Центральный Дом Знаний - Культура эпохи Возрождения

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Культура эпохи Возрождения

Содержание

Введение………………………………………………………………..................2

  1. Нидерландская живопись, музыкальная культура………………………3

  2. Возрождение в Германии: литература и живопись………………….......6

  3. Возрождение во Франции, Англии, Испании: литература, театр……...12

  4. Тест………………………………………………………………………...16

Заключение…………………………………………………………………...17

Список литературы……………………………………………………………...18

Введение

Средние века, а точнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени (XIV-XVII вв.), называют Эпохой Возрождения.

В это время в обществе преобладают антифеодальные настроения, гуманистические мировоззрения, обращение к культурному наследию античности. Отсюда и название «возрождение». Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

Появились элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. Искусство Возрождения делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией. Культура Возрождения отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав. Культура Возрождения неотделима от гуманистического мировоззрения. В эпоху Возрождения отдельные области науки и культуры еще не полностью отдифференцировались, и многие идеи были сформулированы не профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учеными. Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и другие), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения.

  1. Нидерландская живопись, музыкальная культура.

Первые ростки нового искусства Возрождения в Нидерландах наблюдаются в книжной миниатюре, казалось бы, наиболее связанной со средневековыми традициями. Нидерландское Возрождение в живописи начинается с "Гентского алтаря" братьев Губерта (умер в 1426 г.) и Яна (около 1390-1441) Ван Эйков, законченного Яном Ван Эйком в 1432 г. Гентский алтарь (Гент, церковь св. Бавона) представляет собой двухъярусный складень, на 12 досках которого (в раскрытом виде) представлено 10 сцен. Вверху изображен Христос на троне с предстоящими Марией и Иоанном, поющими и музицирующими ангелами и Адамом и Евой; внизу на пяти досках - сцена "Поклонения агнцу".
Нидерландские мастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани представляет для них высокий предмет искусства. В этом сказались принципы нидерландской миниатюры. В настроении поющих ангелов много истинного религиозного чувства, одухотворенности, душевного напряжения. Начинания Яна Ван Эйка были подхвачены и использованы целой плеядой выдающихся нидерландских художников XV в. Самым крупным мастером середины столетия был Рогир Ван дер Вейден (1400—1464). Свои наблюдения натуры он применял для создания преимущественно драматических сцен, духовно напряженных образов.

Новые творческие импульсы были даны искусству Нидерландов во второй половине XV в. экспрессивными образами религиозных композиций Гуго Ван дер Гуса (1440—1482), проникновенной поэзией пейзажа в фонах работ художника-монаха Геертгена из монастыря св. Янса (ок. 1465—1495), лиризмом и изяществом творчества Ганса Мемлинга (ок. 1440—1494), который сочетал опыт предшественников и достижения итальянских живописцев.

Наиболее полным выражением специфики, но и кризиса нидерландского Возрождения стало опиравшееся на многообразные национальные традиции и фольклор творчество Питера Брейгеля Старшего (1525—1569). Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким». В картинах «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба» он любовался грубоватым, полным стихийной мощи народным весельем, в цикле картин «Времена года» с поразительной силой раскрыл поэзию бескрайних просторов природы, от жизни которой неотделимы ритмы жизни людей. Работы последних лет его сравнительно недолгого творчества воплотили горькие выводы философских размышлений художника. В картине «Слепые» (1568) с безжалостной правдивостью изображены слепцы, ведущие друг друга, и начавшееся падение с обрыва их вереницы. Этот образ воспринимается как символ духовной слепоты людей, ничтожества и неизбежной катастрофы их упований.
Особенностями живописи XVI в. было ее развитие во многих художественных центрах, в том числе и на севере страны, формирование различных светских жанров, особенно портрета, пейзажа, бытовой картины, появление все более четких по своей специфике внутрижанровых градаций — индивидуального, группового, парадного портретов, ночных, морских, зимних пейзажей.

