Роман И.А.Гончарова «Обломов»
является социально-психологическим
произведением, описывающим жизнь
человека со всех сторон. Главным героем
романа показан Обломов Илья Ильич. Это
помещик средней руки, имеющий свое
родовое поместье. С малых лет он привыкал
быть барином благодаря тому, что у него
и подать и сделать было кому, отчего в
последующей жизни он стал бездельником.
Автор показал все пороки своего персонажа
и даже где-то их преувеличил. В своем
романе Гончаров дает широкое обобщение
«обломовщины» и исследует психологию
угасающего человека. Гончаров затрагивает
проблему «лишних людей», продолжая
труды Пушкина и Лермонтова на эту тему.
Как и Онегин и Печорин, Обломов не нашел
применения своим силам и оказался
невостребованным.
Лень Обломова связана в первую очередь
с неумением осмыслить поставленную
перед ним задачу. Он бы, может быть, даже
стал и работать, если бы нашел дело по
себе, но для этого, конечно, ему надо
было бы развиться в несколько других
условиях, нежели в каких развивался он.
Но гнусная привычка получать удовлетворение
своих желаний не от собственных усилий,
а от других развила в нем нравственное
рабство. Рабство это так переплетается
с барством Обломова, что, кажется, нет
ни малейшей возможности провести между
ними границу. Это нравственное рабство
Обломова составляет едва ли не самую
любопытную сторону его личности и всей
его истории. Рассудок Обломова так успел
с детства сложиться, что даже самое
отвлеченное рассуждение Обломова имело
способность останавливаться на данном
моменте и затем не выходить из этого
состояния, несмотря ни на какие убеждения.
Обломов, разумеется, не мог осмыслить
своей жизни и потому тяготился и скучал
от всего, что ему приходилось делать.
Служил он – и не мог понять, зачем это
бумаги пишутся; не понявши же, ничего
лучше не нашел, как выйти в отставку и
ничего не писать. Учился он – и не знал,
к чему может послужить ему наука; не
узнавши этого, он решил сложить книги
в угол и равнодушно смотреть, как их
покрывает пыль. Выезжал он в общество
– и не умел себе объяснить, зачем люди
в гости ходят; не объяснивши, он бросил
все свои знакомства и стал по целым дням
лежать у себя на диване. Все ему наскучило
и опостылело, и он лежал на боку, с полным
сознательным презрением к «муравьиной
работе людей», убивающихся и суетящихся
бог весть из-за чего...
Его
лень и апатия – это создание воспитания
и окружающих обстоятельств. Главное
здесь не Обломов, а «обломовщина». В
настоящем же своем положении он не мог
нигде найти себе дела по душе, потому
что вообще не понимал смысла жизни, и
не мог дойти до разумного воззрения на
свои отношения к другим. Обломовское
начало живет и в Захаре, и в гостях героя,
и в быте вдовы Пшеницыной.
Захар
– отражение своего хозяина. Он не любит
что-либо делать, любит только поспать
и поесть. Чаще всего мы видим его на
лежанке, а главной отговоркой от
каких-либо действий было: «А что, разве
я это придумал?»
Гости
Обломова тоже не случайны. Волков –
светский щеголь, франт; Судьбинский –
сослуживец Обломова, который продвинулся
по службе; Пенкин – преуспевающий
литератор; Алексеев – безликий человек.
Обломов мог бы быть светским щеголем,
как Волков (а ведь он нравился женщинам,
даже очень красивым женщинам, но он
отдалил их от себя), мог бы служить и
дослужиться до высоких чинов, как
Судьбинский, мог бы стать литератором,
как Пенкин (Штольц, принося ему книги
для чтения, пристрастил Обломова к
поэзии. Обломов находил упоение в
стихах…), а безликий Алексеев говорит
нам о том, что выбор еще может быть
сделан.
Д.И.Писарев
написал, что понятие «обломовщины» «не
умрет в нашей литературе». В чем же корни
«обломовщины»? Гончаров в образе Обломова
раскрывает черты характера, пораженного
русской патриархальной помещичьей
жизнью. «Сон Обломова» – это великолепный
эпизод, который останется в нашей
литературе. Этот сон – не что иное, как
попытка самого Гончарова уяснить себе
суть Обломова и обломовщины. Пора детства
очень важна для жизни человека: она
формирует его нравственный фундамент,
способность любить, ценить семью, близких
людей, родной дом. «Не скоро ели предки
наши…» – сказал А.С.Пушкин. Обед для
русского человека всегда был чем-то
большим, чем простое насыщение. Среди
всех забот «главной заботой была кухня
и обед. Об обеде совещались целым домом,
и престарелая тетка приглашалась к
совету. Всякий предлагал свое блюдо:
кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто
красную, кто белую подливку к соусу».
«Забота о пище была первая и главная
забота в Обломовке». Этой заботе был
подчинен весь строй жизни. Символом
сытости ее был пирог. После обеда наступал
сон. «Это был какой-то всепоглощающий,
ничем непобедимый сон, истинное подобие
смерти. Все мертво, только из всех углов
несется разнообразное храпенье на все
тоны и лады». Это была жизнь, похожая на
сказку, но «другой жизни обломовцы и не
хотели». Характерно для них было:
•
покой;
• бездействие,
мелочность интересов;
•
сытость во всем;
•
исполинский пирог и самовар;
•
малограмотные помещики;
•
скупость (на деньги);
•
сон.
