Центральный Дом Знаний - Сравнительный анализ ислама и христианства

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Сравнительный анализ ислама и христианства

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

I Сравнительный анализ ислама и христианства………………………...3

1.1 Коран и Библия в мировоззренческом аспекте………………………3

1.2 Образ Рая в христианстве и исламе…………………………………...7

1.3 Мухаммед и Иисус Христос, как высшие пророки……………...…10

1.4 Нравственные требования к личности в исламе и христианстве….13

1.5 Женщина в христианстве и исламе………………………………….16

Заключение………………………………………………………………..18

Список используемой литературы………………………………………19

Введение

Мир неоднократно бросал вызовы вере в Бога, переходя от самооправдания и самоутверждения к прямому наступлению: марксизм, ницшеанство, психоанализ, экзистенциализм, структурализм, воинствующий атеизм. Но вера в Бога на протяжении многих столетий остается незыблемым оплотом и высочайшей ценностью для миллионов верующих. Сегодня большинство ученых признают, что религия как явление культуры является наиболее устойчивым и до сих пор мало изученным феноменом. Жизнь для всех, справедливость для всех, свобода для всех, братство для всех - таковы общечеловеческие ценности, которые, являясь одновременно ценностями религиозными, делают возможным участие верующих в решении проблем современного общества. Однако, несмотря на ряд общих ценностей, догматы христианства и ислама содержат ряд принципиальных расхождений, которые оказывают большое влияние на картину мира их представителей и приверженцев.

Проблема отношений христианства с миром ислама имеет давнюю, полную противоречий историю. В наши дни проблема взаимопонимания между христианами и мусульманами стала сугубо практической и перешла как бы в новое качество. В общетеоретическом аспекте она имеет несколько измерений: политическое, социальное, экономическое, культурологическое. И самое деликатное - религиозное. Однако важность и актуальность диалога с миром ислама на уровне вер и культур еще в полной мере не осознана ни в современной науке, ни в политическом процессе. Исследователи еще не дали исчерпывающих ответов на очень многие вопросы.

Сравнительный анализ способствует определению, в русле каких закономерностей будет протекать, и будет ли вообще происходить культурный диалог между христианами и мусульманами в эпоху глобализации, нарастания международного терроризма и объявленного радикальными мусульманами «Джихада» Западному миру.

I Сравнительный анализ ислама и христианства

1.1 Коран и Библия в мировоззренческом аспекте

В религиозном словаре даны следующие определения Библии и Корана.

Библия (Священное Писание) - собрание книг, представляющих Священное писание христианства. Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. 77 книг Библии были отобраны из большого количества текстов. Тексты, не вошедшие в кодекс Библии, но признаваемые церковью священными, называются апокрифами.

Коран (правильнее Ал-Коран, араб. "Чтение") - священная книга мусульман, на арабском языке, основа мусульманского богословия и юриспруденции, главный источник вероучения ислама. Составлена после смерти пророка Мухаммеда из сохранившихся в устной форме сказаний.

По сравнению Корана и Библии в мировоззренческом аспекте можно отметить факты:

  • Специфичной чертой мусульманского мировоззрения является его неповторимость и уникальность. Ни в одном религиозном постулате Ислама не прослеживается никаких параллелей или заимствований из других философских или религиозных систем. Основной причиной этого явилось то обстоятельство, что изначально Аравийский полуостров родина Ислама, никогда не был подвержен культурному и политическому влиянию чужеземцев.

  • Коран настаивает на том, что упоминания о Мухаммеде, как о завершающем пророке, имеются и в Библии. Однако согласно Исламской вере иудеи и христиане отказываются признавать это. Именно этот фактор исламская теология противопоставляет еврейской идее "богоизбранного народа". Согласно ей, не может быть "богоизбранным" народ, который ведёт своё происхождение от младшего сына праотца, в то время как семитическая традиция с древнейших времён признавала право первородства только за старшими сыновьями. Именно поэтому исламские первоисточники, признавая всех еврейских пророков и ниспосланные им божественные откровения (в их истинном виде), считают их лишь посланцами к иудейскому народу, в то время как Мухаммед, с ниспосланным ему Кораном, выступает последним и завершающим пророком, посланным Богом ко всему человечеству.

