АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЗАВОД (Олонецкий завод) в Петрозаводске — один из крупнейших чугуноплавильных и железоделательных заводов России в 18—19 вв., изготовлявший в основном чугунные артиллерийские орудия. Основан в 1773—74 на р. Лососинке. Принадлежал казне. Возникновение и первоначальное развитие А. з. непосредственно связано с деятельностью выдающегося русского новатора техники А. С. Лурцова, к-рый стремился обеспечить русский флот и крепости орудиями отечественного производства. Искусно задуманная и выполненная гидротохнич. система, приводившая в движение мощные водяные колёса, обслуживала ряд цехов — доменный, молотовый, сверлильный и др. В 80-х гг. 18 в. Ярцов, при помощи коллектива отечественных мастеров, среди которых особенно видную роль играл А. Ф. Дерябин, произвёл полную реконструкцию завода. Домны были переоборудованы, установлены мощные ци-линдрич. воздуходувки, отражательные нечи и т. д. В 1788 между цехами была проложена первая в России заводская чугунная рельсовая дорога. Рабочая сила А. з. была полностью крепостной, «приписной» к заводу; в 80-х гг. 18 в. на А. з. числилось 218 чел. К 1813 па А. з. работало 544 рабочих.
Пушки, изготовлявшиеся А. з., были использованы в войнах 2-й половины 18 и начала 19 вв. Кроме пушек, А. з. производил архитектурные и декоративные отливки (детали первого чугунного моста в Петербурге, решётки и т. п.), выпускал некоторые виды машин и т. д. Средняя годовая продукция А. з. составляла в 1786—1805 136 тыс. пудов чугунных отливок и на протяжении почти нсего 19 века колебалась в пределах 200—220 тысяч пудов. Однако на протяжении первых десятилетий 19 в. техника А. з. стала отставать. Это обстоятельство, а также плохое состояние путей сообщения в Олонецком крае и относительная бедность местных руд — удорожали продукцию А. з. Замена чугунных пушек в артиллерийской практике стальными потребовала полного изменения профиля завода. Доменные нечи были сломаны, и А. з. стал заниматься переделом чугуна на железо. Затем на А. з. было освоено сталелитейное производство.
После Великой Октябрьской социалистич. революции на базе А. з. создан Онежский машиностроительный завод Министерства лесной и бумажной пром-сти СССР. За годы сталинских пятилеток завод был полностью реконструирован; построены новые специализированные цехи: топорный, механический, газогенераторный и ар. Значительных успехов достигла металлургия завода, освоена выплавка в основной мартеновской печи высококачественных легированных сталей. Онежский завод выполнял заказы для Волховстроя, для Беломорско-Балтийского канала им. Сталина; внервые в СССР освоил выпуск дорожных машин. Во время Великой Отечественной войны завод подвергся варварскому разрушению оккупантами. В годы послевоенной пятилетки началось восстановление завода, его цехи значительно расширены и реконструированы. В послевоенный ие-риод завод выпускает для узкоколейных железных дорог на лесозаготовках модернизированные газогенераторные мотовозы, платформы, вагонетки, сцепы и стрелочные переводы, а также работает над освоением барабанных трелёвочных лебёдок.