С середины XV в. в европейской профессиональной музыке ведущее место прочно заняла нидерландская школа полифонии. Ее истоки были интернациональны: она впитала достижения англичанина Джона Данстейбла (ум. 1453), французской, а позже и итальянской музыкальной культуры. Разносторонне разработав мастерство многоголосия, нидерландские композиторы сформировали его «строгий стиль», развитие которого увенчало готику и вместе с тем привело к становлению музыки уже иного, ренессансного типа. Раскрытие возможностей школы шло стремительно и непрерывно до 1520-х годов, и весь этот период с середины XV в. творчество нидерландских композиторов служило эталоном для других европейских стран, не исключая и Италии. Воздействие школы сохранялось и позже, на протяжении всего XVI в. Нидерландцы работали почти в 70 городах Европы, повсюду разнося свой богатейший опыт. Способствовало их влиянию и появление новой отрасли печатного дела — выпуска нотных изданий.

2. Возрождение в Германии.

В конце 15 — начале 16 века культура Германии вступила в полосу блестящего, хотя и недолговременного расцвета. Этот расцвет был частью общего обновления немецкой культуры, связанного с началом борьбы за прогрессивные преобразования в стране. Политическая раздробленность, неравномерность экономического развития отдельных областей давно уже стали препятствием для подъема торговли и производства Германии, что вызывало разорение многих слоев населения и усугубляло бесправное положение и тяжелое угнетение крестьянства и городской бедноты. На грани 15 и 16 веков настоятельная необходимость преобразований сделала Германию ареной первой в Европе революции против феодализма. В это время борьба против феодальных порядков и, прежде всего, против главного оплота феодализма — католической церкви приобрела здесь исключительно широкий размах и привела к реформации, в свою очередь послужившей толчком к повсеместным народным волнениям в стране и великой крестьянской войне (1525). В эти годы начинается освобождение немецкой культуры от безраздельного господства церкви. В Германии быстро развиваются математические, естественные и гуманитарные науки, начинается расцвет литературы, окрашенной антифеодальными и антикатолическими тенденциями, возникает гуманизм, отражающий идеологию прогрессивных общественных слоев. Одна фигура возвышается над североевропейскими гуманистами, и не только благодаря его влиянию на германскую и швейцарскую реформации - Эразм Роттердамский - один из наиболее выдающихся гуманистов, которого вместе с Иоганном Рейхлином современники называли «двумя очами Германии».

Наиболее влиятельным гуманистическим произведением, распространенным в Европе в первые десятилетия шестнадцатого века, была работа Эразма "Enchiridion Militis Christiani" ("Руководство христианского солдата"). Хотя эта работа была впервые опубликована в 1503 г., а затем переиздана в 1509 г., реальное ее влияние начинается после ее третьего переиздания в 1515 г. С этого момента она стала вызывать такое преклонение, что в последующие шесть лет выдержала 23 переиздания. Она была обращена к образованным мирянам, которых Эразм считал истинным сокровищем Церкви. Ее поразительная популярность после 1515 г. позволяет предположить, что она привела к коренному изменению мирского самовосприятия, и нельзя не упомянуть, что реформационные волнения в Цюрихе и Виттенберге начались вскоре после того, как "Руководство" стало своеобразным бестселлером. Успех Эразма показал также важность книгопечатания как средства распространения новых радикальных идей - ни Цвингли, ни Лютер не прошли мимо этого момента, когда настала их очередь проповедовать такие идеи. "Руководство" выдвигало привлекательный тезис о том, что современную Церковь можно реформировать коллективным возвращением к Писанию и творениям Отцов Церкви. Регулярное чтение Писания объявлялось ключом к новому благочестию мирян, на основании которого можно было обновить и реформировать Церковь. Эразм воспринимал свое произведение как руководство к пониманию Писания для мирян и снабдил его простым, но ученым изложением " философии Христа ". Эта "философия" является, на самом деле, формой нравоучения, а не академической философией: Новый Завет учит знанию о добре и зле, чтобы его читатели могли отвергнуть последнее и возлюбить первое. Новый Завет является lex Christi (законом Христа), к соблюдению которого призываются христиане. Христос является примером, которому христиане должны подражать. И все же Эразм не воспринимает христианство всего лишь как внешнее соблюдение нравственных правил. Его типично гуманистический акцент на внутренней религии приводит его к предположению, что чтение Писания преображает читателя, давая ему новый стимул возлюбить Бога и ближнего.

