Роман Гончарова "Обломов”
является второй частью его знаменитой
трилогии, открывает которую роман
"Обыкновенная история”. Роман "Обломов”
назван по имени главного героя- Ильи
Ильича Обломова-помещика, жившего в
Петербурге спокойной и размеренной
жизнью.
Илья Ильич
являет собой оригинальный тип: его
распорядок дня не наполнен различными
поездками по делам, он нигде не служит;
вы не встретите его на балах, танцующего
с хорошенькими барышнями, или на светских
вечерах, играющего за столом в вист.
Мало того, Обломов крайне редко выходит
на улицу, чтобы просто прогуляться, - он
спит до полудня, затем, лежа на диване,
подолгу сладостно рассуждает о чем-то
отдаленно-возвышенном.
Обломов
— это своеобразный символ статичности
в романе. Он настолько неподвижен и
постоянен, что ничто на свете не может
его расшевелить, заставить активно
действовать, творить. К нему часто
заезжают гости, зовут его с собой, чтобы
развлечься и "интересно” провести
время (Волков, Судьбинский), но при одной
мысли, что ему придется куда-то ехать,
не снимать целыми днями сапоги, Обломов
содрогается. Возникшая необходимость
переезда на новую квартиру не дает ему
покоя. Но будучи не в состоянии решить
эту проблему, он пытается забыть о ней,
отложить на потом. Когда же Захар, верный
слуга Обломова и в какой-то степени
копия своего хозяина, напоминает ему,
что необходимо подыскать новое место
для жилья, Илья Ильич срывается: "Молчи,
Захар, слышишь, молчи! Я говорил тебе,
чтоб ты не напоминал мне об этой квартире!
Смотри мне”.
Не удается
и любви изменить Обломова. Сначала
кажется, будто он на самом деле в корне
преобразился. Действительно, он ежедневно
читает новые газеты и журналы, занимается
делами своего имения, которое пришло в
упадок из-за нечестных управляющих,
ходит к своей любимой, Ольге Ильинской,
он не спит теперь даже после обеда и не
ужинает. Правда, вскоре выясняется, что
все это ему в тягость и требует от него
огромных усилий. Поэтому Обломов
отказывается от Ольги и возвращается
к прежней жизни: опять появляется старый
восточный халат, который, как верный
слуга, нежно и бережно облегает тело
хозяина, не стесняя движений, опять Илья
Ильич спит после обеда, снова он занялся
чревоугодием, редко стал выходить из
квартиры на Выборгской стороне. В своих
мечтах Обломов куда-то устремляется.
Но куда? Он постепенно опускается все
ниже и ниже, все меньше требований
предъявляет своей будущей жизни.
Лучший
друг Обломова, Андрей Штольц, является
полной его противоположностью. Сын
русской дворянки и немецкого бюргера,
он с детства был непоседой, ездил с отцом
на фабрику, на несколько дней уходил из
дома на охоту. Его всегда все занимало
и интересовало, поэтому неудивительно,
что он отлично учился. И в зрелом возрасте
Андрей постоянно путешествует по Европе,
участвует в какой-то торговой кампании,
находясь в Петербурге, посещает светские
вечера и балы. Андрей постоянно в
движении: когда бы мы его ни встретили,
он всегда что-то делает, куда-то собирается
или откуда-то приезжает. Андрей и Илья
очень любят друг друга несмотря на то,
что они совершенно разные люди, и Андрей,
как и Ольга, постоянно пытается вызволить
Обломова из его неподвижности. Он даже
берется вести дела Ильи Ильича в деревне
и добивается улучшения в его хозяйстве.
После реформ Штольца Обломовка
действительно начинает приносить доход.
Штольц выступает в романе реформатором,
он сведущ и в экономике, и в политике, и
в светской жизни. Он приветствует все
новое, постоянно что-то модернизирует.
На
их фоне резко выделяется Ольга Ильинская.
Это прямая, честная девушка. Ольга не
только сама постоянно развивается, но
и заставляет шевелиться Обломова. Илья
Ильич полюбил ее, и это чувство стало
каким-то рычагом, который вывел его из
неподвижного состояния. Вместе с Ольгой
он посещает театры, балы, гуляет в саду
- отказывается от своего прежнего образа
жизни.
Но похоже, что
Ольга не любит его. Ей нравится быть
спасительницей умирающей души. Ольга
видит не Илью Ильича, а тот образ, который
они придумали со Штольцем. Обломов же,
наверное, испугавшись энтузиазма Ольги,
отказывается от идеи жениться на Ольге,
спрятавшись на Выборгской стороне.
Штольц
и Ольга считают себя обязанными помогать
Обломову, постоянно указывают ему на
какие-то недостатки, винят за
бездеятельность. Но Обломов остается
верен своим принципам и по-прежнему
олицетворяет покой и неподвижность в
романе. Он полюбил Агафью Матвеевну
Пшеницыну, мещанку, у которой снимает
квартиру, женится на ней и. наконец,
обретает долгожданный покой. Агафья
Матвеевна также, по сути, является
статичным персонажем, хотя она и проводит
весь день в движении. Она видит смысл
жизни в служении другим людям (в буквальном
смысле этого слова). Ее дни протекают в
уборке дома, приготовлении различных
яств для мужа и детей. Лишь после смерти
Ильи Ильича мы можем заметить, как
изменилась Агафья Матвеевна, каким
ярким светом озарил ее тусклую жизнь
этот, казалось бы, малоподвижный человек.
Таким образом, Гончаров показал в своем
романе переплетение судеб героев
динамичных и героев, олицетворяющих
покой. Автор показывает внешнюю
статичность или, напротив, активность
своих героев. Гончаров как бы говорит
нам, что суетливые движения нередко
скрывают пустоту жизни (Волков, Тарантьев,
Судьбинский), а в ленивце может биться
"золотое” сердце, отзывающееся на
чужую боль и страдания.