Ленивые всегда собираются
сделать что-нибудь.
Люк
де Клапье Вовенарг.
Роман
«Обломов» был написан И.А. Гончаровым
в 1859 году. Когда произведение было
опубликовано, оно захватило всё внимание
общества. Критики и писатели назвали
роман «знамением времени» (Н.А.Добролюбов),
«капитальнейшей вещью, которой давно
не было» (Л.Н. Толстой), в обиходе появилось
новое слово: «обломовщина». И.С. Тургенев
однажды заметил: «Пока останется хоть
один русский – до тех пор будут помнить
«Обломова»».
Начиная
читать это произведение, если быть
честным, я был немного раздражён. С
первых глав образ Обломова был мне
непонятен, и даже… я питал некую неприязнь
к этому персонажу. Не к самому произведению,
а именно к нему. Я могу объяснить – меня
сильно возмущал мой тёзка своей ленью
и апатией. Это было невыносимо. И как я
был рад, узнав в процессе прочтения
этого романа, что у Обломова есть , как
выражается Добролюбов, «противоядие»
- его друг, Андрей Штольц. Странно, но
отчего-то я был очень рад. Я заметил, что
Гончаров неспроста воспользовался этой
антитезой – он показывает две
противоположности, изначально задуманные
как противопоставление Запада и России.
Но об этом я узнал чуть позже, на уроке
литературы…
Что же
по поводу сравнения этих персонажей ?
Взять, к примеру, образ Обломова в романе.
Он рисуется не с сатирическим, а скорее
с мягким, грустным юмором, хотя его лень
и инертность часто предстают гротескными,
например, в первой части романа описывается
день Обломова, в течении которого герой
долго и мучительно не может собраться
с силами, чтобы встать с дивана. Таким
предстаёт перед нами главный персонаж.
А чему удивляться ? Всё родом из детства
! Вспомним Обломовку, деревню, где Илья
жил в детстве… Обломовка – деревня
покоя, благословенности, сна, лени,
безграмотности, глупости. Каждый в ней
жил в свое удовольствие, не испытывая
никаких умственных, моральных и душевных
нужд. У обломовцев не было никаких целей,
никаких бед; никто не задумывался, зачем
создан человек, мир. И именно в этой
атмосфере рос и, не побоюсь этого слова…
«воспитывался» Илья Ильич Обломов…
Далее, в процессе прочтения, мы узнаём
о его учёбе в пансионе, где он «…слушал,
что говорили учителя, потому, что ничего
другого делать было нельзя, и с трудом,
с потом, со вздохами выучивал задаваемые
ему уроки…» Примерно также позднее он
относился и к службе. Правда, в самом
начале он мечтал служить России, «пока
станет сил». Но лень и безразличие к
жизни были столь глубокими, что все его
благородные мечты остались неосуществленными.
Он превращается в ленивца и лежебоку.
Окружающие привыкли к этому. Но не стоит
думать, что Обломов безнадёжен
окончательно. Все силы и все положительные
качества его раскрываются в его романе
с Ольгой Ильинской, который, однако,
разрывается из-за неспособности Обломова
в корне переменить свой образ жизни и
сделать серьёзные практические
шаги.
Что же Штольц ?
Штольц есть полнейший антипод Обломову.
Наполовину немец по национальности, он
рос в атмосфере умственного и физического
труда. Штольц с детства приучен к порядку
и твердо знает, что в жизни всего можно
добиться только трудом. Эту мысль он
повторял Обломову неустанно. Это
естественно, ведь Илью Ильича взращивали,
как «экзотический цветок в теплице».
Штольц же рос «кактусом, привыкшим к
засухе». И так же всё это и было почвой
для дальнейшего образа жизни друга Ильи
Ильича. Андрей энергичен, не лишён
обаяния, создаёт впечатление надёжного
человека. Как по мне, но я вижу в Штольце
личность сильную и прямолинейную, не
понимаю, отчего Чехов сказал про него
иначе. Штольц – сверхэнергичный,
мускулистый, деятельный, твердо стоящий
на ногах, сколотивший себе большой
капитал, ученый, много путешествующий.
У него везде есть друзья, его уважают
как сильную личность. Он один из главных
представителей торговой фирмы. Он
жизнерадостен, весел, трудолюбив… В
этом и есть отличие от Обломова, которое
видно налицо.
За
антитезой Штольца и Обломова просматривается
противопоставление Запада и России.
Штольц изображается Гончаровым как
гармоничная, всесторонне развитая
личность, сочетающая в себе немецкий
прагматизм и русскую духовность. Он
явно идеализируется автором, который
видит за Штольцем и ему подобным будущее
России,, возможность её прогрессирующего
развития, это сюжетно подчёркивается
тем, что именно Штольцу Ольга Ильинская
отдаёт свою руку. В этом, по-моему, и
заключается основное сравнение Андрея
Штольца и Ильи Обломова.