Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова «Обломов»
"Разбирать женские образы,
созданные И. А. Гончаровым, значит
предъявлять претензию быть великим
знатоком женского сердца”, — заметил
один из наиболее проницательных русских
критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно,
образ Ольги Ильинской можно назвать
несомненной удачей Гончарова-психолога.
В нем воплотились не только лучшие черты
русской женщины, но и все лучшее, что
видел писатель в русском человеке
вообще. "Ольга в
строгом смысле не была красавица, то
есть не было ни белизны в ней, ни яркого
колорита щек и губ, и глаза не горели
лучами внутреннего огня... Но если б ее
обратить в статую, она была бы статуя
грации и гармонии” — именно так, всего
в нескольких деталях дает И. А. Гончаров
портрет своей героини. И уже в нем мы
видим те черты, которые всегда привлекали
русских писателей в любой женщине:
отсутствие искусственности, красоту
не застывшую, а живую. "В редкой девице,
— подчеркивает автор, — встретишь такую
простоту и естественную свободу взгляда,
слова, поступка... Ни жеманства, ни
кокетства, никакой лжи, никакой мишуры,
ни умысла”. Ольга
чужая в своей среде. Но она не жертва,
потому что в ней есть и ум, и решительность,
чтобы отстаивать право на свою жизненную
позицию, на поведение, не ориентированное
на общепринятые нормы. Не случайно
Обломов воспринял Ольгу как воплощение
того идеала, о котором он грезил. Едва
Ольга спела "Casta diva”, он сразу "узнал”
ее. Не только Обломов "узнал” Ольгу,
но и она его. Любовь для Ольги становится
не только испытанием. "Где она брала
уроки жизни?” — с восхищением думает
о ней Штольц, который любит Ольгу именно
такую, преображенную любовью. Именно
отношения главного героя романа с Ольгой
позволяют нам глубже понять характер
Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на
своего возлюбленного помогает читателю
посмотреть на него так, как того хотел
автор. Что же видит
Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость,
отсутствие всех тех светских условностей,
которые также чужды ей. Она чувствует,
что в Илье нет цинизма, но есть постоянное
стремление к сомнению и сочувствию. Но
Ольге и Обломову не суждено быть
счастливыми. Обломов
предчувствует, что их с Ольгой отношения
не могут всегда быть их личным делом;
они непременно обернутся множеством
условностей, обязанностей. Надо будет
"соответствовать”, заниматься делами,
стать членом общества и главой семьи и
так далее. Штольц и Ольга упрекают
Обломова в бездеятельности, а он в ответ
лишь дает несбыточные обещания или
улыбается "как-то жалко, болезненно-стыдливо,
как нищий, которого упрекнули его
наготой”. Ольга
постоянно размышляет не только о своем
чувстве, но и о влиянии на Обломова, о
своей "миссии”: "И все это чудо сделает
она, такая робкая, молчаливая, которой
до сих пор никто не слушался, которая
еще не начала жить!” И любовь становится
для Ольги долгом, а потому уже не может
быть безоглядной, стихийной. Больше
того, Ольга не готова пожертвовать ради
любви всем. "Тебе хотелось бы узнать,
пожертвовала ли бы я тебе своим
спокойствием, пошла ли бы я с тобой по
этому пути?.. Никогда, ни за что!” —
решительно отвечает она Обломову. Обломов
и Ольга ждут друг от друга невозможного.
Она от него — деятельности, воли, энергии;
в ее представлении он должен стать
похожим на Штольца, но только сохранив
при этом лучшее, что есть в его душе. Он
от нее — безоглядной, самоотверженной
любви. И оба они обманываются, убеждая
себя, что это возможно, а потому неизбежен
конец их любви. Ольга любит того Обломова,
которого создала она сама в своем
воображении, которого она искренне
хотела создать в жизни. "Я думала, что
оживлю тебя, что ты можешь еще жить для
меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом
выговаривает Ольга суровый приговор и
задает горький вопрос: "Кто проклял
тебя, Илья? Что ты сделал? <...> Что
сгубило тебя? Нет имени этому злу...”
"Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!”
Трагедия Ольги и Обломова становится
окончательным приговором тому явлению,
которое изобразил Гончаров. Ольга
выходит замуж за Штольца. Именно он
сумел добиться того, что в душе Ольги
здравый смысл, рассудок окончательно
победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь
можно назвать счастливой. Она верит в
своего мужа, а потому любит его. Но Ольга
начинает чувствовать необъяснимую
тоску. Механическая, деятельная жизнь
Штольца не дает тех возможностей для
движения души, которые были в ее чувстве
к Обломову. И даже Штольц угадывает:
"Узнав раз, его разлюбить невозможно”.
С любовью к Обломову умирает часть души
Ольги, она навсегда остается
жертвой. "Ольга, по
своему развитию, представляет высший
идеал, какой только может теперь русский
художник вызвать из теперешней русской
жизни; живое лицо, только такое, каких
мы еще не встречали”, — писал Добролюбов.
Мы можем уверенно сказать, что Ольга
Ильинская продолжает ту галерею
прекрасных женских типов, которую
открыла Татьяна Ларина и которыми будет
восхищаться не одно поколение читателей.