В начале пятидесятых-шестидесятых
годов XIX века началась ломка всех старых
устоев патриархальной России. Нарождался
новый уклад жизни. Россия прощалась с
косностью, застоем, вялостью и бездействием,
но одновременно она теряла теплоту и
сердечность отношений между людьми,
уважение к национальным традициям,
гармонию ума и сердца, чувства и воли,
духовный союз человека с природой.
Неужели все это обречено на слом? И
нельзя ли найти более гармоничный путь
прогресса, свободный от эгоизма и
самодовольства, от рационализма и
расчетливости? Как сделать, чтобы новое
в своем развитии не отрицало старое с
порога, а органически продолжало и
развивало то ценное и доброе, что старое
несло в себе? Эти вопросы волновали
Гончарова на протяжении всей жизни.
Так, в 1859 году появился роман "Обломов”,
который автор игал в течение десяти
лет. Главный герой
романа- Илья Ильич Обломов. "Это человек
32 - 33 лет от роду, среднего роста, приятной
наружности, с темно-серыми глазами и с
отсутствием всякой определенной идеи
и сосредоточенности в чертах лица. Во
всем лице теплился ровный свет беспечности,
переходивший даже в позы всего тела.
Ничего не могло согнать с его лица ту
мягкость, которая была господствующим
и основным выражением не только лица,
но и всей души; а душа так открыто и ясно
светилась в глазах, в улыбке, в каждом
движении головы, рук...” Илья
Ильич - человек сложный, и я считаю, что
в Обломове много русских национальных
черт. И чтобы понять это, нужно обратиться
к истокам формирования личности: к
детству, воспитанию, окружению и, наконец,
к полученному образованию. На
широкий и мягкий характер Ильи Ильича
оказала большое влияние среднерусская
природа того благословенного уголка
земли, того чудного края - Обломовки. То
небо, которое "кажется ближе жмется к
земле, чтоб уберечь избранный уголок
от всяких невзгод”; то солнце, которое
"ярко и жарко светит там около полугода
и потом медленно, точно нехотя, удаляется
оттуда”; те мягкие очертания отлогих
холмов, "с которых приятно кататься,
резвясь, на спине или сидя на них, смотреть
в раздумье на заходящее солнце”; то
медленное неторопливое течение равнинных
рек, которые "то разливаются в широкие
пруды, то стремятся быстрой нитью, то
чуть-чуть ползут по камушкам, будто
задумавшись”. Природа
здесь, как ласковая мать, заботится о
тишине, размеренном спокойствии всей
жизни человека. И с нею заодно особый
"лад” крестьянской жизни с ритмичной
чередой будней и праздников. И даже
грозы не страшны, а благотворны там: они
"бывают постоянно в одно и то же
установленное время, не забывая почти
никогда Ильина дня, как будто для того,
чтоб поддержать известное предание в
народе”. Ни страшных бурь, ни разрушений
не бывает в том краю. Печать неторопливой
сдержанности лежит и на характерах
людей, взращенных русской
матерью-природой. Именно
эта чудная русская природа способствовала
развитию в Илюше таких качеств, как
человечность, доброта, отзывчивость. На
формирование личности Обломова также
сильно повлияло его воспитание. Ту
безграничную любовь и ласку, которыми
он с детства был окружен и взлелеян,
подарила Илюше его мать. Она "осыпала
его страстными поцелуями”, смотрела
"жадными, заботливыми глазами, не мутны
ли глазки, не болит что-нибудь, покойно
ли он спал, не просыпался ли ночью, не
метался ли во сне, не было ли у него
жару”. "Мать возьмет
голову Илюши, положит к себе на колени
и медленно расчесывает ему волосы,
любуясь мягкостью их и заставляя
любоваться и других, разговаривает с
ними о будущности сына, ставит его героем
какой-нибудь созданной ею блистательной
эпопеи”. Я думаю, что
эта чрезмерная любовь матери пагубно
повлияла на Обломова. Но все-таки, на
мой взгляд, именно она воспитала в герое
основные черты национального характера.
Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня,
которая также сыграла огромную роль в
становлении его личности. Она часто
рассказывала ему сказки, различные
предания, былины, выдуманные истории.
Няня нашептывала ему о какой-то неведомой
стороне, "где нет ни ночей, ни холода,
где все совершаются чудеса, где текут
реки меду и молока и где никто круглый
год ничего не делает”. Я
считаю, что няня очень много сделала
для ребенка в детстве. Но, на мой взгляд,
все эти рассказы и сказки тоже пагубно
сказались на Илюше. С самого детства
воображение.мальчика населялось
странными призраками, боязнь и тоска
засели надолго, может быть, навсегда в
душу. Когда же он стал взрослым, и теперь
еще, "оставшись в темной комнате или
увидев покойника, он трепещет от зловещей,
в детстве зароненной в душу тоски”. И
все мечтает о той волшебной стороне,
где нет зла, хлопот, печалей и где не
нужно ничего делать... Труд
был главным врагом обитателей Обломовки.
Они "сносили его как наказание, наложенное
еще на праотцев наших, и где был случай,
всегда от него избавлялись, находя это
возможным и должным”. Такое отношение
к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление
к самостоятельности, молодая энергия
останавливались дружными криками
родителей: "А слуги
на что?”. Вскоре герой и сам понял, что
приказывать спокойнее и удобнее. Он
был окружен чрезмерными заботами матери,
следящей за тем, чтобы ребенок хорошо
поел и не перетрудился на обучении у И.
Б. Штольца. Она считала, что образование
— не такая уж важная вещь, ради которой
нужно худеть, терять румянец и пропускать
праздники. Конечно, родители Обломова
понимали важность и необходимость
образования, однако видели в нем только
средство продвижения по службе. Вот
в каких условиях сложилась апатичная,
ленивая и трудная на подъем натура Ильи
Ильича Обломова. Он боялся любых
трудностей, ему лень было приложить
даже малейшие усилия к решению не
великих, а самых насущных проблем. Он
готов был переложить дело на кого угодно,
не заботясь о его исходе и порядочности
людей, которым поручалось дело. Он не
допускал и мысли о возможности обмана:
элементарная осмотрительность, не
говоря уже о практичности, совершенно
отсутствовали в натуре Обломова. Обломов
— лицо не совсем новое в нашей литературе:
Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин - это
тоже Обломовы. Н. А. Добролюбов писал:
"Обломов — это коренной, народный наш
тип, от которого не мог отделиться ни
один из наших серьезных художников”.
На мой взгляд, это потому, (что
Обломов — национальный русский характер.
Так, в романе "Обломов” Гончаров
отобразил те проблемы современной ему
жизни, которые глубоко волновали его.
Он раскрыл социально-психологические
причины "обломовщины” и выявил многие
важные черты русского национального
характера.