Свои обширные знания Иоганн Рейхлин изложил в целом ряде сочинений. Высшая и главная заслуга его — это изучение еврейского языка и еврейской философии. Его интерес к последней был как филологическим, так и теологическим и мистическим. В 1494 г. вышел трактат Рейхлина: «De verbo mirifico», в 1506 г. — «De rudimentis hebraicis», в 1517 г. — «De arte cabbalistica libri V», в 1518 г. — исследование об ударениях и орфографии еврейского языка. «De verbo mirifico» служит как бы введением к «De arte cabbalistica». В этих двух трудах Рейхлин останавливается на новопифагорейской и каббалистической философии. Под Verbum mirificum разумелось в Каббале «tetragrammaton» — то есть таинственное состояние четырёх букв Ihvh, «несравненное наименование, не изобретённое людьми, а дарованное им Богом». Первая буква этого слова, соответствуя числу 10, означала, по пифагорейскому толкованию, начало и конец всех вещей, вторая равнялась 5 и означала соединение Божества (триединства) с природой (двуединства по Платону и Пифагору). Третья означала 6 и представляла результат единства, двуединства и триединства (1+2+3=6); последняя снова соответствовала 10, но обозначала уже человеческую душу. Прием кабалистики является синтезом воззрений еврейских, греческих античных и христианских. По мнению Рейхлина, новопифагорейское учение было тесно связано с каббалой; оба стремились возвысить дух человеческий до Бога, оба проповедовали преображение земной жизни и необходимость подготовки к небесному блаженству. «De rudiments hebraicis» —Haполовину грамматика, наполовину словарь еврейского языка, с еврейским текстом для упражнений. Рейхлин воспользовался для этого труда материалом, собранным средневековым лексикографом и грамматиком Давидом Кимхи. Труды Рейхлина по еврейскому языку были в высшей степени ценны как для богословов, так и для филологов. Только со знанием еврейского языка возможна была проверка некоторых частей Вульгаты, в которую вкралось много ошибок. Вульгате сам Рейхлин противопоставлял «Veritas hebraica». Немецкая живопись в XV в. была тесно связана с церковью, поэтому главное место в творчестве большинства художников занимали алтарные композиции, а не станковые картины. Главным достижением этого времени являлось то, что мастера стремились в своих религиозных произведениях отразить живые человеческие чувства. В библейских сценах появились элементы бытового жанра, святые приобретали черты простолюдинов. Гравюра на дереве носила в XV в. кустарный характер, а вот техника гравюры на меди была развита достаточно высоко.

