АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЗАВОД — главный механический завод Петербурго-Московской (позже Николаевской, ныне Октябрьской) ж. д., первый в царской России завод, специально оборудованный для постройки ж.-д. подвижного состава. Построен в 1825—26 как филиал Петербургского чугунолитейного и механического завода, принадлежавшего горному ведомству на Шлис-сельбургском тракте в окрестностях Петербурга (ныне — Невский район г. Ленинграда). В конце 30-х гг. 19 в. А. з. считался одним из круипейших металлообрабатывающих и машиностроительных предприятий столицы. Изготовлял вместе с другим оборудованием паровые машины для мануфактур и для морских пароходов. А. з. упоминается на первом месте среди экспонентов машин на промышленной выставке 1839.
Решение о приспособлении А. а. под производство паровозов и вагонов было принято вскоре после начала сооружения ж.-д. магистрали Петербург — Москва. Царское правительство Николая 1, вопреки национальным интересам государства, передало I А. з. в аренду амер. фирме Уайненс и К°, к-рая вела производство хищнически. Но несмотря на хозяйничанье на А. з. иностранцев, не заинтересованных в развитии русской техники, коллектив рус; ских инженеров и мастеров А. з. с 1844 успешно разрабатывал проекты первых отечественных паровозов и вагонов и воплощал их в жизнь. На А. з. были построены первые в России четырёхосные товарные I и пассажирские вагоны (1846), а также первый вас-сажирский (служебный) вагон, с кузовом длиной в 25 м на двух четырёхосных тележках (1850). Первые паровозы были построены весной 1845, систематический выпуск их начался с 1846.
Рабочая сила А. з. состояла почти наполовину из «казённых мастеровых», приписанных к заводу (494 чел.), и из вольнонаёмных работников (617 чел.). Рабочие полностью зависели от произвола концессионеров и заводской администрации. За «поведением мастеровых» специально следило полицейсков управление, имевшее в своём распоряжении военно-рабочую полуроту. Положение рабочих было чрезвычайно тяжёлым.
В 1868 А. з. вместе с Петербурго-Московской ж. д. был передан в концессию Главному обществу российских железных дорог, руководимому франц. капиталистами. Пи прежние, ни новые иностранные владельцы А. з. не стремились к развитию ааровозо- и вагоностроения в России. Еще при Уайненсе, вскоре после открытия дороги, производство подвижного состава стало сокращаться вследствие недостатка металла и отсутствия в России производства осей, колёс, бандажей и рессорной стали. С 1893 А. з. полностью перешёл на ремонт паровозов и вагонов.
После перехода Петербурго-Московской ж. д. в казну (1894) А. з. был разделён на две части — Главные паровозные мастерские и Главные вагонные мастерские. Вместе с железнодорожниками петербургского узла рабочие А. з. принимали активное участие в революции 1905—07, в Февральской бурж.-демократич. революции и в Великой Октябрьской социалистич. революции.
В настоящее время на базе бывшего А. з. действуют два завода Министерства путей сообщения: Пролетарский паровозоремонтный завод и Октябрьский вагоноремонтный завод им. Л. М. Кагановича. За годы сталинских пятилеток оба завода значительно реконструированы. На заводах внедряются передовые методы ремонта подвижного состава и новая техника.
Лит.: Общий обзор Александровского главного механического завода С.-Петербурго-Московской железной дороги, [СПВ, 1847] ; М о к р ш и ц к и й К. П., История паровозостроения СССР, 1846—1940 гг., М., 1941.