Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Описание сна героя (героини)
имеет в русской литературе давнюю
традицию; к теме сна обращались в своем
творчестве Жуковский («Светлана») и
Пушкин («Капитанская дочка», «Евгений
Онегин»), Лермонтов («Мцыри») и Достоевский
(«Преступление и наказание»). Сои
раскрывает глубинное содержание душевной
жизни героя, позволяет выразить
«невыразимое», ускользающее от
рационального анализа. Таков
и «Сон Обломова» - один из ключевых
эпизодов знаменитого романа Гончарова.
В Обломовке, которую герой видит во сне,
формируется душевный склад Ильи Ильича,
предопределивший его судьбу. Здесь
лежат причины такого удручающего и
неискоренимого в русской жизни явления,
как «обломовщина», а с другой стороны
- здесь же можно обнаружить истоки той
«голубиной кротости» и незамутненной
ясности души, которыми столь разительно
отличался Илья Ильич от окружающего
его предприимчивого и меркантильного
мира. Отношение автора
«Обломова» к своему герою неоднозначно.
В романе писатель с горечью и грустью
пишет о «свете», которым была наполнена
душа Ильи Ильича, и о постепенном умирании
личности. Автором многократно подчеркнуто,
что Обломов не может быть сведен к одной
только «обломовщине», что в этой душе
есть много бесценных, редких качеств
(ведь прав был Захар, сказавший о своем
покойном барине: «На радость людям жил,
жить бы ему сто лет...»). «Сон
Обломова» может быть разделен на две
части. Первая часть рисует идиллическую
картину совершенного, безмятежного
бытия - «утраченного рая», память о
котором навсегда озарила душу героя
тихим и мягким сиянием. Герои видит
«благословенный уголок земли», где нет
ничего грандиозного, дикого и угрюмого».
Все сулит долгую и счастливую жизнь,
которая завершается мягкой и незаметной,
похожей на сон, смертью. Природа в этом
краю всегда приветлива и тиха. Времена
года сменяют друг друга в положенный
срок, радуя все теми же повторяющимися
и узнаваемыми картинами. Нарисованный
Гончаровым образ воплощенной гармонии
вызывает ассоциации с образами
новозаветного «Откровения», только
обломовский «рай» больше напоминает
не пророческое видение, а сказку -
древнейший из жанров. Вместо ярких и
утомительных красот в духе романтизма
- тихая радость патриархального бытия,
с его естественностью и цельностью:
по-домашнему приветливое небо, добродушная
луна, похожая на «медный вычищенный
таз», мирное жужжание мух, пение перепелов.
В Обломовке живут не торопясь, не ведая
страстей и волнений. Крестьяне жнут,
пашут и сеют, довольные своей судьбой
и убежденные, что «жить иначе -
грех». Автор повествует
о воспитании героя, о его родителях -
этому посвящена вторая часть «Сна
Обломова». В господском доме живут
размеренно и не спеша. Главную заботу
здесь составляют «кухня и обед» - об
обеде совещаются «целым домом», долго
и основательно. После обеда весь дом
погружается во «всепоглощающий» сон,
после которого пьют «чашек но двенадцати»
чаю. Илюша растет здесь в атмосфере
любви и обожания. Его страстно, самозабвенно
любит мать, им живет заботливая няня,
которая рассказывает Илюше сказки о
Емеле, о неведомых краях, где текут реки
меда и молока и «никто ничего круглый
год не делает» (о фольклорной поэтизации
лени автор говорит с горькой иронией).
Не только нянины сказки, но и весь быт
обломовцев обнаруживает связь с давними,
праисторическими временами, с языческой
древностью. Здесь верят в приметы,
соблюдают обряды и традиции, чтут старину
и больше всего на свете боятся
перемен. Лень и нелюбовь
ко всякому активному действию были
присущи всем обломовцам - от крестьян
до господ. Отец героя, Илья Иванович,
был занят тем, что ходил из угла в угол,
нюхал табак или наблюдал за происходящим
на дворе. Мать также была «сильно занята»
- обсуждала часа по три, как перешить из
старой фуфайки детскую курточку; следила,
чтобы портной не украл остатки сукна;
ходила поглядеть, «хороню ли наливается
яблоко». Обломов жил
в отчем доме, «как экзотический цветок
в теплице». Всякое его желание
предупреждалось, всегда к его услугам
были «трое-четверо слуг» и верный Захар.
Иногда Илюша чувствовал в себе стремление
вырваться на простор жизни, ускакать
на савраске в ноля или поиграть в снежки
с крестьянскими мальчишками. Но такие
порывы воспринимались и Обломовке с
ужасом и со временем угасли. «Ищущие
проявления силы обращались внутрь и
никли, увядая», - с горечью творит
Гончаров, подводя итог повествованию
о детстве героя. В
романе Обломов изображается как
национальный характер, органически
вырастающий па русской почве, пронизанный
противоречивыми влияниями прошлого и
настоящего, впитавший в себя и светлые,
и темные стороны народной жизни. Сон
героя позволяет объяснить генезис этого
характера, даст ключ к пониманию романа
в целом.