Крупнейшим живописцем этого времени был Альбрехт Дюрер. Первые пейзажные работы художника представляют собой картины, ставшие своеобразным выражением впечатлений автора, полученных во время путешествия по Венеции, Швейцарии и Германии. Появление этих произведений ознаменовало новый этап развития живописи Германии. Природа у Дюрера не противопоставлена человеку, а является неотъемлемой частью мира людей. Она одухотворена и прекрасна. Мастером композиции и колоризма выступает Дюрер в таких произведениях, как «Вид Инсбрука» (1494–1495), «Заход солнца» (приблизительно 1495), «Вид Триента», «Пейзаж во Франковии». К 90-м гг. 16 столетия относится создание Дюрером гравюр на меди и на дереве: «Продажная любовь» (1495–1496), «Св. семейство с кузнечиком» (1494–1496), «Три крестьянина» (1497), «Блудный сын» (1498), «Геркулес», «Мужская баня». Религиозные и мифологические сюжеты предстают перед зрителем в несколько переосмысленном художником виде. Почти во всех работах присутствует фигура человека (часто крестьянина) — современника живописца. То, что окружает героя (интерьер, пейзаж), также является отражением реалий времени, в котором жил мастер. Подобные работы Дюрера отличаются подробной детализацией каждого выведенного на полотне образа, будь то фигуры людей или обстановка, окружающая их. Однако главным действующим лицом в произведениях является все же человек. Основное внимание автора сосредоточено именно на показе и точной передаче линий и пластики человеческой фигуры. В данный период впервые в творчестве Дюрера появляются изображения обнаженных тел. Причем эти произведения отличаются необычайной точностью. Первой значительной работой Дюрера стал цикл гравюр на дереве, посвященный Апокалипсису. Гравюры были выпущены в 1498 г. в двух изданиях, которые сопровождались текстом на немецком и латинском языках. Картины явились своеобразным отражением средневековых представлений о мироустройстве в сочетании с авторским отношением к современным ему событиям.

Современником Дюрера был Матиас Грюневальд, чьи евангельские композиции пронизаны мистицизмом, порожденным глубокими противоречиями эпохи. Самым значительным произведением Грюневальда является Изенгеймский алтарь. Его центральная часть со сценой Голгофы поражает натурализмом, с которым художник изобразил страдания распятого Христа, Богоматери, Марии Магдалины и апостола Иоанна. Лица персонажей, искаженные мукой, кажутся некрасивыми и пугающими, их жесты — преувеличенно выразительными и неестественными. Вероятно, так живописец попытался выразить свое отношение к событиям эпохи, в нем звучит яростный протест против зла, царящего в мире. Образ страдания отдельного человека приобретает у Грюневальда вселенские масштабы, становясь символом народной скорби. Та же эмоциональная выразительность свойственна и другим работам Грюневальда («Бичевание Христа», «Распятие»). Произведения мастера настолько индивидуальны, что у исследователей никогда не возникало затруднений с определением авторства его картин. Рисовальщик и гравер – Лукас Кранах выполнил ряд иллюстраций к сочинениям Мартина Лютера, с которым художника связывали дружеские отношения. Интересны его гравюры на дереве со сценами из жизни виттенбергского придворного общества (охота, празднества и рыцарские турниры). Большое место в творчестве Кранаха занимают живописные работы. Художник создавал религиозные и мифологические композиции, писал портреты («Портрет ученого Иоганна Куспиниана», 1502–1503; «Портрет дамы», 1526; «Портрет отца Лютера», 1530).

Крупнейшим мастером немецкого Возрождения является Ганс Гольбейн младший. Характерной для творчества художника чертой является реалистичность и подробная детализация в передаче элементов одежды персонажей и предметов, их окружающих. Среди портретов, созданных в ранний период творчества, особое место занимает «Портрет Бонифация Амербаха», написанный в 1519 г. Гольбейн так же, как и в предыдущих работах, предстает перед зрителем великим мастером-гуманистом, в произведении которого наиболее важным и значимым является человек и его внутренний мир. Необычайно выразительны и рисунки мастера. Среди них «Портрет неизвестного» (1523), «Портрет Парацельса» (1526). Эти работы интересны тем, что выполнены они черным карандашом и цветными мелками. Гольбейн выступает в них новатором художественно-изобразительной техники в жанре рисунка. Интересен и цикл гравюр на дереве, созданный в период с 1523 по 1526 г. и получивший название «Образы смерти». Ганс Гольбейн Младший был известен своим современникам не только как талантливый живописец, но и как мастер художественного декорирования. Время сохранило маленький столик, крышка которого украшена работой Гольбейна 1515 г. На ее поверхности художник изобразил шуточные бытовые сцены и картины-аллегории.

  1. Возрождение во Франции, Англии, Испании.

