И. А. Гончаров вошел в русскую
литературу благодаря своим трем романам,
принесшим ему успех и признание:
"Обыкновенная история”, "Обломов”,
"Обрыв”. Это наиболее значительные
произведения автора Читатели невольно
обращали внимание на фоническую анафору
"Об”, непреднамеренно использованную
Гончаровым, но наводившую на мысль о
связи между этими произведениями. Уже
после (в своей статье "Лучше поздно,
чем никогда”) он сам скажет, что увидел
в произведениях "не три романа, а
один”.
Вторая часть
трилогии - "Обломов”. На первый взгляд,
это совершенно статичное произведение,
повествующее о ленивом человеке, гибнущем
из-за своей апатии ко всему, что его
окружает и из-за нежелания выйти из
своего состояния.
Даже
любовь и дружба не могут пробудить героя
к действиям, несмотря на то, что он
человек одаренный и неглупый. Гончаров
показал не какой-то особенный характер,
а современный для того времени русский
тип, показал на примере одного человека
целое общественное явление. Имя ему -
"обломовщина”.
Анализируя
роман Гончарова, Добролюбов в своей
статье "Что такое "обломовщина"?”
выявил конкретные причины этого явления.
Они заключаются во внешнем положении
- в барстве - и во внутреннем образе
умственного и нравственного развития
русского дворянства.
Герой
романа, Обломов, родился и вырос в
атмосфере старого русского барства.
Его олицетворением в романе стали
несколько деревень, объединенных в
имение семьи Обломовых. Это Обломовка.
Автор на время переносит читателя в
этот благословенный уголок в главе "Сон
Обломова” Сон - своеобразная мечта
Обломова, воплощение, с его точки зрения,
идеальной жизни. Что же мы видим?
Благодатная земля, великолепная природа,
ласковое солнце, чистое небо. Погода в
том краю всегда прекрасная, лето жаркое,
но засух никогда не бывало, дождь шел в
самое нужное время, придавая новые силы
и людям, и природе. Зимы морозные, но
ровно настолько, насколько нужно
крестьянину. Никогда "...не дразнит
ранними оттепелями и не гнет в три дуги
морозами...”. Все идет по календарю. В
марте наступает, как положено, весна.
Тает снег, греет солнце, просыпается
лес.
Никогда там не
было ни бурь, ни страшных потрясений,
ни эпидемий. Горы в Обломовке - это не
мрачные отвесные скалы, а плодородные
холмы. Речка весело течет, шаля и играя
своими водами. "Все как будто было
нарочно прибрано одно к другому и
мастерски нарисовано”.
Люди
жили там счастливые, полагая, что весь
мир живет именно так, а не иначе. Если
кто и умирал, то от глубокой старости,
а потом еще долго дивились тому, как
такое несчастье могло случиться.
В
Обломовке царили свои естественные
законы. Никто и никогда не занимался
там ни наукой, ни философией, никто не
писал ни книг, ни картин. Все время
проходило в праздном поглощении пищи,
созерцании мира, а чаще всего во сне.
Сон и еда стали важными занятиями в
доме. Что приготовить на ужин, продумывалось
весь день, а готовка начиналась с обеда.
Ежедневный сон носил всеобщий характер,
никто не мог противиться возможности
поспать часок-другой после обильного
обеда. Этому порядку следовали все, от
барина до последнего мужика.
Воспитание
детей тоже проходило по определенным
канонам. Главной своей обязанностью
родители считали накормить и оградить
любимое чадо от всего опасного. Самой
неприятной повинностью был труд. Ребенок,
живший в барской семье, ничем не был
обременен. Его естественное любопытство
постепенно угасало, он терял интерес
ко всему необычному, начинал видеть
идеал жизни в гордом созерцании чужого
труда.
Этому немало
способствовали и вечные сказки о
неведомой стране, где текут реки молока
и меда, где никто круглый год ничего не
делает, а только знай себе гуляют добрые
молодцы да красавицы. Где все делается
"по щучьему велению” и "по хотению”
лентяя. Где запросто тебя женят на
неслыханной красавице Милитрисе
Кирбитьевне.
Из года
в год, из десятилетия в десятилетие так
воспитывали детей. Вырастали новые
баре, все шло своим чередом.
Детство,
отрочество - в них начало судьбы Обломова,
недаром картины патриархальной жизни
в родном доме (вечерние зимние часы,
история с письмом, кормление булочками...)
навсегда остались для Ильи Ильича
идеалом настоящей жизни - спокойной и
сытой. И никакие последующие влияния -
книги, университетский быт, служба в
Москве - не смогли его серьезно поколебать.
И это, по Гончарову, естественно, потому
что "ум и сердце ребенка наполнились
впечатлениями всех картин, сцен и нравов
этого быта, нежели он увидел первую
книгу”. "
После
того, как Илья Ильич покидает Обломовку,
что с ней стало? Староста пишет своему
барину, что все благополучно, слава
Богу, за исключением засухи, гибели
почти всех посевов ярового и озимого,
побега трех мужиков, закрытия сушильни
и белильни для производства холста,
недобора в недоимках. Почти ничего не
осталось от обильной Обломовки, все
куда-то пропало, все растащено и прибрано
чужими заботливыми руками. А Обломов
не может ничего изменить — ему лень. Он
думает, а сделать не может. Герой не
понимает, что староста, верно, мошенник,
что пишет неправду. Илья Ильич верит в
свой "барский авторитет”. После этого
Тарантьев еще больше разрушит Обломовку.
Останется жалкое подобие. Отчего? Да
сама Обломовка, само барство погубило
ее. Мир изменился, психология обломовцев
же осталась прежней, что и погубило
патриархальный мир.
Обломовка
во сне и наяву...
Сон
— старая патриархальная Обломовка,
золотые времена барства, мечта
Обломова.
Явь —
крушение барства и крепостного права,
ненужность обломовцев, их психологии
и, как следствие, смерть Обломовки -
мечты Ильи Ильича.