  • Доктрина о "богоизбранном народе" отразилась и на морально-этических постулатах Библии, согласно которым человечество поделено на две категории – иудеи и гои. Даже самый праведный из гоев должен руководствоваться только "Семью заповедями потомков Ноя", а не обязательными для иудеев заповедями, основу которых составляют заповеди Торы. Остальные же подлежат смерти. Будущие расправы над коренным населением Америки конкистадорами, Реконкиста в Испании, крестовые походы, проходившие под христианскими знамёнами служат примерами наследования христианством двойственных стандартов в морали и этике древних евреев в отношениях между "богоизбранными" и гоями, несмотря на пропаганду им идеи непротивления злу насилием зафиксированной в Новом Завете.

  • С двойными стандартами библейской морали и нечеловеческим отношением к иноверцам можно было покончить лишь отказавшись от учения о "богоизбранности". Этого удалось достигнуть в Исламе, который, отказавшись от Библии, заменил её собственными морально-нравственными принципами зафиксированными в Коране. Мусульманство выдвинуло единую этическую доктрину взамен тройственной и внутренне противоречивой библейской. Отныне между правоверными и кяфирами устанавливался новый тип отношений – Ислам запретил безнаказное убийство кяфиров, во всех случаях кроме войны, на которой разрешается убивать воюющим с мусульманами, не причиняя ущерба мирному населению. В последующие века мусульманство на деле доказало приверженность этим принципам. В мировой истории не отмечен ни один случай геноцида народов, который бы вёлся под исламскими знамёнами.

  • Создание человеческого общества, где в полной мере процветали бы гуманистические принципы, а также беззаботная и безопасная жизнь с экономическим благосостоянием, с древнейших времён было мечтой многих мыслителей и государственных деятелей. В Христианстве и Исламе это Иисус. Однако в отличие от Ислама в Христианстве Мессия обладает божественной сущностью и является ипостасью Бога.

  • В отличие от светских философских учений, которые признают состояния реального жизненного бытия и небытия, в Коране и Библии описывается промежуточное состояние между ними (жизнью и смертью). В этом состоянии будут пребывать грешники в вечных мучениях в аду.

  • В новозаветной и коранической эсхатологии присутствуют моменты смыслового единства. Оба варианта развиваются в направлении постепенной деградации человечества в ходе исторического процесса. Эсхатология обеих религий отрицают тезис о вечности и несотворённости бытия. Такая направленность исторического процесса отрицает также идею совечности Бога и материи. Бог в монотеистических религиях – это не аристотелевский "перводвигатель", самосозерцающий себя и отрешённый от мира, а активный Творец всякого бытия, которое будет уничтожено по его воле. После уничтожения вселенной Бог создаст мир заново. Жизнь в ней будет вечная. Этот момент подчёркивает основной тезис религиозных систем о всемогуществе Творца.

  • В Библии присутствует ярко выраженный антропоморфный подход к сущности Творца. Примитивное мышление людей на разных этапах истории не могло осознать трансцендентности божественной личности и представляло Его в различных образах (зооморфных и антропоморфных). С прогрессом мысли происходило осознание непостижимости Творца, утверждение монотеистических воззрений. Наиболее последовательно этот процесс завершился в Исламе, в писании которого антропоморфизма нет.

  • В Библии обнаруживаются отсутствующие в Коране признаки скрытого, или преломлённого сквозь призму монотеизма, скрытого дуализма доброго и злых начал заимствованных предположительно из зороастризма. Наличие этого является попыткой дать ответ на вопрос об ответственности Бога за существование в мире зла.

  • Центральное место в христианской теологии занимает доктрина о "первородном грехе" человечества и искупительной миссии Иисуса Христа. Несомненно, что в основе этой идеи стоят древнейшие представления о жертвоприношении богам с целью загладить нанесённые им обиды и оскорбления.

