Образ Андрея Штольца
Образ Андрея Штольца
Кто такой Штольц? Гончаров не
заставляет читателя ломать голову над
этим вопросом. В первых двух главах
второй части идет подробный рассказ о
жизни Штольца, о тех условиях, в которых
формировался его деятельный характер.
«Штольц был немец только вполовину, по
отцу; мать его была русская; веру он
исповедовал православную, родная речь
его была русская…». Гончаров вначале
пытается показать, что Штольц скорее
русский, нежели немец: ведь самое главное
– вера и язык у него такие же, как и у
русских. Но чем дальше, тем больше
начинают проступать в нем качества
немца: самостоятельность, упорство в
достижении своих целей,
бережливость.
Неповторимый
характер Штольца сформировался под
влиянием двух сил – мягкой и жесткой,
на стыке двух культур – русской и
немецкой. От отца он получил «трудовое,
практическое воспитание», а мать
приобщала его к прекрасному, пыталась
вложить в душу маленького Андрея любовь
к искусству, к красоте. Его матери «в
сыне…мерещился идеал барина», а отец
приучал его к тяжелому, совсем не барскому
труду.
Практический
ум, жизнелюбие, смелость помогли Штольцу
добиться успеха после того, как он уехал
по настоянию отца учиться в Петербург…
По
замыслу Гончарова, Штольц – новый тип
русского прогрессивного деятеля. Однако
он не изображает героя в конкретной
деятельности. Автор только информирует
читателя о том, де бывал Штольц, чего
достиг. Он «служил, вышел в отставку…занялся
своими делами, … нажил дом и деньги, …
выучил Европу, как свое имение, … видел
Россию вдоль и поперек, … ездит в
свет».
Если говорить
об идейной позиции Штольца, то он «искал
равновесия практических сторон с тонкими
потребностями духа». Штольц мог
контролировать свои чувства и «боялся
всякой мечты». Счастье для него заключалось
в постоянстве. По словам Гончарова, он
« знал цену редким и дорогим свойствам
и так скупо тратил их, что его звали
эгоистом, бесчувственным…». Одним
словом, гончаров создал такого героя,
какого давно не хватало России. Для
автора Штольц – это та сила, которая
способна возродить обломовых и уничтожить
обломовщину. По-моему, Гончаров несколько
идеализирует образ Штольца, ставя его
в пример читателю как безупречного
человека. Но к концу романа получается,
что спасение не пришло к России с
появлением Штольца. Добролюбов объясняет
это тем, что « теперь для них нет почвы»
в российском обществе. Для более
продуктивной деятельности штольцев
необходимо достичь некоторого компромисса
с обломовыми. Именно поэтому Андрей
Штольц берет на воспитание сына Ильи
Ильича.
Штольц –
безусловно, антипод Обломова. Каждая
черта характера первого – резкий протест
против качеств второго. Штольц любит
жизнь – Обломов часто впадает в апатию;
Штольц обладает жаждой деятельности,
для Обломова лучшая деятельность –
отдых на диване. Истоки этой противоположности
– в воспитании героев. Читая описание
жизни маленького Андрея, невольно
сопоставляешь его с жизнью Илюши. Таким
образом уже в самом начале романа
предстают пред читателем два абсолютно
разных характера, два жизненных пути…