Обломов и обломовщина (по роману И.А. Гончарова "Обломов")
Обломов и обломовщина (по роману И.А. Гончарова "Обломов")
Роман И. А. Гончарова "Обломов"
— это роман социально-психологический,
изображающий губительное влияние
дворянско-помещичьей среды на человеческую
личность. "Обломов” появился тогда,
когда крепостнический строй все больше
и больше обнаруживал свою несостоятельность.
Гончаров работал над этим произведением
много лет. Роман был напечатан в 1859 году
в журнале "Отечественные записки"
и сразу привлек внимание
читателей. Гончарову,
как мало кому еще, удалось прикоснуться
пером художника к самым сокровенным
струнам "русской души”. Писатель создал
героя, воплощающего, как ни странно,
основные черты русского национального
характера, хотя и в виде не самом
приглядном, но вызывающем при этом
любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова
состоит в том, что он раскрыл
социально-исторические причины
возникновения такого характера, как
Обломов. Именно поэтому в романе важное
место занимает изображение тех условий
и той среды, в которых происходило
формирование его героя. Писатель
с изумительной глубиной воспроизвел
жизнь захолустной дворянской усадьбы,
быт помещиков средней руки, их психологию,
нравы, обычаи, воззрения. В главе "Сон
Обломова" автор рисует неподвижность,
усыпляющий покой и тишину "мирного
уголка". "Правильно и невозмутимо
совершается там годовой круг"; "ни
страшных бурь, ни разрушений не слыхать
в том краю"; "жизнь, как покойная
река, текла мимо них" — такие фразы
характеризуют жизнь героя и его
окружения. Такая жизнь
порождала духовную нищету у обитателей
Обломовки, узость интересов, бедность
и примитивность психологии. Гончаров
не раз указывает, что в жизни обломовцев
важнейшее место занимали еда и сон.
"Забота о пище была первая и главная
жизненная забота в Обломовке", —
читаем мы в романе. Этой заботе был
подчинен весь строй жизни. Свои примитивные
потребности обломовцы удовлетворяли
за счет подневольного труда крепостных.
Это не могло не вызывать в них паразитическое
отношение к жизни и отвращение к труду.
Душевная и физическая лень, полная
умственная бездеятельность — вот черты,
характеризующие обитателей
Обломовки. Писатель
рисует образ живого, любознательного
мальчика и показывает вредное влияние
на него обломовской системы воспитания.
Родители ограждают Илюшу от труда,
приучают к праздности и паразитизму,
развивают в нем сознание превосходства
над другими. Несмотря на свою косность,
они понимали, что без учения их ребенку
не получить чинов, крестов и денег.
Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у
немца Штольца. Позже Обломов изучает
науки в столичном учебном заведении,
потом служит, но при первом же затруднении
оставляет службу. К 32
годам Илья Ильич Обломов превратился
в "байбака", в существо апатичное
и инертное, жизнь которого ограничивается
квартирой на Гороховой улице, халатом
из персидской материи и лежанием на
диване. Такое состояние убивает в
Обломове положительные человеческие
качества, которых в нем немало. Он честен,
гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает
в нем "голубиную кротость". Штольц
вспоминает, что когда-то, лет десять
назад, у него были духовные идеалы. Он
читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона,
занимался математикой, изучал английский
язык, задумывался о судьбе России, хотел
служить родине. Штольц упрекает Обломова:
"В этом же углу лежат и замыслы твои
"служить", пока станет сил, потому
что России нужны руки и головы для
разрабатывания неистощимых
источников". Идейное
противостояние Андрея Иваныча и Ильи
Ильича — один из основных смысловых
элементов "Обломова”. Последняя встреча
двух друзей зеркально отражает их первую
встречу в романе. Диалог их развивается
в следующем обобщенном виде-, вопросы
Штольца о здоровье, жалобы Обломова,
укоры Штольца по поводу неправильного
образа жизни, призывы к переменам Но
существенно различается исход разговора:
в начале романа Илья Ильич поддается
на уговоры друга и выезжает в свет, в
финале же он остается на насиженном
месте. Немец Штольц
находится "беспрестанно в движении”.
Его кредо — активная жизненная позиция,
недоверие к "мечте, загадочному,
таинственному”. Характер Штольца связан
с новой, буржуазно-предпринимательской
действительностью и воплощает в себе
черты дельца. Андрей Иваныч трудолюбив,
умен, честен, благороден, но трудится
он не ради высокой цели, а ради личного
преуспевания. На вопрос Обломова: "Во
имя чего ты трудишься?" — он ничего
не находит сказать, кроме как: "Для
самого труда, больше ни для чего".
