Роман И. А. Гончарова
"Обломов” вышел в свет в 1859 году, в тот
момент, когда в стране чрезвычайно остро
стоял вопрос отмены крепостного права,
когда русское общество уже в полной
мере осознало губительность существующих
порядков. Глубокое знание жизни и
точность социального анализа характеров
позволили писателю найти удивительно
верное определение уклада русской жизни
того времени — "обломовщина”.
Главная
задача автора в романе — показать, как
постепенно умирает в человеке человек,
насколько не приспособлен к жизни
помещик, не привыкший что-либо делать.
Главные качества доброго, милого Ильи
Ильича Обломова — его инертность,
апатия, отвращение к какой-либо
деятельности. Верный традициям реализма,
И. А. Гончаров показывает, что эти качества
явились результатом воспитания Обломова,
они рождены уверенностью в том, что
любое желание его будет исполнено и для
этого не надо прилагать никаких усилий.
Обломов — дворянин, ему не надо трудиться
ради куска хлеба — на него трудятся
сотни крепостных Захаров в имении и
полностью обеспечивают его существование.
А значит, он может целыми днями лежать
на диване, не потому, что устал, а потому,
"что это было его нормальным состоянием”.
Он почти слился со своим мягким удобным
халатом и длинными широкими туфлями, в
которые виртуозно попадал с первого
раза, едва только свешивал ноги с
дивана.
В молодости
Обломов "был полон всяких стремлений,
надежд, ждал много от судьбы и самого
себя, все готовился к какому-то поприщу,
к какой-то роли”. Но время шло, а Илья
Ильич все собирался, готовился начать
новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг
ни к какой цели. В Москве он получил
хорошее образование, но голова его "была
как будто библиотека, состоящая из одних
разрозненных по частям знаний”. Поступая
на службу, которая ранее представлялась
ему в виде какого-то семейного занятия,
он и не предполагал, что жизнь сразу
разделится для него на две половины,
одна из которых будет состоять из труда
и скуки, что для него было синонимами,
а другая — из покоя и мирного веселья.
Он понял, что "надобно быть по крайней
мере землетрясению, чтобы не прийти
здоровому человеку на службу”, а потому
он вскоре подал в отставку, потом
прекратил выезды в свет и полностью
затворился в комнате. Если Обломов и
признает какой-то труд, то только труд
души, поскольку десятки поколений его
предков "сносили труд как наказание,
наложенное еще на праотцов наших, но
любить не могли, и где был случай, всегда
от него избавлялись, находя это возможным
и должным”.
В жизни
Обломова бывали минуты, когда он
задумывался о причинах, побудивших его
вести такую жизнь, когда он задавал себе
вопрос: "Отчего я такой?” В кульминационной
главе романа "Сон Обломова” писатель
отвечает на этот вопрос. Он создает
картину провинциального помещичьего
быта и показывает, как ленивая спячка
постепенно становится нормальным
состоянием человека.
Во
сне Обломов переносится в имение своих
родителей Обломовку, "в благословенный
уголок земли”, где нет "моря, нет высоких
гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов
- нет ничего грандиозного, дикого и
угрюмого”. Перед нами предстает
идиллическая картина, ряд прекрасных
пейзажей. "Правильно и невозмутимо
совершается там годовой круг. Глубокая
тишина лежит на полях. Тишина и жизненное
спокойствие царствуют и в нравах людей
в том краю”, — пишет И. А. Гончаров.
Обломов видит себя маленьким мальчиком,
стремящимся заглянуть в неизвестное,
задать больше вопросов и получить на
них ответы. Но лишь забота о пище
становится первой и главной жизненной
заботой в Обломовке. А все остальное
время занимает "какой-то всепоглощающий,
ничем непобедимый сон”, который И. А.
Гончаров делает символом, характеризующим
людей типа Обломова, и который называет
"истинным подобием смерти”. С самого
детства Илья был приучен к тому, что не
должен ничего делать, что для любой
работы есть "Васька, Ванька, Захарка”,
да и сам в какой-то момент понял, что так
"покойнее гораздо”. А потому все "ищущие
проявления силы” в Илюше "обращались
внутрь и никли, увядая”. Такая жизнь
лишила героя романа всякой инициативы
и постепенно превратила его в раба
своего положения, своих привычек и даже
раба своего слуги Захара.
В
своей статье "Что такое обломовщина?”
Н. А. Добролюбов писал: "Обломов — не
тупая апатичная фигура без стремлений
и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий
в жизни, о чем-то думающий”. Он наделен
многими положительными качествами, да
и не глуп. В его суждениях есть грустная
правда — также следствие российской
жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские,
Волкины, Пенковы? Действительно, стоит
ли вставать с дивана ради той мелочной
суеты, которой заняты его бывшие
товарищи?
В духе
традиции, созданной русскими писателями,
И. А. Гончаров подвергает своего героя
величайшему испытанию — испытанию
любовью. Чувство к Ольге Ильинской,
девушке огромной душевной силы, могло
бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров
— реалист, и он не может показать
счастливый финал романа. "Отчего погибло
все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило
тебя?” — с горечью пытается понять
Ольга. И писатель дает ответ на эти
вопросы, совершенно точно определив
имя этого зла — обломовщина. И не один
Илья Ильич стал ее жертвой. "Наше имя
легион!” — говорит он Штольцу. И
действительно, поражены "обломовщиной”,
стали ее жертвами почти все герои романа:
и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и
Ольга.
Величайшая
заслуга И. А. Гончарова состоит в том,
что он удивительно точно изобразил
болезнь, поразившую русское общество
середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов
охарактеризовал как "неспособность
деятельно захотеть чего-либо”, и указал
на социальные причины этого явления.