Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова "Обломов"
Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе И. А. Гончарова "Обломов"
Гончаров Иван Александрович
родился 6 июня 1812 г. в состоятельной
купеческой семье. Отец Александр Иванович
неоднократно избирался городским
головой Симбирска. Он скончался, когда
Ивану было 7 лет. Воспитанием занималась
мать, Авдотья Матвеевна, а также бывший
морской офицер Николай Николаевич
Трегубов, человек передовых взглядов,
знакомый с декабристами.
К
литературному творчеству Гончаров
обратился в годы университетской учебы.
Его выдающиеся произведения — романы
"Обрыв", "Обыкновенная история",
"Обломов".
В 1859
г. в журнале "Отечественные записки"
был напечатан роман Гончарова
"Обломов".
"Обломов"
имел чрезвычайно важное значение в
развитии русского реалистического
романа. В романе показано губительное
влияние феодально-крепостнического
строя на развитие человеческой личности
и даны два больших типических обобщения,
представляющих собой вершину творчества
Гончарова: Обломов и обломовщина.
Образ
Обломова — это величайшее художественное
обобщение, воплощающее в себе типические
черты характера, порожденного русской
патриархальной помещичьей жизнью. Такая
жизнь порождала духовную нищету у
обитателей Обломовки, узость интересов,
бедность и примитивизм психологии.
Гончаров не раз подчеркивает, что в
жизни обломовцев важнейшее место
занимали еда и сон. Среди всех их забот
"главной заботой была кухня и обед.
Об обеде совещались целым домом, и
престарелая тетка приглашалась к совету.
Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с
потрохами, кто лапшу или желудок, кто
рубцы, кто красную, кто белую подливку
к соусу". "Забота о пище была первая
и главная жизненная забота в Обломовке".
Этой заботе был подчинен весь строй
жизни.
Обломовцев
характеризуют бездеятельность и лень.
Свои потребности они удовлетворяют при
помощи подневольного труда
крепостных.
Жизнь
обитателей Обломовки оказывает
губительное воздействие на формирование
их характеров. Писатель рисует
образ
живого,
любознательного мальчика Илюши Обломова
и показывает вредное влияние на него
среды и обломовской системы воспитания.
Родители ограждают Илюшу от труда,
приучают к праздности и паразитизму,
развивают в нем чувство превосходства
над другими. Илюша не ездил на уроки в
Верхлево: "Ученье-то не уйдет, а
здоровья не купишь". Позже Обломов в
столичном учебном заведении изучает
науки лишь в той степени, в какой они
сами без труда укладывались в голове.
Обломов служил, но не потому, что ему
хотелось работать и чего-то добиться,
а потому, что так было принято в среде
дворянской молодежи, и при первом же
затруднении и ответственности за свою
ошибку он оставил службу.
Стремясь
только к покою, Обломов к 32 годам
превращается в байбака, в существо
апатичное и инертное. Для того чтобы
еще больше подчеркнуть силу инерции в
своем герое, Гончаров показывает и тех,
кто боролся за Обломова и пытался вывести
Обломова из состояния мертвящего покоя,
включить его в жизнь, но из этого ничего
не получилось, ибо слишком крепко прирос
Илья Ильич к покою: "Прирос к этой яме
больным местом, попробуй оторвать —
будет смерть". Даже любовь к женщине
не может возродить Обломова и вернуть
к активной жизни. Драма Обломова тем
сильнее, что он понимает свое духовное
падение: "Настала одна из ясных
сознательных минут в жизни Обломова.
Как страшно стало ему, когда вдруг в
душе его возникло живое и ясное
представление о человеческой судьбе и
назначении и когда мелькнула параллель
между этим назначением и собственной
его жизнью... — он болезненно чувствовал,
что в нем зарыто, как в могиле, какое-то
хорошее светлое начало, может быть,
теперь уже умершее".
С
обломовщиной, как с явлением глубоко
чуждым и вредным, нам нужно неустанно
бороться, уничтожая самую почву, на
которой она может произрастать.