Штольц не тянет на положительного героя,
потому что он "слаб, бледен — из него
слишком голо выглядывает идея". Очень
важно то, что на происходящее мы фактически
смотрим глазами Штольца. Но ведь этот
персонаж совсем не представляет авторскую
позицию и не во всем он нас убеждает. По
существу, Обломов — загадка и для самого
автора. Трагедия
Обломова не в отсутствии всеобщего
образования и не в Запустении его
родового имения. Разрыв с Ольгой Ильинской
привел к утрате им содержания своей
жизни. С Ольгой были связаны лучшие
моменты жизни Ильи Ильича. Эта утрата
и приводит его в дом Агафьи Пшеницыной.
В конце романа Обломов "...был полными
естественным отражением покоя, довольства
и безмятежной тишины”. Энергичный
Штольц старался вывести Обломова из
состояния мертвящего покоя, включить
его в жизнь. К сожалению, из этого ничего
не получилось, ибо слишком крепко прирос
Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме
больным местом: попробуй оторвать —
будет смерть". .
Обломов понимает свое духовное падение,
— тем сильнее его душевная драма. "Он
болезненно чувствовал, что в нем зарыто,
как в могиле, какое-то хорошее, светлое
начало, может быть, теперь уже умершее,
или лежит оно, как золото в недрах горы...
Но глубоко и тяжело завален клад дрянью,
наносным сором". Обломов понимает и
причины своей духовной гибели. Когда
Ольга спросила его: "Отчего погибло
все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило
тебя? Нет имени этому злу...", — "Есть,
— сказал он чуть слышно... —
обломовщина!" Гончарову
удалось создать типичный характер,
порожденный крепостнической
действительностью. Классовыми корнями
ему служит русское барство с его
паразитизмом. В образе крепостного
слуги Захара писатель показывает другую
сторону "обломовщины" — губительное
действие крепостничества на человека,
лишенного свободы. Обломовщина воспитала
у Захара рабскую психологию. Жизнь
ввергла его в умственное убожество и в
то же время развила в нем лень и косность.
Илья Ильич был прав, думая о своем слуге:
"Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели
я сам". Пожалуй,
черты положительные Гончарову удалось
воплотить в Ольге Ильинской. Ольга —
натура независимая, сильная, решительная.
Ей свойственно стремление к жизни
деятельной и осмысленной. Поэтому,
полюбив Обломова, она проникается
желанием возродить его, спасти от
духовной и нравственной гибели. Поняв,
что Обломов не сможет сбросить с себя
апатию и лень, она бесповоротно порывает
с ним. Прощальные слова, с которыми
обращается Ольга к Обломову, говорят о
ее высоких требованиях к тому, кого она
любит: "Ты кроток, честен, Илья; ты
нежен... голубь; ты прячешь голову под
крыло — и ничего не хочешь больше; ты
готов всю жизнь проворковать под
кровлей... да я не такая: мне мало этого..."
Интересно, что Ольга становится женой
Штольца. Но, естественно, это замужество
не приносит ей счастья. Бессознательные
мотивы и стремления, которые определяют
поведение Обломова — это своего рода
"бездна”. Во многом личность Обломова
так и остается неразгаданной. Н.
А. Добролюбов в статье "Что такое
обломовщина?' дал блестящий и до сих пор
непревзойденный анализ романа. Он
отмечает, что общественное значение
романа "Обломов" заключается в
том, что в нем показана русская жизнь,
создан "современный русский тип"
и одним словом определено характерное
явление дворянско-крепостнической
действительности. "Слово это —
обломовщина; оно служит ключом к разгадке
многих явлений русской жизни". Добролюбов
показал, что образ Обломова представляет
собой социально-психологический тип,
воплощающий в себе черты помещика
дореформенного периода. Состояние
барства порождает в нем нравственное
рабство: "...гнусная привычка получать
удовлетворение своих желаний не от
собственных усилий, а от других развила
в нем апатичную неподвижность и повергла
его в жалкое состояние нравственного
рабства. Рабство это переплетается с
барством Обломова, так они взаимно
проникают друг в друга и одно другим
обуславливается". Обломовы — это все
те, у кого слово расходится с делом, кто
на словах только желает лучшего и не
способен свое желание претворить в
действие. "Обломовщина"
как социально-психологическое явление
не исчезло с уничтожением крепостнического
строя: Пережитки ее — инертность,
косность, эгоизм, паразитизм, лень,
расхлябанность, разгильдяйство —
продолжают жить. Обломовщина страшна
тем, что она губит способных, талантливых
людей и превращает в инертное ничто, в
жалких неудачников. В
том и заключается гений Гончарова, что
он в своем замечательном произведении
поднял один из важнейших вопросов
русской жизни. Ответить на этот вопрос
— значит изменить жизнь коренным образом
к лучшему.