специалистов.

Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 человек. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в востановлении научного потенциала страны и привлечении учёных к решению задач социалистического строительства. К началу 20-х годов число научных увеличилось в три раза по сравнению с 13 годом, возросло количество научных работников. К концу 30 – годов СССР было 1800 научных учериждений, а число работников достигло почти 100 тысяч человек.

Крупные достижения в науке были связаны с именами И.П.Павлова, В.И.Вернадского, А.Н.Крылова, Н.Е.Жуковского, Н.И.Вавилова, С.В.Лебедева. В 30г. Были начаты работы по изучению атомного ядра, радиофизики и радиоэлектроники, был создан первый телевизор.

В литературе тоже происходили перемены и изменения. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А.Бунин, А.Н.Толстой, А.И.Куприн, Е.И.Замятин, М.И.Цветаева, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов. Советскую литературу создавали Л.Леонов, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, В.В.Маяковский, Н.С.Тихонов, А.А.Жаров.

В 20-х годах начала развиваться Советская живопись. Стали организовываться выставки, возникли новые организации. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были приняты широкой общественностью: «Председательница» Г.Г.Ряжского, «Тачанка» М.Б.Грекова, «Расстрел 26 Бакинских комиссаров» И.И.Бродского, «На стройке новых цехов» А.А.Дейнеки.

В театрах тоже происходили перемены. Быстро обновили свой репертуар, стремясь показать героя, осознавшего величие революции. В 1920 г. В.Э.Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он выступал за революционное преобразование театра, выдвигал программу полной переоценки Эстетических ценностей и политической активизации театра. Он хотел сделать театр политическим и агитационным. Однако он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства и в 1939г. был репрессирован.

Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции.

Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие. Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная энтиллигенция.

С 1943г. правительство увеличило расходы на культуру. Были созданы школы-интернаты, вечерние школы. Расширился прием в вузы девушек, срок обучения сократился. Ведущей темой произведений военных лет был героизм и патриотизм. Это была поэзия Ольги Бергольц, музыка Дмитрия Шостаковича (7-я (Ленинградская) симфония), статьи, очерки, рассказы, Л. Леонова, А. Толстой, К. Симонов, М. Шолохов, и др. В послевоенный период были написаны 6-я и 7-я симфонии С. Прокофь­ева, 9-я и 10-я — Д. Шостаковича. Развивалось оперное творче­ство - «Повесть о настоящем челове­ке» С. Прокофьева. Театр. Популярные актеры входили в фронтовые бригады, выезжавшие на фронт. В кино создавались документальные фильмы. Годы войны стали новым этапом развития советского киноис­кусства. Первым полнометражным фильмом о Великой Отечест­венной войне был «Секретарь райкома» режиссера И. Пырьева. В послевоенные годы кинематографисты создали ряд прекрасных фильмов. ре­жиссер С. Герасимов по роману А. Фадеева «Молодая гвардия». В изобразительном искусстве вре­мен ВОВ многие полотна живо­писцев: «Расстрел» А Серова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Мать партизана» С. Герасимова.

В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. В 1958 г. был принят за­кон, вместо 7-­летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование. Срок обу­чения в средней школе был увеличен до 11 лет. В 1956 г. государство отменило плату за обучение в ВУЗах . Расширилась сеть научных учреждений. В системе Академии наук СССР были созданы десятки НИИ, возникли научные центры в союзных республиках. Они оснащались новейшей аппаратурой. Ученые добились успе­хов (Курчатов,. Сахаров. Ландау, Соболев.). В 1957 г ученые под руководством Королева создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г в космос поднялся первый человек — Ю.А. Гагарин. Основоположники физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров в 1954—1955 гг. создали первый квантовый генератор (лазер). В 1964 г. они были удостоены Нобелевской премии. В медицине (Виш­невский, Куприянов)

Возросла сеть культурно-просветительских учреждений, количество книг, газет, журналов. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник», «Новый мир», Поя­вились значительные произведения Леонова, Шолохова и др.. Был большой интерес к поэзии С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахма­товой (30—40-х гг. не публиковалась). Контроль партийного аппарата за деятельностью художественной интеллигенции не ослабевал. Ока­залась драматичной судьба ро­мана Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (отмечен Нобелевской премией в 1958 г.), ряда сочинений Д.Д. Шостаковича. Все это стало почвой диссидентства - его подъем приходится на вторую половину 60-х гг..

Правозащитники, требовавшие соблюдения Конституции, орга­низовывали акции в защиту прав человека: распро­страняли листовки, оказывали помощь политзаключенным и т.д. В 1968 г. небольшая группа дис­сидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода войск на территорию Чехословакии. Этот акт явился поводом для усиления репрессий против диссидентов. В изобразительном искусстве в 50—80-х темы героизма советских людей, мирной жизни были выражены в творчестве В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова.. В жанре скульптуры Работали Е. Вучетич, Н.. Конёнков. В 60— 80-х годах появляется новое поколение художников: Савицкий, И. Глазунов. Развивалось музыкальное искусство: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-е гг. музыкальные сочинения означали качественно но­вый этап в развитии музыкальной культуры. С. Прокофьевым была написана 7-я симфония, Д. Шостаковичем — 10-я и 15-я симфонии. Балет Хачатуряна «Спартак» стал классикой. Извест­ными были песни Дунаевского, . Пахмутовой, В. Соловьева-Седого.. Популярными исполнителями стали Л. Утесов, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Пъеха, Л. Лещенко.

В 90-е годы смена общественного строя, экономический кризис в стране отрицательно сказались на развитии науки, культуры и искусства в России. Из-за недостаточного государст­венного финансирования были свернуты многие научные про­граммы, тысячи квалифицированных научных специалистов пе­реехали работать в зарубежные научные учреждения. Государство не смогло обеспечить финансирование таких направлений в искусстве, как кинематография, театры и др. Но развитие демократических начал в обществе, отмена идеологического диктата, снятие цензуры дали деятелям литературы и искусства возможность реализации своих творческих замыслов. Это открыло перспективы для развития литературы и искусства в будущем.

Список использованной литературы.

  1. Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н.Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

  3. Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. М., 1995.

  4. Полевой В. М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 – 1945. М., 1991.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24