Алексе́ев Ники́та
Гле́бович (9.08.1932, Москва — 21.03.2003, Москва), доктор
психол.х наук,
чл.-корр. РАО (c1992 г.),
лауреат Золотой медали РАО им.
К. Д. Ушинского.
Родился в
семье писателя Г. В. Алексеева (репрессированного
в 1938 году). В 1951—1956 гг. учился
в МГУ на философском и одновременно
на механико-математическом факультете.
Как сын репрессированного, получил
справку, что прослушал полный курс наук
по философии. Защитил диплом в МГПИ
им. Ленина, затем поступил в аспирантуру
к Н. Ф. Добрынину. Из-за расхождения
взглядов с господствующими в отечественной
психологии защитил кандидатскую
диссертацию лишь в 1975 году.
Студентом второго
курса познакомился с Г. П. Щедровицким (другом
которого оставался всю жизнь) и другими
членами Московского
логического (впоследствии методологического)
кружка. Активный участник семинаров
кружка в 1950—1970-х годах, участник и
организаторорганизационно-деятельностных
игр в 1980—1990-х годах.
В течение всей
жизни и научной деятельности
разрабатывал рефлексивный подход
к социально-гуманитарной проблематике
и проектированиюсоциотехнических
систем. Докторская диссертация
«Проектирование условий развития
рефлексивного мышления» (МПГУ, 2002).
Основные
публикации:
Щедровицкий Г.
П., Алексеев Н. Г., Костеловский
В. А. Принцип «параллелизма формы
и содержания мышления» и его значение
для традиционных логических и
психологических исследований // Доклады
АПН РСФСР. 1960. № 2, 4; 1961, № 4, 5.
Щедровицкий Г.
П., Алексеев Н. Г. О возможных путях
исследования мышления как деятельности
// Доклады АПН РСФСР. 1957, № 3; 1958. № 1,
4; 1959. № 1, 4, 5; 1960. № 2, 4, 5, 6; 1961. № 4,
5; 1962. № 4, 5, 6.
Алексеев Н.
Г., Юдин Э. Г. Логико-психологический
анализ научного творчества и проблемное
обучение // Проблемы научного и
технического творчества. М., Наука,
1967.
Алексеев
Н. Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта.
Гештальт-психология. Мышление.
Необихевиоризм. Понятие. Способности.
Торндайк. Тесты (в психологии). Эксперимент
(в психологии). // БСЭ. 3-е изд. М.: СЭ,
1968—1979.
Алексеев Н.Г, Юдин
Э. Г. О психологических методах
изучения творчества. // Проблемы научного
творчества в современной психологии.
М.1971.
Алексеев Н.Г, Юдин
Э. Г. Проблема системности исследования
в психологии // Вопросы психологии.
1977. № 3.
Алексеев
Н. Г. Типологическая проблематика
в изучении целостных образований
// Системные исследования. Ежегодник.
М.1977.
Алексеев Н. Г.,
Юдин Б. Г. Эволюция проблематики
искусственного интеллекта // Кибернетика.
Перспективы развития. М.: Наука, 1981.
Алексеев Н. Г.,
Семенов И. Н., Шеин А. Б. Развитие
методологических исследований в
эргономике // Техническая эстетика.
1983. № 3.
Алексеев Н. Г.,
Злотник А. Б. Проблемы отбора
перспективных юных шахматистов. М.1984.
Алексеев
Н. Г. Шахматы и развитие мышления
// Шахматы: наука, опыт, мастерство. М.:
Высшая школа, 1990.
Алексеев
Н. Г. Заметки к соотношению
мыследеятельности и сознания // Вопросы
методологии, 1991, № 1.
Алексеев Н. Г.,
Зарецкий В. К., Семенов И. Н. и др.
Методология рефлексии концептуальных
схем деятельности поиска и принятия
решений. Новосибирск. 1991.
Алексеев Н. Г.
(ред.). Использование ОДИ в системе
педагогического образования. Пермь.
1992.
Алексеев
Н. Г. Стратегические разработки
по использованию ОДИ в системе
педагогического образования // Кентавр,
1992, № 3.
Щедровицкий Г.
П., Розин В. М., Алексеев Н. Г. и др.
Педагогика и логика.- М. Касталь, 1993. —
415 с.
Алексеев Н. Г.,
Семенов И. Н. Рефлексивно-методологический
анализ проблематики философии образования
// Инновационная деятельность в
образовании. 1995. № 2.
Алексеев
Н. Г. Конструктивно-инновационный
смысл методологии // Кентавр. 1996. № 2.
Алексеев
Н. Г. Культурное значение методологии
// Вопросы методологии. 1997. № 3-4.
Алексеев
Н. Г. Философско-методологические
проблемы педагогической теории //
Вопросы методологии, 1997, № 3-4.
Алексеев Н. Г.,
Семенов И. Н., Швырев В. С. Философия
образования // Высшее образование в
России, 1997, № 3.
Алексеев
Н. Г. Рефлексия и формирование
способа решения задач. М. 2002.
Алексеев
Н. Г. Проектирование и рефлексивное
мышление // Развитие личности. 2002, № 2.
Алексеев
Н. Г. Философские основания
рефлексивного подхода // Рефлексивный
подход к психологическому обеспечению
образования. М.-Ярославль. 2004.
Алексеев
Н. Г. Проектный подход к формированию
рефлексивного мышления в образовании
и управлении // Рефлексивно-организационные
проблемы формирования мышления и
личности в образовании и управлении.
М.: ИРПТиГО, 2003.
Семенов
И. Н. Развитие концепции
Н. Г. Алексеева на фоне становления
рефлексивно-методологического подхода.//
Кентавр. № 34 (2004).
Семенов
И. Н. Основные научные труды
Н. Г. Алексеева. // Рефлексивный
подход к психологическому обеспечению
образования (Сборник памяти
Н. Г. Алексеева). М.-Ярославль. 2004.
Алексеев
Н. Г. София (стихи). Проза. К понятию
двор (культурологические заметки).
Письма. Интервью // Встречи: (сборник).
М.: АНО «АПОМ», 2005.
Алексеев Н.
Г. Рефлексия // Seminarium Hortus Humanitatis.
Альманах № 10. Рига, 2007.