Слово "обломовщина” стало
нарицательным, это, если так можно
выразиться, диагноз определенной болезни
— болезни "ничегонеделания”, ленивой
души.
Илья Ильич
Обломов происходит из богатого дворянского
рода. Он умный, культурный человек,
получивший хорошее образование, в юности
был полон прогрессивных идей, мечтал
служить России. Когда он начинает службу,
совершенно очевидно, что он стоит
значительно выше своих петербургских
знакомых: Волкова, Пенкина, Судьбинского.
Илья Ильич по характеру честен, добр,
кроток. Его друг с детских лет, Андрей
Штольц, говорит о главном герое: "Это
— хрустальная, прозрачная душа”. Но
эти черты характера дополняются такими
качествами, как безволие и лень. Жизнь
Обломова лишена стремлений к изменениям,
преобразованиям, больше всего на свете
он ценит покой, не имея сил и желания
бороться, если можно жить и так. Как
только судьба ставит перед ним проблему
выбора, возникающую рано или поздно
перед любым человеком, Обломов пасует
перед жизненными проблемами и
трудностями.
Но как
же Илья Ильич Обломов, человек с добрым
сердцем и умом, превратился в
"нарицательного” персонажа?
Чтобы
понять характер человека, его поступки,
надо обратиться к его истокам: к детству,
юности, воспитанию, окружению, к
полученному образованию. В Илюше
сосредоточилась сила всех поколений
его предков, в нем были задатки человека
нового времени, способного на плодотворную
деятельность. Он рос любознательным
ребенком, но все стремления самостоятельно
познавать мир пресекались родителями,
няньками, слугами, не спускавшими с него
глаз.
В "Сне Обломова”
проходят все этапы его жизненного пути.
Вначале Илье Ильичу снится пора, когда
ему всего семь лет. Он просыпается в
своей постельке. Няня одевает его, ведет
к чаю. Весь "штат и свита” дома Обломовых
тут же подхватывают его, начинают осыпать
ласками и похвалами. После этого
начиналось кормление его булочками,
сухариками и сливочками. Потом мать,
приласкав его еще, "отпускала гулять
в сад, по двору, на луг, с строгим
подтверждением няньке не оставлять
ребенка одного, не допускать к лошадям,
к собакам, к козлу, не уходить далеко от
дома”. День в Обломовке проходит
бессмысленно, в мелочных заботах и
разговорах. Следующая пора, которая
снится 06ломову, — он немного постарше,
и няня рассказывает ему сказки, былины
о тезке — Илье Муромце, который столько
лет лежал на печи и ничего не делал, а
потом волшебным образом стал богатырем.
"Взрослый Илья Ильич хотя после и
узнает, что нет медовых и молочных рек,
нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с
улыбкой над сказаниями няни, но улыбка
эта не искренняя, она сопровождается
тайным вздохом: сказка у него смешалась
с жизнью, и он бессильно грустит подчас,
зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.
Его все тянет в ту сторону, где только
и знают, что гуляют, где нет забот и
печалей; у него навсегда остается
расположение полежать на печи, походить
в готовом, незаработанном платье и
поесть на счет доброй волшебницы”.
Жизнь в Обломовке вялая, крайне
консервативная. Илюшу лелеют, "как
экзотический цветок в теплице”. "Ищущие
проявления силы обращались внутрь и
никли, увядая”.
Главная
забота — хорошая еда, а потом крепкий
сон. Этому правилу Илюша будет следовать
всю свою жизнь. Образование — это выход
в большой мир, но родители видели в нем
только путь для продвижения по службе,
получения чинов, наград и прочих отличий,
выгодных для будущего. Это все пагубно
сказалось на Илье: он не привык к
систематическим занятиям, никогда не
хотел узнать больше, чем задавал учитель.
В таких условиях сложилась апатичная,
ленивая, трудная на подъем натура Ильи
Ильича.
Гончаров,
безусловно, осуждает лень, боязнь
движения и жизни, неспособность к
практической деятельности, подмену
жизни расплывчатой мечтательностью.
Он даже сам хотел назвать роман
"Обломовщина”. ("Одно слово, — думал
Илья Ильич, — а какое ядовитое”.) Автор
видит и причины, породившие это явление,
— условия русской поместной жизни
позволяли помещику не заботиться о
"хлебе насущном”. Но роман и его образы
не так однозначны. Осуждая Обломова,
Гончаров все-таки никак не может
согласиться с мыслью, что путь Андрея
Штольца, превратившегося в машину "из
мускулов и костей”, лучше и более
подходит для России. В одном из разговоров
Илья Ильич спрашивает друга: "Где же
тут человек? Где его целость? Куда он
скрылся, как разменялся на всякую
мелочь?” Как тут не согласиться со
словами Добролюбова, сказанными об этом
авторе: "Обломов не тупая, апатическая
натура, без стремлений и чувств, а
человек, тоже чего-то ищущий в своей
жизни, о чем-то думающий. Но грустная
привычка получать удовлетворение своих
желаний не от собственных усилий, а от
других, развила в нем апатическую
неподвижность и повергла его жалкое
состояние нравственного рабства”.