Обломовцы никогда
не знали душевных тревог, никогда не
смущали себя туманными умственными или
нравственными вопросами.
Обломовка
– волшебная сказка, в которой вырос
Илья Ильич. Единственный труд обломовцев
– поедание пищи. Отношение к труду –
как к наказанию, страх перемен, неумение
сделать самому что-либо для себя. Образ
жизни предков находит в герое свое
завершение. Родители оградили Илюшу от
труда, приучили его к праздности и
паразитизму, развили в нем чувство
превосходства над другими.
Этот
образ стал крупнейшим обобщением
мирового значения. Он является воплощением
жизненного застоя, неподвижности,
беспробудной человеческой лени
(общечеловеческое качество). Он превратился
в существо апатичное и инертное.
Но
неверно видеть в Обломове только
отрицательного героя. Он отличается
душевностью, чистосердечием, совестливостью,
мягкостью. Он добр («у него сердце, как
колодезь, глубоко»). Обломов чувствует,
что в нем «закрыто, как в могиле, светлое
и доброе начало». Он не способен на зло,
наделен мечтательностью. Эти положительные
черты раскрыла в нем Ольга Ильинская.
Гончаров подвергает своего героя
испытанию любовью. Ольга начинает с
любви к Обломову, с веры в него, в его
нравственное преобразование... Долго и
упорно, с любовью и нежной заботливостью
трудится она над тем, чтобы разбудить
жизнь, вызвать деятельность в этом
человеке. Она не хочет верить, что он
так бессилен на добро; любя в нем свою
надежду, свое будущее создание, она
делает для него все, пренебрегает даже
условностями и приличиями, едет к нему
одна, никому не сказавшись, и не боится,
подобно ему, потерять свою репутацию.
Но она с удивительным тактом замечает
тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся
в его натуре, и чрезвычайно просто
объясняет ему, как и почему это ложь, а
не правда. Но Обломов вовсе не умеет
любить и не знает, чего искать в любви,
точно так же, как и вообще в жизни. Он
является пред нами разоблаченный, как
он есть, молчаливый, сведенный с красивого
пьедестала на мягкий диван, прикрытый
вместо мантии только просторным халатом.
Вся его жизнь представляет собой один
большой сон. И во время этой спячки нам
показывается картина жизни человека,
задающего себе постоянно один вопрос:
«Что делать?» Все его действия сводятся
к тому, что он лежит на диване и думает:
«Вот хорошо бы было, если б...» В его
разуме наблюдается сплошная «разруха»,
с которой он не в силах справиться.
Обломов
– человек с широкой душой и горячим
сердцем. У него «сердечная любовь» к
Ольге, а у нее – «головная». Ветка сирени
становится символом их любви. На какое-то
время Ольга сумела вернуть Обломову
желание жить, но… Было признанье и было
предложение. Этой любви не суждено было
иметь продолжение. Любовь к Обломову
очень изменила Ольгу. Она повзрослела,
стала более серьезной, печальной.
А
Обломов? Он, наконец, обрел свой идеал
жизни и любви. На Выборгской стороне в
доме А.М.Пшеницыной в сознании Ильи
Ильича окончательно теряют свои границы
сказка и реальность. Пшеницына – полная
противоположность Ольги Ильинской,
«головной» любви Ольги противопоставляется
традиционная «сердечная» любовь, которая
не руководствуется целями, а живет
любимым. С появлением Обломова жизнь
Агафьи Матвеевны наполняется смыслом.
Выборгская сторона – это идеал жизни
Обломова, его любимая Обломовка.
Верный
друг Штольц в конце романа еще раз
пытается поднять Обломова с дивана, но
безуспешно. Как только Обломов решил,
что достиг жизненного идеала, то начался
процесс умирания героя. Умер он тихо и
незаметно, как и жил.
Но один из самых главных вопросов романа
остается: Каким вообще должен быть
русский человек?
Обломов,
как мы выяснили, не идеален. Штольц тоже
не идеальный герой. Его деятельность
ради деятельности несет в себе страшное
разрушительное начало. Штольц не может
так чувствовать, мучиться, страдать,
как Обломов. В нем отсутствует воображение.
Он никогда не задает себе вопросов
«зачем?», «почему?», которые так мучили
Обломова. Гончаров неспроста пишет
главу, в которой нет уже Обломова, но мы
можем проследить судьбу его сына –
Андрюши. Быть может, ему суждено стать
«прототипом» русского человека. У него,
быть может, будет такая же душа, как у
отца, его мягкость, доброта. Но, воспитанный
в доме Штольца, он приобретет деловую
хватку, любовь к труду, устойчивость
перед ударами судьбы. Он будет лучше
Штольца и Обломова, быть может… А
впрочем, как знать…
Проблема,
поднятая Гончаровым, – отражение в
Обломове русского национального
характера. Добролюбов писал об Обломове:
«Коренной тип русской жизни». Крепостной
уклад жизни сформировал их обоих (Захар
и Обломов), лишил уважения к труду,
воспитал безделье и праздность. Главное
в жизни Обломова – футлярность и
лень.
С обломовщиной,
как с явлением глубоко чуждым и вредным,
нам нужно неустанно бороться, уничтожая
саму почву, на которой она может
произрастать, ведь Обломов живет в
каждом из нас.
Обломовщина
– бич и зло России, характерная черта
нашей жизни. Материалом для произведения
послужила русская жизнь, которую писатель
наблюдал с самого детства.