Возрождение оформляется во Франции в конце XV - нач. XVI вв. Покровителем зарождающегося французского гуманизма выступил король Франциск I (1515-1547). Он приглашал к королевскому двору ученых, писателей, художников. Самым выдающимся французским гуманистом является Франсуа Рабле (1494-1553). По профессии врач, Рабле становится знаменитым писателем. Самое известное его произведение - роман "Гаргантюа и Пантагрюль". Написанный в сказочной, народной манере роман Рабле пронизывает сатира, направленная против всего феодального общества: против политики королей, католической церкви, папской власти, монашества, схоластики, феодального суда. Роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" включен в "Индекс запрещенных книг". Философия французского Возрождения во 2-й пол. XVI в. приобретает рационалистический характер. Видным ее представителем стал Мишель Монтень (1533-1592). В своем главном сочинении "Опыты" Монтень проводит идею верховенства разума.

Гуманистическая культура в Англии сложилась в XVI в. Центром ее был Оксфордский кружок гуманистов, куда входили Гросин, Линакр, Джон Колет - восторженные поклонники античности и итальянских гуманистов. Блестящим английским гуманистом считается Томас Мор (1478-1535), канцлер Англии при короле Генрихе VIII. Томасу Мору принадлежит знаменитое сочинение "Утопия", в котором он разработал модель идеального государства. Мор выступил против Реформации и, в частности, против английской Реформации. По приказу короля Мор был казнен. В 1935 г. он был канонизирован. В "Век Елизаветы" в Англии расцветает гуманистическое театральное искусство. Величайшим представителем английского Возрождения явился драматург и поэт Вильям Шекспир (1564-1616). Его комедии "Много шума из ничего", "Венецианский купец", "Сон в летнюю ночь" и др. пронизаны гуманистическим мировосприятием. Трагедии "Гамлет", "Король Лир", "Отелло", "Кориолан" и др. отразили крушение гуманистических идеалов в столкновении их с морально-этическими ценностями грядущего капиталистического общества. От прославления человека, его культа, Шекспир в период трагического гуманизма, крушения его идеалов, отойдет от понимания человека как венца всего живущего и увидит в нем лишь квинтэссенцию праха. В исторических пьесах "Ричард III", "Генрих V" и др. Шекспир обратился к прошлому Англии. В них четко выражены государственные и политические позиции гуманиста. Шекспир был убежденным сторонником абсолютизма. В XVI в. в городах Англии возникают многочисленные театры. Большой популярностью в Лондоне пользовался театр "Глобус", в котором Шекспир был драматургом, актером и пайщиком. Драматургия Англии XVI в. была представлена Кристофером Марло, Беном Джонсоном и др.

Конец английского Возрождения отмечен деятельностью выдающегося ученого и философа Френсиса Бэкона (1561-1626). Ему принадлежит фундаментальный труд "Новый Органон" и сочинение "Новая Атлантида". Первые ростки испанского Возрождения возникли еще в XV в. (сонеты поэта-петраркиста маркиза де Сантильяны и др.). Но развиваться ему пришлось в условиях весьма специфических - в стране, где на каждом шагу можно было встретить пережитки средних веков, где города не получили современного значения, а дворянство, приходя в упадок, не утратило своих привилегий и где, наконец, церкви все еще принадлежала страшная власть над умами людей. В этих условиях испанский гуманизм был лишен той резкой антиклерикальной тенденции, которая столь характерна для гуманизма итальянского, французского или немецкого. В испанской поэзии и драматургии XVI в. широко разрабатывались религиозные темы. В мистические тона были окрашены многие произведения тогдашней испанской словесности. Религиозным порывом охвачены творения крупнейших испанских живописцев XVI в. - Луиса Моралеса и Эль Греко.

