Центральный Дом Знаний - Развитие русской культуры в XVII в.

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Развитие русской культуры в XVII в.

Контрольная работа по Культурологии на тему: Развитие русской культуры в XVII в.

Содержание:

  1. Образование и книгопечатание. Литература.

  2. Развитие храмового и светского зодчества.

  3. Новое направление в живописи. С. Ушаков.

  4. Появление театра на Руси.

  5. Задание.

  6. Список использованной литературы.

1. Образование и книгопечатание. Литература.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С раз­витием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле­ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщения» культуры (от слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расши­рению политических и культурных связей со странами Западной Ев­ропы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Во второй половине XVII в. было создано не­сколько государственных школ. Работала школа по подготовке слу­жащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекар­ского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать мас­совым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заве­дение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от граммати­ки, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, уче­ные-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готови­ли священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ло­моносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Боль­шие успехи были достигнуты в области медицины, в решении прак­тических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая по­весть, где постепенно утрачиваются церковные элемен­ты. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события, например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.

Многие произведения повествовали о «смутном времени»: «Сказание» Ав­раама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показыва­лись величие русского народа, его патриотизм.

В произведениях литературы второй половины XVII в. проявляется новое отношение к человеческой личности — интерес к внутреннему миру челове­ка, признание его ценности независимо от положения в обществе.

Жанр жития приобретает характер автобиографии. Наиболее талантливое из них «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620—1682), один из крупнейших деятелей раскола русской церкви, был и выдающимся писателем написал более 80 произведений. Язык его сочинений сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство произведений написано им в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г.).

Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в. сатирические произведения, стихотворный и драматический жанры. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала бытовая стихотворная Повесть о Горе-Злосчастии, которая отражает взаимоотношения отцов и де­тей. Сюжет повести трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и жить по своей воле, но это ему не удалось: Горе едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, спасаясь от Горя. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.

Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сати­рических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крюч­котворством, волокитой, продажностью судей. Этой теме посвящены сатири­ческие повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и переходила из столетия в столетие или в прозаической, или в стихотворной форме.

Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы. Переводилась также бытовая и плутов­ская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические расска­зы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить «Повесть о Бове королевиче», в основе которой ле­жал французский рыцарский роман.

2. Развитие храмового и светского зодчества.

В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происхо­дит обмирщение зодчества — отказ от строгих церков­ных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, деко­ративности. Сущность новых исканий — «дивное узорочье», как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее — и западных форм.

Выдающийся памятник зодчества этого времени — московская церковь Рождества в Путинках (окончание строительства в 1652 г.). Сооружение цер­кви обошлось в 500 руб., по тем временам — огромная сумма. Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды при­шлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысо­ких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни — самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм. Храм украшен декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось скла­дыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле соору­жены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мо­настыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро­ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капите­лей и т. п.

Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на свое­образие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярос­лавль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосхо­дило московские: церковь Ильи Пророка (1647—1656), церковь Иоанна Златоус­та (1649—1654). Вершина ярославского зодчества — церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—1687). Ее характеризуют монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами.

3. Новое направление в живописи. С. Ушаков.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Си­мон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирще­нию иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персо­ны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художни­ков была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яич­ными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, напи­санные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского порт­ретного искусства в XVIII в.

В 80—90 гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: «Л. К. Нарышкин» (портрет в рост дяди Петра I), «Н. К. Нарышкина» (поясной портрет матери Петра I), «Г.П. Годунов». Для них характерны при­стальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

В живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышение интереса к человеческой личности.

4. Появление театра на Руси.

До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды — свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, му­зыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Прави­тельство и церковные власти преследовали скоморошество за весе­лый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

По-настоящему театр был создан в XVII в. придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придвор­ной знати к западной культуре. Этот театр был организован в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово дей­ство» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Стави­лись и другие пьесы на библейские сюжеты.

Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, ста­вились по праздникам, роли исполнялись учащимися Академии. В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Кроме реальных лиц вводились и аллего­рические персонажи.

Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Подводя итоги развития русской культуры XVII в., прежде всего следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к свет­ским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. Возросли инте­рес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства в литературе, живописи и др.

В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, сатирический жанры в литературе, пере­ход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве, приближение изображения к оригиналу в живописи, появ­ление парсунной живописи, появление нового вида искусства придворного и школьного театра.

Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искус­ства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способство­вало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших госу­дарств мира, способствовало формированию русской нации и единого рус­ского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры — образование, книгопечата­ние, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло об­мирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвеще­ния. Это способствовало появлению новых видов культуры — первых литера­турных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, свет­ской музыки. Идет становление русского классицизма. Значительно расшири­лась сфера духовной деятельности русских людей.

Задание

  1. Храмовое строительство – это реставрация прежних храмов: к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соединялось переходами, составляя единый ансамбль.

  2. Светское строительство – это строительство, где наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов.

  3. Секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.

  4. «Дивное узорочье» - это пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее – и западных форм.

  5. «Парсуна» - условное наименование портретной живописи XVI - XVII вв., сочетающей приемы иконописи с правдивой передачей индивидуальных особенностей изображаемого.

  6. «Московское барокко» - направление в литературе и искусстве в XVI – начале XVII вв., которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

  7. Скоморохи - русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.

  8. Придворный театр - театры, существующие за казённый счет, находившиеся в ведении царского двора.

  9. Школьный театр – театры, носившие политический характер, прославляли новые правительственные мероприятия. Показывались в учебных заведениях и на площадях во время праздников.

Список использованной литературы:

  1. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник 2-е издание. М.,2003.

  2. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры. Учебник 2-е издание. М.,2002.

  3. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.,2003.

  4. История России (IX - XX вв.): Учебное пособие / Отв. ред. Я. А. Перехов. – М.: Гардарики; М. – Ростов –на-Дону. 2002.   

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24