1.2 Образ Рая в христианстве и исламе

Для богобоязненных есть место спасения - сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи... В садах благодати - толпа первых и немного последних... Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника - от него не страдают головной болью и ослаблением... среди лотоса… и тaлxa…, …и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe зaпpeтныx, и кoвpoв paзocтлaнныx. Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми... (Коран 78.31-35; 56.12-19; 28-37).

И я Иоанн увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба... Он имеет большую и высокую стену, имеет…двенадцать Ангелов... Улица города - чистое золото... Ворота его не будут запираться днём, а ночи там не будет. Среди улицы его и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего не будет проклятого... И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Апок. 21:2;12;21;25; 22:2-5).

Даже при беглом взгляде сразу бросается в глаза кардинальное различие этих двух образов - в противовес коранической вечноцветущей идиллии - апокалиптический образ града. Основная причина различия двух этих образов, заключается в том, что для мусульманина Рай - возвращение в состояние Адама до грехопадения; тогда как для христианина достижение Рая не является возвращением в Эдем, Боговоплощение подняло человеческую природу на более высшую ступень близости к Богу, чем была у прародителей. Христианин стремится соединиться с Христом, преображённый во Христе человек входит в преображённый Рай.

Что означает образ города? Образ города знаменует участие человечества в Царствии Божием. Это означает, что человечество соучаствует в спасении. В исламе же такое соучастие немыслимо, поэтому вполне естественно употребление флористичного образа - настолько, что в Коране вообще для обозначения Рая обычно употребляется слово "ал-Джанна" (Сад).

Другое, менее заметное, различие заключается в представлении о том, что есть райское состояние по отношению к человеку. Собственно мусульманский Рай именно образ того, что это удовольствие (в том числе и телесное!), превышающее всякий ум. Пребывание в Раю по Библии неизменно связано с некой деятельностью со стороны человека. Эта деятельность не тождественна нынешнему земному труду любого смертного, в отличии от него, она не является принудительной обязанностью, но представляет собой органичное продолжение Божественного творческого акта, раскрытие творческой способности…

Можно сказать, что кораническое представление о Рае решительно отвергается Новым Заветом: В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах (Лк. 22:30); Царство Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Римл. 14:27). Однако было бы неверным считать, что создание именно такого представления являлось не более чем политическим приёмом: блаженства эти выдумал сам Мухаммед, чтобы привлечь к себе невежественных арабов. В создании именно такого описания имеется вполне определённая внутренняя логика - все эти смущающие христианина образы являются оправданием воскресения плоти с точки зрения ислама. Человек христианской культуры неотступно помнит, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, тогда как для мусульманина ничего подобного нет: для него его природа идеинтична природе первозданного Адама…

Это различие также проистекает из различного понимания назначения человека (в том числе и его плоти) в христианстве и исламе - по Библии Бог создаёт людей, чтобы они Его любили, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного(Ин. 3:16). А законоведческий ислам в полемике с суфизмом даже осуждал идею любви к Богу. Крупный мусульманский богослов XIII в. Ибн Тамийа писал, что любовь предполагает, прежде всего, соотнесённость, пропорциональность, которых нет между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божьим.

При дальнейшем рассмотрении привлекает внимание тот странный на первый взгляд факт, что в такой теоцентричной религии как ислам, имеет место столь антропоцентричное представление о Рае. Наслаждающиеся предоставлены друг другу и своим наслаждениям; если Бог и появляется, то только затем, чтобы поприветствовать отдыхающих (Коран 36:58) и спросить, не желают ли они чего-нибудь ещё. Христианский же Рай подразумевает в себе формообразующее участие человечества, строго и подчёркнуто теоцентричен. Это различие вытекает из различия дистанции между человеком и Богом с точки зрения ислама и с точки зрения христианства. Ислам в целом высоко ставит человека. Но, несмотря на это ислам утверждает радикальную недоступность Бога для человека... (и потому) отношение человека к Богу мыслится преимущественно в категории "раб Божий". В христианстве после того, как Бог стал человеком, он оказался очень близок к каждому из нас. Поэтому для христианина, переживающего опыт личного соединения с Богом, немыслимо никакое иное счастье, кроме как вечное бытие с Ним и в Нём.

