Центральный Дом Знаний - Культура советского периода

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Культура советского периода

Контрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему «Культура советского периода»          Скачать

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Осуществление культурных преобразований в 20-30-е годы………………….5

Особенности культурной жизни страны в 40-80-е годы……………………...11

Проблемы культуры в условиях формирования рынка……………………….23

Заключение…………………………………………………………………….…26

Тест……………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………..……….29

Введение.

Невиданный расцвет российской культуры был достигнут в эпоху просвещения XVIII века под влиянием Петра I и Екатерины II. В XIX веке и начале ХХ века для искусства был характерен поиск совершенно новых направлений – на смену просветительскому реализму приходит критический реализм, импрессионизм, модернизм (дадаизм – отрицание и разрушение созданного ранее, футуризм – поиск искусства будущего, экспрессионизм – выражение субъективного духовного мира человека, абстрактное искусство, авангардизм – превращение новизны выразительных средств в самоцель). Каждая эпоха давала и продолжает давать обществу гениев и таланты. Дала она их России и в ХХ веке. Искусство России начала ХХ века является важнейшей составной частью «серебряного века» русской культуры. Многие произведения советского периода в литературе, музыке, живописи, архитектуре, науке, технике, философии, театральном искусстве стали великими и бессмертными памятниками, продолжают жить с нами и радовать нас до настоящего времени. Но дожить до настоящего периода времени многим шедеврам, к сожалению, не удалось по причине различных противоречий в развитии общества и культурных течениях, разрушительных действий необразованных людей и войн.

В ХХ столетии после Великой Октябрьской социалистической революции Россия прошла сложный путь исторического развития, который всецело отразился на состоянии отечественной культуры. Особого осмысления в этой связи требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании минимум дважды: в 1917 году и в период перестройки. Неоднозначно в прошлый и настоящий периоды, порой совершенно противоречиво, рассматриваются события и произведения культуры ушедшей эпохи. 20-е (послереволюционный период) и 60-е (время «оттепели») годы – это было время перемен, общественного подъема, ожидания лучшего и более интересного, новизны во всем. Динамика культурного процесса характеризуется колебательными движениями. Точками высшего напряжения творческих усилий народа были революционные эпохи, безжалостно уничтожавшие старый порядок, отжившие стереотипы культуры. Более спокойные фазы культурного развития, годы созидательного труда – 30-е, 50-у, 70-е гг. Культурное брожение в годы нэпа и «оттепели» являлось преддверием перемен либо их отголоском. Постсоветскую фазу культурной эволюции общества вполне можно квалифицировать как кризис. Каждая эпоха давала и продолжает давать обществу гениев и таланты. Дала она их России и в ХХ веке. Искусство России начала ХХ века является важнейшей составной частью «серебряного века» русской культуры. Хочется высказать надежду, что лучшие традиции русской культуры – высокий духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал, всеотзывчивость национального сознания, само богатейшее наследие культуры – не дадут ей заглохнуть.

Осуществление культурных преобразований в 20-30-е годы.

Начало XX века ознаменовалось глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.

Резкий слом традиций всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории послереволюционной России. После победы октябрьской революции советская власть приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, основанную на марксистско-ленинской идеологии. Тяжёлое экономическое положение Советской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб российской культуре. Небывалая по масштабам антирелигиозная компания развернулась в годы первой пятилетки, названной «безбожной». Массовым порядком были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старины. Неприязнь рабочих и крестьян к интеллигенции и дворянству привела к уничтожению книг, произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы, ломались церкви, распродавались ценности музеев. Вместе с этим рождалась новая культура. В ней не было места старине, которая мешала переделывать старую Россию на новую, социалистическую. Символом нового была Москва. Руководили реконструкцией столицы архитекторы Жолтовский, Щусев, братья Веснины. На месте Охотного ряда построили здание гостиница «Москва», а рядом СНК. Через Москву-реку возвели новые мосты. В 1935г. Была открыта первая линия метрополитена, где подземные станции поражали своим великолепием, затмевавшим дворцы.

В 1917 году была создана комиссия, которая осуществляла контроль за культурой. В Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. На местах были образованы отделы народного образования.

Первое десятилетие сыграло важнейшую роль в становлении советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имела место широкая политизация общества.

Политика Советского государства и партии в области культуры получила название культурной революции. Её задачами являлись: формирование народной культуры, ликвидация неграмотности населения, создание системы образования, всеобщее обучение на языках народов России, подготовка кадров интилигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Все реформы проходили в тяжёлых условиях. Российская интеллигенция разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, на колеблющихся и на выступавших против советской власти. Среди первых были: учёные К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, И.П.Павлов, И.М.Губкин, поэты В.В.Маяковский, А.А.Блок. Часть интилигенции отказывалась вначале от сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство перешло к репрессиям. В 1922 году большая группа учёных, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков.

