Роман Гончарова "Обломов”
является произведением, описывающим
жизнь человека со всех сторон. Главным
героем романа показан Обломов Илья
Ильич. Это помещик средней руки, имеющий
свое родовое поместье. С малых лет он
привыкал быть барином благодаря тому,
что у него и подать и сделать было кому,
отчего в последующей жизни он стал
бездельником. Автор показал все пороки
своего персонажа и даже где-то их
преувеличил. На протяжении романа
задается один и тот же вопрос: "В чем
сущность обломовщины?” В процессе
развертывания событий И. А. Гончаров
раскрывает этот вопрос все более
широко. Лень Обломова
связана в первую очередь с неумением
осмыслить поставленную перед ним задачу.
Он бы, может быть, даже стал и работать,
если бы нашел дело по себе, но для этого,
конечно, ему надо было бы развиться в
несколько других условиях, нежели в
каких развивался он. Но гнусная привычка
получать удовлетворение своих желаний
не от собственных усилий, а от других
развила в нем нравственное рабство.
Рабство это так переплетается с барством
Обломова, что, кажется, нет ни малейшей
возможности провести между ними границу.
Это нравственное рабство Обломова
составляет едва ли не самую любопытную
сторону его личности и всей его истории.
Рассудок Обломова так успел с детства
сложиться, что даже самое отвлеченное
рассуждение Обломова имело способность
останавливаться на данном моменте и
затем не выходить из этого состояния,
несмотря ни на какие убеждения. Обломов,
разумеется, не мог осмыслить своей жизни
и потому тяготился и скучал от всего,
что ему приходилось делать. Служил он
— и не мог понять, зачем это бумаги
пишутся; не понявши же, ничего лучше не
нашел, как выйти в отставку и ничего не
писать. Учился он — и не знал, к чему
может послужить ему наука; не узнавши
этого, он решил сложить книги в угол и
равнодушно смотреть, как их покрывает
пыль. Выезжал он в общество — и не умел
себе объяснить, зачем люди в гости ходят;
не объяснивши, он бросил все свои
знакомства и стал по целым дням лежать
у себя на диване. Все ему наскучило и
опостылело, и он лежал на боку, с полным
сознательным презрением к "муравьиной
работе людей”, убивающихся и суетящихся
бог весть из-за чего... Его
лень и апатия — это создание воспитания
и окружающих обстоятельств. Главное
здесь не Обломов, а "обломовщина” . В
настоящем же своем положении он не мог
нигде найти себе дела по душе, потому
что вообще не понимал смысла жизни, и
не мог дойти до разумного воззрения на
свои отношения к другим. Но в общем
образе главного героя можно разглядеть
и положительные черты. Эти черты раскрыла
в нем Ольга Ильинская. Она начинает с
любви к Обломову, с веры в него, в его
нравственное преобразование... Долго и
упорно, с любовью и нежной заботливостью
трудится она над тем, чтобы разбудить
жизнь, вызвать деятельность в этом
человеке. Она не хочет верить, что он
так бессилен на добро; любя в нем свою
надежду, свое будущее создание, она
делает для него все, пренебрегает даже
условностями и приличиями, едет к нему
одна, никому не сказавшись, и не боится,
подобно ему, потерять свою репутацию.
Но она с удивительным тактом замечает
тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся
в его натуре, и чрезвычайно просто
объясняет ему, как и почему это ложь, а
не правда. Но Обломов вовсе не умеет
любить и не знает, чего искать в любви,
точно так же, как и вообще в жизни. Он
является пред нами разоблаченный, как
он есть, молчаливый, сведенный с красивого
пьедестала на мягкий диван, прикрытый
вместо мантии только просторным халатом.
Вся его жизнь представляет собой один
большой сон. И во время этой спячки нам
показывается картина жизни человека,
задающего себе постоянно один вопрос:
"Что делать?” Все его действия сводятся
к тому, что он лежит на диване и думает:
"Вот хорошо бы было, если б...” В его
разуме наблюдается сплошная "разруха”,
с которой он не в силах справиться. Роман
"Обломов” явился вершиной творчества
Гончарова. С большой художественной
силой заклеймил он в нем крепостничество,
которое, по мнению его, неизбежно шло к
своему крушению. Обличал косность и
консерватизм поместного дворянства и
показал "обломовщину” как зло и бич
русской жизни. Материалом для романа
послужила русская жизнь, которую писатель
наблюдал с самого детства.