Следующее различие затрагивает вопрос о пространственно-временном соотношении Рая. Если в исламе праведники достигают Рая строго после Воскресения и Суда (хотя он существует и сейчас), Рай для христианина есть соединение с Богом, то и соединение может и должно произойти уже в этой жизни, что и совершается для христианина в таинстве Евхаристии.

1.3 Мухаммед и Иисус Христос, как высшие пророки

Первостепенное значение в религии имеет личность ее основателя, потому что именно основатель являет собой тот пример, на который ориентируются в своих поступках его последователи. Дела духовного лидера находят свое продолжение в делах адептов, поэтому особенно важно, чтобы поступки основоположника были достойны подражания, чтобы в них не было ничего такого, чего могли бы устыдиться и отвергнуть его последователи. Известно, что существует два нравственных образца, к подражанию которым стремятся христиане и мусульмане - Иисус Христос и Мухаммед. Вот некоторые моменты их жизни и учения. Изучая ислам, бросается в глаза тот факт, что мусульмане считают Мухаммеда величайшим из всех Божьих пророков. Более того, сам Мухаммед был уверен, что он подобен Христу . Это дает право ожидать, что поступки Мухаммеда, по меньшей мере, не будут противоречить делам Христа.

Каким было, например, отношение Мухаммеда к браку? Мухаммеду приписывают следующие слова: «Худшие из мертвых суть те, кто умерли холостыми»). Интересно отметить, что точное число жен Мухаммеда не знают даже сами мусульмане. Интересно заметить, что Коран разрешает иметь до четырех жен, но лишь при условии, что муж может их содержать. Но, видимо, для своего пророка Аллах сделал исключение. Принимая во внимание подобное отношение Мухаммеда к женщинам, не вызывает удивления тот факт, что в современном исламе женщинам отводится роль людей второго сорта. Сравнивая отношение Мухаммеда к браку с отношением к нему Христа, можно заметить их кардинальное различие. Если для Мухаммеда худшие из умерших - это те, кто умерли холостыми, то учение Христа в этом вопросе в корне отлично. В то же время христианство не отвергает брак и не считает его скверной. Однако, говоря о браке, Христос подчеркивает его единственность. Священное Писание выступает против многоженства (Втор.17:17), однако, если в ветхозаветные времена многоженство еще допускалось как исключение, то в Новом Завете таких исключений нет. В Православной Церкви человек, женившийся во второй раз, не допускается к рукоположению и не может стать священником.

Допускал ли Мухаммед обращение людей в свою веру насильственным путем? Вся жизнь этого Божьего пророка представляет собой путь воина, дорогу, обильно политую кровью. Мухаммеда называют «пророком меча» : взлет его прозелитической деятельности начался именно тогда, когда он отказался от мирного обращения людей в свою веру. За все время пребывания Мухаммеда в Медине им было совершено более восьмидесяти боевых акций против соседних племен. Подобная практика совершенно невообразима в рамках христианства. Слова Христа в момент Его пленения стали крылатыми: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). История первых веков христианства это история непрерывного самопожертвования, когда христиан убивали и пытали... Но поступали ли так же сами христиане? Нет. Христиане проповедовали Христа своей жизнью, своим нравственным примером, духовным обликом, а не мечом.

Как Мухаммед относился к своим критикам, был ли он терпим к ним? Было ли милосердие одним из основных качеств его характера? Из жизнеописания Мухаммеда очевидно, что его вряд ли можно назвать самым терпимым и милосердным человеком. Например, Мухаммед считал вполне допустимым физическое уничтожение своих оппонентов. Главным образом Мухаммед убивал поэтов, которые писали о нем сатирические стихи. Интересно отметить, что все убийства совершались в ночное время, без лишних свидетелей. Допустил Мухаммед и массовое убийство беззащитных людей положившихся на его милость: племя бану кайнука было фактически полностью вырезано, женщин и детей продали в рабство. Ничего похожего на то мы не находим в жизнеописании Христа. В момент ареста Христа ап. Петр отрубает ухо одному из тех, кто пришел за его Учителем. Как поступает Иисус Христос? Он исцеляет этого человека (Лк.22:51). Мы видим, что Христос являет пример величайшей любви к тем, кто Его ненавидит.