Советская власть должна была взяться за восстановление культуры. Первой задачей была ликвидация безграмотности. 26 декабря 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения». Этот декрет обязывал всё неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном и Русском языке. Везде создавались комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили Калинин, Ленин, Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых обучались и дети, и взрослые. За 1917-1920гг. ликвидировали неграмотность около 7 миллионов человек.

В 1920г. Нарокомпросом была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей для обучения грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка калифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей и укреплением материальной базы.

К концу 20-х годов система образования была полностью перестроена, образование стало доступным для рабочих и крестьян.

Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них увеличилось на 1,7 млн. человек. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 г., утвердил правила приёма в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодёжи в институты при вузах начали работать рабфаки. В 1920 г. насчитывалось 244 вуза.

Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 человек. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении учёных к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подвергалась изменениям. Сохранились традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты, и возникли новые учреждения. К началу 20-х годов число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 годом, возросло количество научных работников. К концу 30-х годов в СССР было 1800 научных учреждений, а число работников достигло почти 100 тысяч человек.

Крупные достижения в науке были связаны с именами И.П.Павлова, В.И.Вернадского, А.Н.Крылова, Н.Е.Жуковского, Н.И.Вавилова, С.В.Лебедева. В 30-х гг. Были начаты работы по изучению атомного ядра, радиофизики и радиоэлектроники, был создан первый телевизор.

В литературе тоже происходили перемены и изменения. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А.Бунин, А.Н.Толстой, А.И.Куприн, Е.И.Замятин, М.И.Цветаева, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов.

Советскую литературу создавали Л.Леонов, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, В.В.Маяковский, Н.С.Тихонов, А.А.Жаров.

В 1934 г. Возникла профессиональная организация литераторов – Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшийся из-за границы Горький. В романе «Жизнь Клима Самгина» он показал жизнь России перед революцией. Также из-за границы вернулся А.Н.Толстой, который писал роман «Пётр 1»

В 20-х годах начала развиваться Советская живопись. Стали организовываться выставки, возникли новые организации. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были приняты широкой общественностью: «Председательница» Г.Г.Ряжского, «Тачанка» М.Б.Грекова, «Расстрел 26 Бакинских комиссаров» И.И.Бродского, «На стройке новых цехов» А.А.Дейнеки.

В театрах тоже происходили перемены. Они быстро обновили свой репертуар, стремясь показать героя, осознавшего величие революции. В 1920г. В.Э.Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он выступал за революционное преобразование театра, выдвигал программу полной переоценки Эстетических ценностей и политической активизации театра. Он хотел сделать театр политическим и агитационным. Однако он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства и в 1939г. был репрессирован.

К 30-м годам усилилось воздействие партийно-государственных органов на деятельность творческой интилигенции. В 1932г. ЦК ВКП принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно предписывало объединить всех писателей, поддерживающих Советскую власть и стремившихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей и привести аналогичные изменения по линиям всех других видов искусств. Так были созданы союзы писателей, художников, композиторов. Социалистический реализм был заявлен основным методом и стилем творчества. Он требовал от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её развитии, воспитывающего трудящихся в духе идеалов социализма. В 1935г. по инициативе ЦК ВКП произошла дискуссия по вопросам преодоления формализма в литературе и искусстве. Критике подверглись композитор Д.Д.Шостакович, кинорежиссёры С.М.Эйзенштейн и А.П.Довженко, писатель Б.Л.Пастернак, поэт Н.А.Заболоцкий, художник А.А.Дейнека.

В целом это было время интенсивных творческих поисков, которые определял процесс культурной революции. Культурная революция - это коренная ломка стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров и поведения людей. Вместе с тем, это государственная политика, производившаяся в 20-30гг. и направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции, на разрыв с традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И.Ленин в работе «Странички из дневника» так определил её важнейшие задачи: открытие простора для развития творчества трудящихся, формирование социалистической интеллигенции, обеспечение господства идей научного коммунизма в обществе. В искусстве оформилось левое движение, была сформулирована концепция пролетарской культуры, имела место попытка противостоять литературному шаблону. Важнейшой задачей стало литературное осмысление революции. Единая русская культура раскололась надвое: на эмигрантскую и советскую. Около 2млн. россиян покинули Россию и оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20-х гг. образовалось несколько центров русской эмиграции - в том числе в Париже, Праге, Берлине, Софии. Свою задачу русская эмиграция видела в сохранении и развитии русской культуры. 20-30гг. отмечены расцветом литературы русской эмиграции. Особое место в мировой культуре заняли русские музыканты и певцы. С большим успехом проходили гастроли композитора Рахманинова, певца Шаляпина. Осложнение международной обстановки в 30г. способствовало возобновлению споров в среде эмигрантов о судьбе России и возможности возращения на родину. Вернулись А.И.Куприн, М.И.Цветаева, И.Я.Билибин, но советская система заставляла многих отказаться от мысли о возвращении на Родину.