На начало 16 в. приходится расцвет рыцарского романа. Образцами для авторов послужили рыцарские романы Англии и Франции, развившиеся на несколько столетий раньше. Романы этого жанра переводились на испанский язык еще в 15 в. Первый и самый знаменитый испанский рыцарский роман — Амадис Гальский опубликован в 1508. В середине 16 в. формируется один из основных жанров испанской литературы Возрождения — плутовской роман (роман о похождениях плутов и пройдох), появление которого связано с распадом старых патриархальных связей, разложением сословных отношений, развитием торговли и сопутствующих ей плутовства и обмана. Автор одного из наиболее ярких сочинений этого жанра — Трагикомедии о Калисто и Мелибее (1499) — Фернандо де Рохас (около 1465-1541). Трагикомедия больше известна под названием Селестина, по имени самого яркого персонажа — сводни Селестины, которую автор одновременно осуждает и отдает должное ее уму и находчивости. В романе прославление любви сочетается с сатирой на испанское общество и явственно проступают характерные черты жанра — автобиографическая форма повествования, служба героя у разных господ, позволяющая ему подметить недостатки людей разных сословий и профессий.

Уже в 1560-1570-е годы в испанских городах возникают стационарные театры — так называемые «коррали», для сооружения которых использовались небольшие замкнутые четырехугольные площади или дворы, с одной из сторон которых возводился сценический помост, а балконы окружающих домов использовались для размещения части зрителей: дворянства, состоятельных горожан (остальные смотрели спектакль стоя, столпившись во дворе — «патио»). До 1590-х годов — времени стремительного распространения «новой комедии» Лопе де Веги. На испанской сцене параллельно существовали два типа пьес: комедии, ориентированные на опыт народного площадного театра, и пятиактные комедии и трагедии, созданные согласно ренессансно-классицистическим канонам (по этим двум направлениям развивалось творчество Сервантеса-драматурга, автора интермедий, с одной стороны, ренессансно-классицистической трагедии «Нумансия» и «высоких» комедий, с другой). Лопе - драматург синтезировал обе традиции, практически упразднив последнюю.
Последователями Лопе являются все крупнейшие испанские драматурги эпохи барокко (Тирсо де Молина, Антонио Мира де Амескуа (1574?-1644), автор знаменитой религиозной комедии «Раб дьявола», Луис Велес де Гевара, мексиканец Хуан Руис де Аларкон, придавший лопевским «комедиям интриги» этическую направленность (комедия «Сомнительная правда»). Не вполне вписывается в «круг Лопе де Веги» валенсийский драматург Гильен де Кастро, еще не порвавший с ренессансным классицизмом. Г. де Кастро выступил в качестве драматурга практически одновременно с Лопе и еще до Лопе начал писать пьесы на сюжеты, взятые из романсов («Юность Сида», «Граф Аларкос»). Новации, введенные в драматургическую систему Лопе Кальдероном, оставили в неприкосновенности основы этой системы. Самым значительным драматургом «круга Кальдерона» был писавший для придворного театра Агустин Морето-и-Кабанья (создатель комедий «Живой портрет», «За презрение — презрение»).

4. Тест.

Что объединяет следующие имена: Петрарка, Данте Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразма Роттердамского, Рабле, Монтень?

А. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения;

Б. Выдающиеся художники эпохи Средневековья;

В. Знаменитые люди, родившиеся во Флоренции;

Ответ: А.

Заключение

Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.

Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих - это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство.

Список используемой литературы:

  1. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Брагиной Л.М.). - М.: Высш.школа, 1999.

  2. Королева А.Ю. Великие художники Нидерландов XV—XVII вв. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005.

  3. Васильев В.М. Культурология: Учебное пособие. МГИУ, 2007.

  4. Популярная история живописи. Западная Европа/Авторы-

составители Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, О. В. Семенова. —

М.: Вече, 2001.— 480 с.

5. Грибунина Н. Г. «История мировой художественной культуры». 1993.

6. Гуревич П.С. Культурология: Учеб.пособие. - М.: Знание, 1996. - 287 с.

7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М.: Аспект Пресс, 2000.

8. Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Инфа-М Форум, 2000. с.86

9. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Маркова. М., 1995. с.27


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24