Допускал ли Мухаммед ложь? Благословляя убийство Кааб ибн Ашрафа (поэта, писавшего о Мухаммеде сатирические стихи), будущий убийца получает от Мухаммеда благословение лгать своей жертве. Ничего подобного мы не сможем найти на страницах Евангелия. Иисус говорил о себе: «…Я есмь … истина…» (Ин.14:6) , апостол Иоанн добавляет: «…всякая ложь не от истины» (1Ин.2:21), отцом же лжи, по словам Спасителя, является сатана. Лгущий человек - не от Христа.

Зачастую Мухаммед обращал в ислам тех людей, которые были нужны ему по политическим причинам, с помощью разного рода подношений и подарков. Изучая его жизнь, можно видеть, что он не только благословлял, но и участвовал в грабительских набегах на караваны купцов, захватывал людей в плен, требуя за них выкуп, допускал работорговлю... Подобное отношение к деньгам было совершенно чуждо Христу. Христос был плотником (Мф.13:55), и даже став признанным Учителем, Он отнюдь не стремился к обогащению. Христос учил собирать не земное богатство, а небесное. В Священном Писании мы видим примеры материальных пожертвований, которые одобрялись Христом: например, лепта бедной вдовы (Мк.12:42). Люди следовали за Христом не в ожидании материальных подачек, они видели в Нем путь к спасению, к духовному очищению.

Мухаммед поднимал дух своей армии после военных проигрышей весьма своеобразным образом: он нападал на слабого противника и легкой победой возвращал своим воинам веру в успех. Например, Мухаммад поступил таким образом, атаковав племя Бану Надир после проигрыша на горе Ухуде.

То, что Мухаммед был грешен, признается и в Коране. О Христе же сказано: «Он не сделал никакого греха» (1 Пет.2:22), напротив «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1Ин.3:5).

1.4 Нравственные требования к личности в исламе и христианстве

Для человека, неискушенного в религиозных вопросах, религиозно-нравственные требования к человеку, предъявляемые христианством и исламом, кажутся близкими или даже одинаковыми. Ислам все-таки принципиально отличается в своем миропонимании от православного мировоззрения настолько, что здесь следует говорить о полной противоположности христианского и исламского идеалов человека.

Говоря об этических требованиях, прежде всего, необходимо провести четкую грань между понятиями "ближнего" в исламе и православии. Шариат считает "ближним" только единоверца. Для православного это понятие распространяется на всех нуждающихся в помощи, какой бы веры они ни были. Ислам в отличие от христианства не знает животворной идеи богосыновства, наполняющего отношения Бога и человека истинной теплотой и любовью.

В Коране аллах выступает как абсолютный самодержец и следует помнить, что сами мусульмане никогда не называют его "Отцом". Поэтому понятие "предание себя богу" в исламе приобретает особый оттенок: человек должен склониться перед нисходящей свыше и внешней по отношению к нему волей всесильного господина, а вовсе не перед волей Отца.

Шариат говорит о том, что аллах спасет раскаявшегося грешника-мусульманина, искренне желающего исправиться, но не примет раскаяния от закоренелого неверного, даже стоящего на пороге смерти.

В молитве шариат предписывает благодарить аллаха за все, что бы он ни послал, ибо упорство и терпение являются признаками небесного покровительства. Согрешивший должен раскаяться перед аллахом и просить у него прощения подобно Мухаммеду. Несмотря на то, что среди целей молитвы шариат декларирует духовное совершенство и нравственное очищение, в современном каноническом молитвослове "Намаз" весьма пространно говорится о том, что надо закрыть свой ум и отвлечься от мирской суеты, и ни слова не сказано о примирении с ближними, прощении обидевших нас, что, как известно, является первым условием подготовки к молитве, по слову Спасителя. Православному сознанию невозможно примириться и с положением шариата, в соответствии с которым Бог не принимает покаянную молитву, так как "совершенное преступление делает преступника ритуально нечистым, а его молитву – недействительной". В противоположность этому, история православия знает неисчислимое множество примеров, когда великие грешники, раскаявшись, становились великими святыми.