Одновременно с развитием страны Сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция.

Особенности культурной жизни страны в 40-80-е годы.

В 40-е гг. культурную политику определяло подчёркнутое внимание к вопросам идеологии. В годы Великой Отечественной войны главным направлением идеологической работы стало укрепление единства советского общества, дружбы народов и патриотизма. В послевоенные годы усилия направлялись на пропаганду успехов в экономике и культуре, на идеи построения коммунизма в течение ближащих трёх пятилеток.

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы А.Т.Твардовского, простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»).

Возросло значение оперативных форм культурной работы, таких, как радио, кино, печать. Появилось понятие массовой информации. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках. Большое воспитательное и эмоциональное значение получило плакатное искусство. Его символом является плакат И.М.Тоидзе «Родина-Мать зовёт!» Теснее связала война творческую интеллигенцию с народом. Широкое распространение получила практика создания фронтовых бригад и театров. За годы войны в их составе побывали более 40 тысяч работников искусства. В тяжёлых условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учреждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на восток. Так Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учереждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа разместили в Свердловске.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилась численность преподавательских кадров. Однако труд учителей позволил не прервать учёбу даже в осаждённых городах. По мере освобождения советских городов от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учёба. С 1943г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были созданы вечерние школы для работающей молодёжи. В 1943г. возникла Академия педагогических наук РСФСР. Также произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов на захваченной територрии, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов - срок подготовки студентов был сокращён до 3-3,5 лет.

По мере освобождения территорий началась восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х гг. численность школ и учащихся в них достигла двойного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началось в 1943г. и к концу войны их численность также достигла двойного уровня.

Особенно сильно в годы войны развивалась наука. Она внесла большой вклад для победы. Тематика научных исследований сосредоточивалась на трёх главных направлениях: разработка военнотехнических проектов, научная помощь промышленности и мобилизация сырьевых продуктов на нужды фронта. Группа под руководством Алиханова, Скобельцина изучала космическую радиацию. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. Курчатов работал над созданием атомной бомбы. Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение. Александров разработал метод размагничивания кораблей. Патон разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружений. Над совершенством боевого оружия работали учёные, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы Яковлев, Туполев, Лавочкин, Илюшин, Поликарпов и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолётов. Советские танки по боевым качествам значительно превосходили немецкие. Также во время войны развивалась медицина. Благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненных возвращались в строй.

Большую роль в победе оказала литература, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живой интерес, как на фронте, так и в тылу, вызывали произведения Шолохова, Толстого, Леонова, Фадеева, Полевого, стихи Симонова, Твардовского, Маршака, Тихонова. Кино - самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 41г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Около 150 кинооператоров создали киноэпопею Великой Отечественной войны.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в 1941г. Комитет определил ущерб, причинённый войной. Было разрушено более 80 тысяч школ, около 300 вузов, разграблены 430 музеев, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Толстого в Ясной Поляне, Пушкина в Михайловском, Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить было невозможно.

Важнейшим этапом развитием архитектуры явилось восстановление городов и сёл, разрушенных в годы войны. В 1945г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупных городов, а позже были разработаны планы развития 250 городов.

Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закалённых войной, расширился их кругозор, укрепилось чувство собственного достоинства. Массовая пропаганда должна была научиться соизмерять новое с традициями советского образа жизни. Творческая же интеллигенция всё более витала в облаках, звала народ к высшим надполитическим идеалам, общечеловеческим ценностям, не учитывая, что ни в одной стране мира они ни разу не были реализованы. В реальной жизни за любыми разглагольствованиями стоят интересы власти. С окончанием войны надежда советских людей, проявивших невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдалась. Однако контроль партийного аппарата не ослаб. Плохо разбирающийся в вопросах культуры он считал необходимым учить писателей, художников, как им работать.

