|
Сценарий и презентация внеклассного мероприятия "Химия и окружающая среда"Сценарий и презентация внеклассного мероприятия "Химия и окружающая среда"Разработка внеклассного мероприятия «Химия и окружающая среда». Одной из важнейших задач, стоящих в наше время перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Трудно теперь представить современный урок или внеклассное мероприятие без современных методов. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника. Большой объем сложной научной информации в школьном курсе приходится изучать в весьма сжатые сроки, часто учебный материал мало связан с учебным опытом и познавательными интересами учащихся. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал и учителя, и учеников, поскольку известно, что постоянство – враг интереса. В этом ключе и было создано общешкольное мероприятие для учащихся 9-11классов «Химия и окружающая среда». Общешкольный вечер в форме телепередачи «Своя игра». Характеристика аудитории: 3 команды учащихся 9-11 классов (по шесть человек).
Цель: способствовать развитию эколого-химического мышления; Задачи:
Оборудование: проектор, компьютер, экран, набор реквизита для моделирования скульптур, песочные часы, презентации Power Point Правила игры: три сборные команды по шесть человек от параллелей 9, 10, 11 классов. Команда называет тему и цену вопроса в баллах. Ассистент открывает вопрос. На обсуждение даётся 30 сек. Жюри подсчитывает количество набранных баллов. Команды отвечают по очереди. Через 2 раунда – творческое задание. Ведущий: Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Дорогие участники и зрители, приветствую вас на «Своей игре по теме «Химия и окружающая среда». Болельщики могут помочь своей команде заработать очки, участвуя в конкурсе болельщиков. Раунд «экологический словарь» 10 баллов. Твёрдые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым.(Аэрозоль) 20 баллов. Естественное или искусственное поступление воздуха в почву, воду, горные породы. (Аэрация) 30 баллов. Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками. (Гербициды) 40 баллов.Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей. (Канцерогены) 50 баллов. Смесь газов, которая образуется из органических остатков, насыщенных органическими веществами илов, бытовых отходов. (Биогаз: CH4, CO2, H2, O2, H2S.) Раунд «Охрана природы» 10 баллов. Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди) 20 баллов. Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. (Круговорот веществ) 30 баллов. Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания.(Нитраты и нитриты). 40 баллов. Природное явление, вызванное поглощением углекислого газа, водяным паром энергии солнечных лучей.(Парниковый эффект) 50 баллов. Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну. (Засоление почв) Раунд «Отходы и доходы» 10 баллов. Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее время применяется более дешёвое сырьё- свёкла. Кислота используется как пищевая добавка. (Лимонная кислота) 20 баллов. Часть природного сырья, которая не используется или остаётся после переработки и использования. (Отходы) 30 баллов. Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах. (Углекислый газ) 40 баллов. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям.(Безотходная технология) 50 баллов. Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение окружающей среды в результате техногенеза. (Техногеохимия)
Раунд «Неметаллы» 10 баллов. Геофизик М. И. Будыко ещё в 1962г. предложил, что сжигание человечеством огромного количества топлива приведёт к повышению содержания этого оксида в воздухе. Назовите этот оксид. (Оксид углерода IV) 20 баллов. Эффект, последствием которого многие климатологи считают мягкие зимы конца 80-х – начала 90-х г.г.XX века. (Парниковый эффект) 30 баллов. Организмы, фиксирующие в природе молекулярный азот. (Клубеньковые бактерии) 40 баллов. В связи с уменьшением выброса этого токсичного газа предприятиями энергетического комплекса содержание его в воздухе летом в 2-5 раз ниже, чем зимой. (Оксид азота IV) 50 баллов. Оксиды, катализирующие разрушение озонового слоя.( Оксиды азота II и IV) Раунд «Вода» 10 баллов. Глобальный гидрологический процесс имеет три основных потока: осадки, влагоперенос и … (испарение). 20 баллов. Какое воздействие на растительность водоемов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами? (Начинается чрезмерный рост водорослей) 30 баллов. Загрязнители, попадающие в природные воды из атмосферы с осадками (Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты и др.) 40 баллов. Метод очистки воды с участием микрофлоры активного ила. (Биологическая очистка) 50 баллов. Почему при наличии в сточных водах большого количества трудно окисляемых органических веществ нежелательно применение озона для их очистки? (Возможно образование продуктов неполного окисления, причем более токсичных, чем исходные органические соединения) Раунд: «Химия и здоровье» 10 баллов. Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используется для получения кефира?(Брожение) 20 баллов. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца? (Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме) 30 баллов. Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода? (Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих веществ) 40 баллов. Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему? (На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны) 50 баллов. Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует? (Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации) Раунд «Химия и быт» 10 баллов. Калий содержится внутри клетки, а натрий в межклеточном пространстве, поэтому после приема соленой пищи хочется пить. Объясните данный факт. (Ионы натрия гидратируются легче, чем ионы калия, и после приема соленой пищи вода из клеток поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды) 20 баллов. Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую рыбу и колбасу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Какое это вещество? (Формальдегид) 30 баллов. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя является низкокалорийной. (Благодаря множеству гидроксогрупп целлюлоза связывает воду, набухает и увеличивается в объеме) 40 баллов. Стоматологи рекомендуют после еды жевать «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в жевательную резинку добавляют эти вещества? (Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной) 50 баллов. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему? ( Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны ). Литература: 1.Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе. – 2007.№5. 2.Капецкая Г.А.Своя игра//Химия в школе.-2007-№7 3. Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль.; Академия развития.,2008 |
Loading
|