Александровский завод
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ
ЗАВОД (Олонецкий завод) в Петрозаводске
— один из крупнейших чугуноплавильных
и железоделательных заводов России в
18—19 вв., изготовлявший в основном
чугунные артиллерийские орудия. Основан
в 1773—74 на р. Лососинке. Принадлежал
казне. Возникновение и первоначальное
развитие А. з. непосредственно связано
с деятельностью выдающегося русского
новатора техники А. С. Лурцова, к-рый
стремился обеспечить русский флот и
крепости орудиями отечественного
производства. Искусно задуманная и
выполненная гидротохнич. система,
приводившая в движение мощные водяные
колёса, обслуживала ряд цехов — доменный,
молотовый, сверлильный и др. В 80-х гг. 18
в. Ярцов, при помощи коллектива
отечественных мастеров, среди которых
особенно видную роль играл А. Ф. Дерябин,
произвёл полную реконструкцию завода.
Домны были переоборудованы, установлены
мощные ци-линдрич. воздуходувки,
отражательные нечи и т. д. В 1788 между
цехами была проложена первая в России
заводская чугунная рельсовая дорога.
Рабочая сила А. з. была полностью
крепостной, «приписной» к заводу; в 80-х
гг. 18 в. на А. з. числилось 218 чел. К 1813
па А. з. работало 544 рабочих.
Пушки, изготовлявшиеся
А. з., были использованы в войнах 2-й
половины 18 и начала 19 вв. Кроме пушек,
А. з. производил архитектурные и
декоративные отливки (детали первого
чугунного моста в Петербурге, решётки
и т. п.), выпускал некоторые виды машин
и т. д. Средняя годовая продукция А.
з. составляла в 1786—1805 136 тыс. пудов
чугунных отливок и на протяжении почти
нсего 19 века колебалась в пределах
200—220 тысяч пудов. Однако на протяжении
первых десятилетий 19 в. техника А. з.
стала отставать. Это обстоятельство, а
также плохое состояние путей
сообщения в Олонецком крае и относительная
бедность местных руд — удорожали
продукцию А. з. Замена чугунных пушек
в артиллерийской практике стальными
потребовала полного изменения профиля
завода. Доменные нечи были сломаны, и
А. з. стал заниматься
переделом чугуна на железо. Затем на А.
з. было освоено сталелитейное производство.
После
Великой Октябрьской социалистич.
революции на базе А. з. создан Онежский
машиностроительный завод Министерства
лесной и бумажной пром-сти СССР. За
годы сталинских пятилеток завод был
полностью реконструирован; построены
новые специализированные цехи: топорный,
механический, газогенераторный и ар.
Значительных успехов достигла
металлургия завода, освоена выплавка
в основной мартеновской печи
высококачественных легированных сталей.
Онежский завод выполнял заказы для
Волховстроя, для Беломорско-Балтийского
канала им. Сталина; внервые в СССР освоил
выпуск дорожных машин. Во время Великой
Отечественной войны завод подвергся
варварскому разрушению оккупантами. В
годы послевоенной пятилетки началось
восстановление завода, его цехи
значительно расширены и реконструированы.
В послевоенный ие-риод завод выпускает
для узкоколейных железных дорог на
лесозаготовках модернизированные
газогенераторные мотовозы, платформы,
вагонетки, сцепы и стрелочные переводы,
а также работает над освоением барабанных
трелёвочных лебёдок.