В послевоенный период основной задачей в области образования было обязательное семилетнее обучение. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования. Факторами, мешавшими развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям западных стран. Генетика была объявлена лженаукой. Но благоприятными оказались условия для развития ядерной физики, радиационной биологии, биохимии. В стране усилился идеологический контроль, негативно сказавшийся на развитии культуры. Между тем война, давшая мощный толчёк развитию творчества, побуждала писателей сказать правду о войне. Очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ увеличилось и достигло 30,7 тысяч. В них обучалось более 16 милионов человек. Однако в системе образования назрела необходимость серьёзных нововведений. Вместо семи лет образования вводилось восемь, срок обучения в средних школах увеличивался до 11 лет. Начиная с девятого класса учащиеся должны были осваивать производственные профессии. Однако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихся не по перспективным специальностям, возникающим в связи с начавшейся научно-технической революцией (НТР), не дали желаемого результата. Развёртывающаяся НТР настоятельно требовала перехода к полному всеобщему среднему образованию, главной задачей, которой становилось вооружение учащихся прочными знаниями. В 1956г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а в 1957г. были изменены правила приёма. Эта мера расширила социальный источник пополнения интеллигенции. В науке происходили тоже продвижения вперёд. Государство оказывало поддержку и содействие в развитии науки, особенно в разработках оборонного значения и космических исследований. Расширялась сеть научных учереждений. В системе АН СССР были созданы десятки научно-исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках. В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 50-х гг. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий. Советские учёные добились выдающихся успехов в области естественных наук, в области физики атомного ядра. Достижения учёных в области ядерной физики дали возможность стать СССР первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных целях, для получения промышленной энергии.

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х гг.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея.

Этот был процесс демократизации культуры, получивший название «Оттепели» - по одноимённой повести И.Г.Эренбурга. Вопросы, поставленные в ней автором, позволили по-новому взглянуть на реалии советской жизни, место в ней интеллигенции, на её отношения с партией. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения проблемы ответственности «отцов» за отход от идеалов Октября. Эти идеалы стали критерием измерения прошлого страны и нравственной оценки позиции отдельной личности. Так, в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников активного обновления, называющих себя антисталинистами, и их противников сталинистов. Как и в обществе, писательская среда, раскололась на демократический и консервативный лагери. Первый представляли журналы «Новый мир» и «Юность», второй – «Наш современник», «Октябрь» и «Молодая гвардия». В конце 50-х гг. возник самиздат – машинописные журналы творческой молодёжи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. На страницах журнала «Юность» родился жанр «исповеданной» литературы, описывавшей сомнения и метания молодого поколения. Всё это вызвало непримиримое противостояние сторонников авторитаризма и его противников, ставшее почвой диссидентского движения. Его подъём приходится на вторую половину 60-х годов. Ярким проявлением стало правозащитное движение. Правозащитники организовывали различные акции по защите прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключённым. В 1968г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода советских войск в Чехословакию. Этот акт явился поводом для усиления репрессий.

Культура 60-х – середины 80-х годов развивалась с одной стороны, благодаря государственному финансированию, укреплялась ее материальная база, продолжалось плодородное развитие всех сфер научной и художественной деятельности. С другой стороны, усилился идеологический пресс на деятелей культуры, особенно выступавших с позицией инакомыслия и неприятия советской современности. В 70-х гг. создали свои лучшие произведения писатели В.М.Шукшин, А.В.Вампилов, Ю.В.Трифонов, Ю.В.Бондарев, Б.Л.Васильев, В.Г.Распутин, В.И.Белов, Б.А..Можаев. Большой подъём испытало советское театральное искусство. Среди других новизной трактовок отличались постановки Московского театра драмы и комедии на Таганке и театра Ленинского Комсомола. Центром музыкальной жизни остался Большой Академический театр в Москве. На весь мир гремели имена Д.Ф.Ойстраха, С.Т.Рихтера, Э.Г.Гилельса. Заметным явлением стала советская эстрада и её признанные корифеи Э.Пьеха, И.Кобзон, Л.Лещенко, С.Ротару. В 70-х гг. началась магнитофонная революция. Большой популярностью в массах пользовались песни В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича, Ю.Визбора и другие. Симпатии молодёжи всё более завоёвывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли. Одним из первых был «Аквариум» под руководством Гребенщикова.

Не все творческие работники вписывались в официальные структуры и отношения. В 1966г. за публикацию произведений на Западе были осуждены писатели А.Синявский, Ю.Даниэль. В 1974г. выслали из страны А.И.Солженицина. За границей оказались кинорежиссер А.Тарковский, театральный режиссер Ю.Любимов, писатель В.Некрасов, поэт И.Бордовский, виолончелист М.Ростропович. Авангардные направления в искусстве находились в полузапрете. Не исполнялись произведения композитора А.Шнитке. С середины 70-х гг. была введена система государственных заказов в области кинематографии. Родилось понятие полочного фильма. Ограничивалось знакомство советской публики с искусством Запада.

Эпоха Перестройки относится к тем периодам Отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли» (История советского государства. 1900–1991. М., 1997. С.493). Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицына («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общест

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24