Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца
Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца
Обломов Илья Ильич – главный
герой романа «Обломов». Помещик, дворянин,
живущий в Петербурге. Ведёт ленивый
образ жизни. Ничем не занимается, лишь
только мечтает и «разлагается» лёжа на
диване. Яркий представитель
обломовщины. Штольц
Андрей Иванович - друг детства Обломова.
Наполовину немец, практичный и деятельный.
Антипод И. И. Обломова. Сравним
героев по следующим критериям: Воспоминания
о детстве (в том числе и воспоминания о
родителях). И. И.
Обломов. С самого раннего детства за
него все делали: « Няня ждёт его
пробуждения. Она натягивает ему чулочки;
он не даётся, шалит, болтает ногами; няня
ловит его». «.. Она умывает его, причёсывает
головку и ведёт к матери. Так же с детства
купался в родительской ласки и заботе:
« Мать осыпала его страстными поцелуями
…» Няня всюду, сутками напролёт, как
тень следовала за ним, постоянная опека
не кончалась ни на секунду: « … все дни
и ночи няни наполнены были суматохой,
беготнёй: то попыткой, то живой радостью
за ребёнка, то страхом, что он упадёт и
расшибёт нос …». Штольц.
Детство его проходит в полезной, но
утомительной учебе: « С Восьми лет он
сидел с отцом за географической картой
… а с матерью читал священную историю,
учил басни Крылова …» Мать постоянно
беспокоилась о сыне: « … она бы держала
его возле себя». Но отец его был полностью
равнодушен и холоднокровен к сыну,
нередко и « прикладывал руку»: « … и
ногой толкнул сзади так, что сшиб с
ног». Отношение к
учёбе и труду. Обломов.
В школу ходил без особого интереса и
желания, с трудом отсиживал на уроках,
одолеть какую-либо книгу для Обломова
было большим успехом и радостью. « Зачем
же все эти тетрадки … бумаги, времени
и чернил? Зачем учебные книги? ... Когда
же жить?» Мгновенно холодел к тому или
иному роду деятельности, будь это учёба,
книги, увлечения. Такое же отношение
было и к работе: « … учишься, читаешь,
что вот-де настала година бедствий,
несчастлив человек; вот собираешься с
силами, работает, гомозится, страшно
терпит и трудится, все готовит ясные
дни». Штольц. Учился
и работал уже с детства – главная забота
и задача отца его. Учение и книги увлекали
Штольца, на протяжении все жизни. Труд
– смыл существования человека. «Он
служил, вышел в отставку, занялся своими
делами и на самом деле нажил дом и
деньги». Отношение к
мыслительной деятельности. Обломов.
Несмотря на отсутствие любви к учёбе и
труду, Обломов был далеко не глупым
человеком. У него в голое постоянно
крутились какие-то мысли, картинки, он
постоянно стоил планы, но по совершенно
непонятным причинам всё это откладывалось
в долговой ящик. «Он, как встанет утром
с постели, после чая ляжет тотчас на
диван, подопрёт голову рукой и обдумает,
не щадя сил, до тех пор, пока, наконец,
голова утомится ..» Штольц.
Реалист до мозга костей. Скептик по
жизни и в размышлениях. « Он боялся
всякой мечты или, если входил в её
область, то входил, как входят в грот с
надписью ... , зная час или минуту, когда
выйдешь оттуда». Выбор
жизненных целей и способы их достижения.
( В том числе и образ жизни.) Обломов.
Жизнь однообразна, лишена красок, каждый
день похож на предыдущий. Его проблемы
и заботы умопомрачительно смешны и
нелепы, ещё смешнее он их решает,
переворачиваясь с бока на бок. Автор
всеми силами оправдывает Обломова, мол
в голове у него много идей и целей, но
ни одна из них не материализуется. Штольц.
Скептицизм и реализм проявляется во
всём. «Он шёл твёрдо, бодро; жил по
бюджету, стараясь тратить каждый день,
как каждый рубль». « А сам всё шёл упрямо
по избранной дороге».