Можно с уверенностью сказать, что духовная наполненность мусульманского поста не идет ни в какое сравнение с постом православным. Загодя в семьях создаются солидные запасы продовольствия, на обильных ночных трапезах поглощается громадное количество пищи (что совсем неполезно для желудка) – статистика говорит о том, что потребление продуктов, особенно сладостей (как тут не вспомнить православному человеку о "чревоугодии" и даже "гортанобесии") в этот "месяц воздержания" значительно увеличивается.

Исполнение еще одной священной обязанности правоверных – совершение паломничества в Мекку также не может не вызвать недоуменных вопросов. Известно, что шариат строго осуждает тех, кто, не имея материальной возможности и обладая слабым здоровьем, стремится совершить паломничество.

Христианскому пониманию семейно-брачных отношений абсолютно противоречит как исламская практика многоженства, так и допускаемая шариатом для мужчин возможность иметь в своем доме наложниц.

Вместе с тем ряд требований шариата нисколько не противоречит православному вероучению. Сюда можно отнести положения, касающиеся здорового образа жизни, в частности полный запрет на употребление наркотиков.

Нельзя не отметить также и определенное сходство этических требований шариата с христианскими добродетелями. О смирении мы можем сказать словами Господа: "Всякий возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий себя возвысится" (Лк. 18:14), о гордыне – "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Петр. 5:5). Но отличие все же есть и немалое – шариат требует проявлять высокие качества главным образом лишь к своим единоверцам – действительно, какое смирение правоверный может испытывать перед неверным, которого шариат приравнивает к собаке… Да и даже в отношениях со своими допускаются случаи, когда можно, например, солгать.

Не чуждо православному сознанию и уважительное отношение мусульман к пожилым людям, безусловное требование шариата о почитании родителей и вообще всех старших по возрасту. Однако некоторое сходство этических требований совсем не означает их тождества. Коран говорит об этом прямо: "Верующие! Вам предписана месть за убитых" (Коран 2:173). Ярким диссонансом этому звучат слова Священного Писания: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим. 12:17, 19).

Вообще знакомство с шариатской юридической системой оставляет у человека христианской культуры тяжелое впечатление. Стремясь оправдать суровость применяемых мер, апологеты ислама приводят известное место из Евангелия: "…если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну" (Мк. 9:43). Налицо значительное снижение уровня высказывания Спасителя, чисто буквальное, что является характерной чертой ислама вообще.

Таким образом, совпадая в некоторых аспектах внешнего характера с аналогичными православными понятиями о благочестии, законы шариата и основанная на них этика поведения мусульман отличаются в главном – в понимании как одной из ключевых особенностей образа жизни главной составляющей самого термина "благочестие" – понятия "благо".

1.5 Женщина в христианстве и исламе

Мусульманское понимание женщины – женщина, ущемленная в правах, "наиболее вредоносная", "имеющая недостатки в вере и уме" нижестоящее существо, обреченное в большинстве своем оказаться в итоге в аду. Христианское понимание женщины – женщина, созданная по образу Божию (Быт 1:27) сонаследница благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь (1Пет 3:7), которая в браке имеет право быть единственной любимой (Еф 5:28), являясь в этой любви образом Святой Церкви (Еф 5:23).

