Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Роман Гончарова "Обломов”
вышел в свет в 1859 году, когда Россия
стояла на пороге перемен в экономической
и политической жизни, вызванных
необходимостью отмены крепостного
права. Роман сразу
стал предметом всеобщего внимания как
для читателей, так и для критиков.
Выделяется оценка романа Добролюбовым.
В статье "Что такое обломовщина?”
критик назвал роман Гончарова "знамением
времени”, а также заметил, что у Гончарова
были предшественники в изображении
"обломовщины” и сходных с ней
социально-нравственных явлений. В
романе Гончаров затронул проблемы,
которые выдвинуло время, и показал
реальное состояние русского дворянского
общества в пореформенный период в
России. Роман "Обломов”
— это роман о герое и о явлении, породившем
этого героя, - "обломовщине”. Главное
действующее лицо романа - Илья Ильич
Обломов, потомственный дворянин, умный,
культурный человек, получивший хорошее
образование. Так, Гончаров рисует портрет
Обломова: "Это был человек лет тридцати
двух - тридцати трех, приятной наружности
с темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи, всякой
сосредоточенности в чертах лица”. Автор
отмечает "выражение усталости и скуки”,
нездоровый вид от недостатка движения
и воздуха. Для более полного раскрытия
характера героя Гончаров во всех
подробностях описывает быт Обломова,
а вся первая глава посвящена одному дню
из жизни Ильи Ильича. Безразличие
к себе и ко всему, что окружает Обломова,
наиболее ярко проявляется в описании
его кабинета: "По стенам, около картин,
лепилась в виде фестонов паутина,
напитанная пылью: зеркала... могли служить
скрижалями для записывания на них по
пыли заметок на память”. Захар,
слуга Ильи Ильича, как бы повторяет
собой своего хозяина. И если дорогой
восточный халат Обломова "засалился”,
то у Захара- постоянная прореха под
мышкой, из которой торчит кусок нижней
рубашки. Сам ленивый, он спекулирует на
лени барина, и для своей нерадивости и
лени он всегда находит оправдание.
"Обломову и хотелось бы, чтоб было
чисто, да он только желал, чтоб это
делалось как-нибудь незаметно, само
собой, а Захар всегда заводил тяжбу,
лишь только начинали требовать от него
сметания пыли, мытья полов и т.
п...” Илья Ильич по
характеру честен, добр, кроток. Его друг
Андрей Штольц говорит о нем: "Это
хрустальная, прозрачная душа”. Но эти
черты дополняются такими качествами,
как безволие и лень. "Лежание у Ильи
Ильича было его нормальным
состоянием”. Жизнь
Обломова лишена стремлений к изменениям,
преобразованиям. Больше всего на свете
он ценит покой, не имея сил и желания
бороться, если можно жить и так. Как
только судьба ставит перед ним проблему
выбора, возникающую рано или поздно
перед любым человеком, Обломов пасует
перед жизненными проблемами и
трудностями. И только
иногда, в редкую сознательную минуту,
он начинает с грустью и болью понимать
свое положение. "А между тем он болезненно
чувствовал, что в нем зарыто, как в
могиле, какое-то хорошее, светлое
начало...” "Однако... любопытно бы
знать..., отчего я такой?” — задает себе
вопрос Обломов. Ответ на этот вопрос
Гончаров дает в IX главе первой части
"Сон Обломова”, которая переносит
читателя в пору детства Илюши, в деревню
Обломовка, где происходит формирование
характера героя, к истокам такого
явления, как "обломовщина”. Деревня
- это особый мир, чуждый суетности и
потрясениям жизни. Картины природы
представляют собой идиллический пейзаж,
который не может быть нарушен никакими
бурями и стихиями. Солнце светит ровно,
осадки выпадают в свое время в нужном
количестве, мороз крепчает, как и положено
в Крещение. Ничего не нарушает сложившийся
порядок. В природе присутствует
гармония. Точно так
же была устроена и жизнь в Обломовке,
где и хозяева, и слуги жили в "сонном
царстве”, где "норма жизни была готова
и преподана им родителями, а те переняли
ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки
от прадедушки, с заветом блюсти ее
ценность и неприкосновенность” Любая
попытка и инициатива Илюши к самостоятельному
действию пресекалась, так как для этого
был "Захар и еще триста Захаров”. "Все
началось с неумения надевать чулки, а
кончилось неумением жить”. Покинув
Обломовку, "этот рай на земле”, Илья
Ильич оказался несостоятельным к жизни,
далекой от мира детства. Появилась
необходимость в самостоятельном выборе
и принятии собственных решений. Попав
на службу, он пасует перед теми проблемами,
с которыми сталкивается. Испугавшись
ответственности за допущенную ошибку
(отправляет письмо с документами вместо
Архангельска в Астрахань), Обломов
сказывается больным, а после уходит в
отставку. Используя
уже известный прием в литературе,
Гончаров подвергает своего героя
испытанию любви. Ведь именно в любви и
дружбе личность проявляется наиболее
ярко. Обломов влюбляется
в Ольгу Ильинскую. Ольга ценит и любит
в Обломове его доброту, его нежное сердце
и тонкую душу. Она верит в него, верит в
то, что он способен возродиться к новой
жизни, что именно ее любовь изменит его.
"Поэма любви” с ее страстями, взлетами
и падениями показалась Обломову
"претрудной школой жизни”. Он пугается
тех высоких свойств души, которыми он
должен обладать, чтобы стать достойным
любви Ольги, пугается тех бытовых
трудностей, которые возникают вокруг
него. А преодолеть, устранить их он не
может - не знает как. Свой
идеал он находит на Выборгской стороне,
в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной,
которая ничего не требует от него, как
Ольга, а просто слепо любит его, потакая
ему во всем. Такая любовь не только не
способна возродить Обломова к новой
жизни, а, наоборот, губит и уничтожает
окончательно. Ольга "сняла” с него
халат, Агафья же снова "надела”. Но
именно в доме Агафьи Пшеницыной Обломов
счастлив, так как именно здесь он находит
свою Обломовку. Гончаров,
безусловно, осуждает лень, боязнь
движения и жизни Обломова неспособность
к практической деятельности, подмену
жизни расплывчатой мечтательностью.
Первоначально он даже хотел назвать
роман "Обломовщина”. "Одно слово, -
думал Илья Ильич, - а какое... ядовитое”.
Автор видит также и причины, породившие
это явление, — условия такой поместной
жизни позволили помещику не заботиться
о "хлебе насущном”. Привычка жить чужим
трудом, заложенная с детства, привела
к гибели, подавила лучшие начала
личности. Гончаров
реалистично изобразил картину русской
дворянской жизни, при которой лучшие
ценности человека убиваются
бездеятельностью. Образ Обломова
оказался вневременным понятием,
воплотившим в себе лень, апатию,
неспособность к самостоятельному
действию, и приобрел нарицательное
значение.