Роман Ивана Александровича
Гончарова "Обломов" опубликован
в 1859 году,но глава "Сон Обломова"
напечатана десятью годами раньше в
"Иллюстрированном сборнике" при
"Современнике".В своем романе
Гончаров описал жизнь барина "от
черты до черты",показал, как Обломов
становится нравственно "мертвым",постепенно
охладевает к жизни.И сам автор,и его
герой задумываются над тем, почему Илья
Ильич такой.В конце восьмой главы первой
части романа Обломов мучается этим
вопросом, спрашивает себя:"Отчего же
я такой?"Так и не ответив на поставленный
самим собою вопрос,герой засыпает и
видит сон.Именно этот сон и помогает
нам понять,как сформировался характер
Обломова.
В "Сне..."можно
условно выделить три части.В первой
Гончаров рассказывает нам о детстве
Илюши, когда мальчику только семь лет.Он
очень резвый и бойкий,хотя растят его
в неге и заботе,постоянно опекают и
никуда не отпускают одного,везде только
под присмотром няньки.Илюша
наблюдателен,ничто "не ускользает
от пытливого внимания ребёнка;неизгладимо
врезается в его душу картина домашнего
быта;напитывается мягкий ум живыми
примерами и бессознательно чертит
программу своей жизни по жизни,его
окружающей".Хотя маленькому Обломову
и нравится такая жизнь,она не так и
хороша,чтобы служить примером для
подражания.В ней много недостатков:все
в Обломове происходит изо дня в день
одинаково, и не никаких изменений в
жизни ее обитателей,она скучна и
однообразна.Наиболее важной ее частью
является еда:обломовцы очень много
внимания уделяют ей,тщательно выбирают
блюда на обед.Приём пищи для них является
ритуалом.Приготовлением занимаются
крепостные, а родители Ильи лишь
советуют,какие продукты лучше использовать
и что приготовить.
Автор
иронизирует над ними, говорит:"они
тоже не без занятий".Как и их родители
их родителей,они занимаются
ничегонеделанием,живут за счет труда
своих крепостных и радуются каждому
прошедшему дню,который они благополучно
прожили.
Немаловажным
ритуалом в Обломовке является сон после
обеда,в это время жизнь замирает,все
спят.
Во второй части
Гончаров описывает нам другую пору:длинным
зимним вечером вечером няня рассказывает
Илье Ильичу сказки.Ребёнок очень
впечатлителен и принимает все повествования
няни за явь, окунаясь в мир фантазий.Потом
уже, когда он станет взрослым,он узнает,что
не существует "добрых волшебниц",медовых
и молочных рек",но все же Обломов
втайне от других понимает,что "сказка
у него смешалась с жизнью,и он бессознательно
грустит подчас,зачем сказка не жизнь,а
жизнь не сказка." Илья Ильич так
навсегда и остается большим
ребенком,мечтающим о Милитрисе
Кирбитьевне.Также и отец его,и дед,и
прадед,слушавшие в детстве те же сказки,на
всю жизнь остались детьми, не умеющими
построить свою жизнь.
В третьей части "Сна..." мы видим
Обломова-мальчика лет тринадцати или
четырнадцати,когда он уже учился в селе
Верхлёве,расположенном недалеко от
Обломовки.Его учителем является строгий
и рассудительный немец Штольц,а занимается
Илья вместе с его сыном,Андреем.Может
быть,Илюша и научился бы чему-нибудь в
пансионе,но Верхлёво находилось всего
в пяти верстах от Обломовки,и там,кроме
дома Штольца,"все дышало тою же
первобытною ленью,простотою нравов,тишиною
и неподвижностью."Обломовщина царила
и там,она разлагающе повлияла на
подростка.У него сложилось яркое
представление о том,как следует
жить:так,как "живут около него
взрослые."Вы,конечно,спросите как
они живут.Я отвечу:не зная ни забот,ни
тревог,не задумываясь о смысле жизни;"снося
труд как наказание",ища предлог,чтобы
от него избавиться.Однообразие их жизни
ничто не нарушает,не тяготятся они ею,да
и не смогли бы они жить иначе."Другой
жизни и не хотели,и не любили бы они."На
становление характера Ильи Ильича
повлияло и то,как относились к учёбе
его родители.Увы,для отца и матери
главным было получение аттестата,а не
знаний.
Нельзя не
обратить внимание на двойственные
отношения Гончарова к тому,что он
описывает.С одной стороны,автор резко
осуждает обломовцев за леность и
барство,он частенько с иронией описывает
описывает нам их быти характеры,например
времяпрепровождение родителей главного
героя.Ивану Александровичу не нравится
то,что Обломов окутан любовью и
лаской,которой слишком много.Автор
понимает,что постоянная опека
родителей,нянек,теток не дала возможности
ребенку полностью развиваться.Все
попытки к самостоятельной деятельности
опровергались доводом:"Зачем?А
Васька,а Ванька,а Захарка на что?"Захочется
ли Илье Ильичу чего-нибудь,как тут же
слуги спешат выполнить его малейшую
прихоть."Ищущие проявления силы
обращались внутрь никли,увядая",-заметил
автор.
С другой
стороны,Гончарова многое привлекает в
жизни обломовцев.Здесь никто не злословит
о других,все спокойно и тихо.Автор
любуется тем, что описывает,потому что
и его детство сходно с детством Обломова,он
вырос в той же среде,воспитывался в тех
же традициях, что и его герой.Но последующие
стадии жизни Обломова не похожи на жизнь
Гончарова.
Гончаров
не был ленивым,безвольным,бездеятельным
,безразличным к жизни,пассивным,апатичным,неспособным
к труду.Обломов стал таким под влиянием
обстановки,в которой он воспитывался
в детстве.Вся жизнь в Обломовке
способствовала деградации его личности.В
семь лет Илья был любознательным,энергичным,подвижным
мальчиком,но с каждым годом он становился
все более ленивым,в нем зарождалась
апатия,помимо этого,ему было неинтересно
учиться,самосовершенствоваться,он
считал труд скукой,не умел и не любил
трудиться.Обломову был знаком труд
души,из него вышел бы замечательный
поэт или писатель,если бы он не был столь
ленив.
Истоком жизни
на диване,которую провел Илья Ильич,было
развитие в среде,где его нежили,лелеяли,не
давали самостоятельно развиваться.