Согласно христианству, супружеская измена - тягчайший грех, приравниваемый к убийству, тогда как многоженство - неотъемлемая часть Ислама. Проституция, супружеская измена и прелюбодеяние распространены в связи с тем, что брак может заключать лишь тот человек, который способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены - надо обеспечить содержание всем четырем. Женщина в исламе не может позволить себе иметь несколько мужей. Она обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). О настоящих, верующих христианах можно с уверенностью сказать, что чистые браки между ними, в соответствии с заповедями христианства - обычное явление, нет ничего удивительного, но самые совершенные принимают на себя даже подвиг безбрачия. Господь подает чадам Своим, состоящим в супружестве, благодать любить и быть счастливыми друг с другом. Так что даже вторичные браки, заключаемые овдовевшими Церковь, воспринимает как нежелательное. В исламе любой из четырех браков может быть расторгнут, и число последующих браков и разводов не регламентируется. Муж может развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз. В случае развода муж должен выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю". В случае рождения ребенка он должен быть оставлен в доме отца. Жена может требовать развода только через суд: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на ее содержание.

Коран учит, что: "Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них" (Коран 4,38 по пер. Крачковского). Согласно распространенному хадису-изречению "пророка", большинство женщин окажутся в аду. Сунна полна высказываний оскорбительных и унизительных для женщин. Следует вспомнить о другом: Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав ее на попечение одному из Своих учеников (Ин 19:26). Почтение делами, выражаемое к матери, не относится к деяниям, которые совершал основатель ислама.

Седьмая заповедь христианства звучит одинаково для мужчин и для женщин: не прелюбодействуй (Втор 5:18, Исх 20:14) За прелюбодеяние полагается смертная казнь равно и мужчине и женщине (Лев 20:10). Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч 6:32), человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь…Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал. (Сир 23:22, 30). Известна исламская система двойных стандартов, более жесткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна как раз в исламе.

Согласно шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной процессией. В Коране прямо предписывается бить непокорную жену: увещевайте, избегайте их на ложе супружеском и бейте их (Коран 4:34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе из-под пера ученых шейхов выходят специальные книги, посвященные тому, как надо "правильно" бить жену!

Заключение

С давних времен между христианством и исламом была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне противостояние приняло форму борьбы за господство в мире до тех пор, пока одна из сторон в конце концов не перестала бы существовать. Первая встреча ислама с православным христианством состоялась на поле битвы, во время войн‚ в которых‚ начиная с VII в.‚ арабы противостояли греческим императорам. Обе цивилизации основывались каждая на своей религиозной идеологии, и каждая из сторон истолковывала отношения и действия другой как обусловленные религией. Так, если Коран призывал к священной войне против "тех‚ кто приписывает Богу неких сотоварищей” — то есть христиан‚ верующих в Троицу — то византийцы‚ вслед за св. Иоанном Дамаскиным‚ отплатили пониманием ислама как "предвестника Антихриста”. После падения Византии в 1453 г. полемика не прекращалась, но перешла в более умеренное русло. И тем не менее, острые разногласия между христианством и исламом не утихают и сейчас, что подчас приводит к вооруженным столкновениям и террористическим актам, одной из причин которых является смешение мусульманами своих религиозных воззрений и политики. Разногласия эти усугубляются тем, что христиане и мусульмане, как правило, не знают священные писания друг друга, и интерпретация Корана и Нового Завета верующими этих религий не всегда находится на должном уровне информированности, предотвращающем неприятие. В целом же, что из-за своих колоссальных различий и практического отсутствия точек соприкосновения, христианство и ислам вряд ли когда-нибудь обретут долгожданное богословское примирение. Потому сторонникам этих двух религий остается проявлять взаимную терпимость, сосуществуя и развиваясь мирно.

Список используемой литературы

  1. Григорьев Н. Беседа с татарами о Мухаммеде сотрудника Оренбургского Михаило-Архангельского братства Богдана Колостова. Оренбург, 1901. - С. 45.

  2. Дидат Ахмед. Христос в исламе. - С. 29.

  3. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М., 1996. - С. 270.

  4. Мухаммад Махмуд. Мусульманская молитва. М., 1994. - С.

  5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., "Даниловский благовестник", 2000 г. С. 57.

  6. прот. Иоанн Мейендорф. Византийские представления об исламе. // Альфа и Омега № 2/3 (9/10) 1996. - С. 134.

  7. Религиозные традиции мира. М., 1996 г. С. 39.

  8. Саид Нурси. Основы братства. СПб., 1996. С. 8.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24