«Лежанье у Ильи Ильича не было
ни необ¬ходимостью, как у больного или
как у челове¬ка, который хочет спать,
ни случайностью, как у того, кто устал,
ни наслаждением, как у лентяя: это было
его нормальным состоянием». И.
А. Гончаров.
Роман
"Обломов" был написан И.А.Гончаровым
в 1859 году и тотчас же привлек внимание
критиков поставленными в романе
проблемами. "Обломов" является
социально-психологическим романом,
изображающим губительное влияние
дворянско-помещичьей среды на человеческую
личность. Автор с объективной точностью
и полнотой изобразил русскую жизнь
первой половины XIX века, которую наблюдал
с самого детства. Главным
героем романа является Обломов Илья
Ильич – это человек лет тридцати
двух-трех от роду, среднего роста,
приятной наружности, с темно-серыми
глазами, но с отсутствием всякой
определенной идеи, всякой сосредоточенности
в чертах лица. Сюжет романа – это
жизненный путь Ильи Ильича, с детских
лет и до самой его смерти. Основная тема
романа – это «обломовщина» – образ
жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия,
пассивность, оторванность от
действительности, созерцание жизни
вокруг себя, но главное – это отсутствие
труда, практическая бездеятельность. Понятие
«обломовщина» применимо далеко не к
одной Обломовке с ее обитателями, это
«отражение русской жизни», ключ к
разгадке многих ее явлений. В XIX веке
жизнь многих русских помещиков была
аналогичной жизни обломовцев, и потому
«обломовщину» можно назвать "господству¬ющей
болезнью" того времени. Суть
«обломовщины» раскры¬вается Гончаровым
посредством изображения жизни Обло¬мова,
большую часть которой герой проводит,
лежа на диване, мечтая и строя всевозможные
планы. Воспитание,
атмосфера, в которой рос маленький
Обломов, сыграли огромную роль в
формирова¬нии его характера и
мировоззрения. Родился
Илья Ильич в Обломовке – этом
"благословенном уголке земли", где
"нет ничего грандиозно¬го, дикого и
угрюмого", нет "ни страшных бурь,
ни разру¬шений", где господствуют
глубокая тишина, мир и невозму¬тимое
спокойствие. В имении Обломовых
традиционным был полуденный
"все¬поглощающий, ничем непобедимый
сон, истинное подобие смерти". И
маленький Илюша рос в этой атмосфере,
был окружен заботой и вниманием: его
мать, няня и вся многочисленная свита
дома Обломовых осыпали мальчика ласками
и похвалами. Малейшая попытка ребёнка
сделать что-либо самостоятельно тут же
подавлялась: бегать куда-либо ему часто
запрещалось, в четырнадцать лет он был
не в состоянии даже сам одеться. Таким
образом, Илья Ильич все больше «пропитывался
обломовщиной», в его сознании формировался
постепенно идеал жизни. Уже взрослому
Обломову была свойственна, по-моему,
детская мечтательность. Жизнь в мечтах
представлялась ему спокойной, размеренной,
стабильной, а любимая женщина — по своим
качествам больше напоминающая мать –
любящей, заботливой, участливой. Обломов
настолько погрузился в мир своих грез,
что полностью оторвался от действительно¬сти,
которую он был не в состоянии принять.
Но привычка получать удовлетворение
своих желаний не от собственных усилий,
а от других развила в нем нравственное
рабство. К 32 годам
Илья Ильич превратился в "байбака"
– апатичное существо, жизнь которого
ограничивается квартирой на Гороховой
улице, халатом из персидской материи и
лежанием на диване. Зачем эта борьба,
когда можно жить на деньги, которые он
получает с имения. Постепенно он порывает
со службой, а потом и с обществом.
Нормальным его состоянием сделалось
лежание. Халат и диван заменяют ему все
радости жизни. Иногда Обломов пробовал
читать, но чтение утомляло его. Такое
состояние убивает в Обломове положительные
человеческие качества, которых в нем
немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель
не раз подчеркивает в нем "голубиную
кротость". Штольц вспоминает, что
когда-то, лет десять назад, у него были
духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера,
Гете, Байрона, занимался математикой,
изучал английский язык, задумывался о
судьбе России, хотел служить родине. Но
Обломов не нашел приме¬нения своему
огромному нравственному, духовному
потенци¬алу, он оказался "лишним
человеком". Мне кажется, если бы не
воспитание, породившее неспособность
Обломова к труду, этот человек принес
бы пользу окружающим и не прожил бы
жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья
Ильич, «обломовщина» его погубила,
именно она не давала ему встать с дивана,
начать новую, полноценную жизнь. Штольц,
Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев,
Тарантьев – все они старались вывести
Обломова из состояния мертвящего покоя,
включить его в жизнь. К сожалению, из
этого ничего не получилось, ибо слишком
крепко прирос Илья Ильич к покою: "Прирос
к этой яме больным местом: попробуй
оторвать – будет смерть". Обломовщина
полностью поглотила Илью Ильича,
окру¬жавшая его в детстве, она не оставила
его до самой смерти. Добрый, неглупый
человек, Обломов, лежит на диване в
удобном домашнем халате, а жизнь уходит
безвозвратно. Чудесная девушка Ольга
Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно
пытавшаяся спасти его, спрашивает: "Что
сгубило тебя? Нет имени этому злу... -
Есть... "Обломовщина", - отвечает
наш герой. Что же
служит причиной этой бездеятельности?
На мой взгляд, безволие и лень. Это
пагубные свойства характера не позволяют
Обломову служить своим идеалам, работать
над собой. В настоящем же своем положении
он не мог нигде найти себе дела по душе,
потому что вообще не понимал смысла
жизни, и не мог дойти до разумного
воззрения на свои отношения к
другим. Служил он –
и не мог понять, зачем это бумаги пишутся;
не понявши же, ничего лучше не нашел,
как выйти в отставку и ничего не писать.
Учился он – и не знал, к чему может
послужить ему наука; не узнавши этого,
он решил сложить книги в угол и равнодушно
смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал
он в общество – и не умел себе объяснить,
зачем люди в гости ходят; не объяснивши,
он бросил все свои знакомства и стал по
целым дням лежать у себя на диване. Все
ему наскучило и опостылело, и он лежал
на боку, с полным сознательным презрением
к "муравьиной работе людей”, убивающихся
и суетящихся бог весть из-за
чего... "Обломовщина"
как социально-психологическое явление
не исчезло с уничтожением крепостнического
строя. Пережитки ее – инертность,
косность, эгоизм, паразитизм, лень,
расхлябанность, разгильдяйство –
продолжают жить. «Обломовщина» страшна
тем, что она губит способных, талантливых
людей и превращает ни во что, в жалких
неудачников.