Содержание романа Ивана
Александровича Гончарова «Обломов»
мне было знакомо с детства, и, когда
возникла необходимость самой прочесть
его, я взяла книгу без большого желания,
так как считала, что будет скучно, потому
что это произведение небогато внешними
событиями, в нем нет неожиданных
происшествий, эффектных приключений.
Но очень скоро я поняла, что мои опасения
были напрасны. С первых же страниц я
попала под обаяние неспешного, плавного
и в то же время выразительного гончаровского
слога, как живые вставали передо мной
герои произведения. Позднее, изучая
роман на уроках литературы, я пыталась
разобраться, как удается писателю
добиться такой достоверности в изображении
своих персонажей, так что даже нам,
живущим через полтора столетия, они
кажутся близкими и понятными.
Действие
романа и впрямь не насыщено событиями,
но, мне кажется, это связано с тем, что
все внимание писателя сосредоточено
на внутреннем мире человека, его
психологии, своеобразии его характера.
Главным приемом раскрытия характера у
Гончарова является портрет. Портрет в
романе, чрезвычайно подробный и
обстоятельный, иногда занимает несколько
страниц, но зато дает представление не
только о внешности, но и об образе жизни,
характере, жизненной позиции героя. За
каждой деталью портрета Обломова, с
которого начинается роман, стоит
какая-либо психологическая черта. Такие
детали, как «отсутствие всякой определенной
идеи», «безразличный» цвет лица, халат,
похожий на послушного раба, длинные,
мягкие, широкие туфли и замечание о том,
что Илья Ильич «обрюзг не по летам»,
рисуют человека ленивого и апатичного.
Именно эти штрихи портрета и бросаются
в глаза при первом прочтении. Но когда
внимательно перечитываешь первые
страницы романа, замечаешь и «приятную
наружность», и «ровный свет», и «мягкость»
и начинаешь понимать, что характер этот
не так однозначен. Внимание к деталям
— обязательное условие для чтения
романа Гончарова. Подчас та или иная
портретная деталь многократно повторяется
в тексте, подчеркивая наиболее значимую
черту характера. Помимо уже названного
халата Обломова, это подвижные, говорящие
брови и маленькая складка над одной из
них в портрете Ольги Ильинской, голый
локоть с ямочкой у Агафьи Матвеевны,
нос Анисьи, как будто отставший от лица,
у Мухоярова — характерное движение
пальца ногтем вниз.
Дополнением
к портрету служит у Гончарова интерьер.
Особенно выразительно описание кабинета
Обломова: в нем та же двойственность,
что и в портрете. Здесь и красивая мебель,
и ковры, «несколько картин, бронза,
фарфор», и вообще комната «с первого
взгляда казалась прекрасно убранною».
Однако «вид кабинета, если осмотреть
там все повнимательнее, поражал
господствующею в нем запущенностью и
небрежностью». Картины покрыты паутиной,
на зеркалах — пыль, ковры в пятнах.
Особое значение, на мой взгляд, имеют
следующие детали: покрывшиеся пылью
страницы развернутых книг, прошлогодний
номер газеты и чернильница, в которую
«если обмакнуть перо, вырвалась бы разве
только с жужжаньем испуганная муха».
Все это свидетельствует о том, что в
доме Обломова замерла не только
физическая, но и духовная жизнь: он давно
ничего не читает, ничего не пишет (а
между тем мы застаем его как раз в тот
момент, когда он должен написать письмо
старосте и составить план переустройства
имения).
Интересно,
что все изменения в душевном состоянии
героя будут отражаться в портрете и
интерьере. В те месяцы, когда жизнь
Обломова будет наполнена любовью к
Ольге, преобразится и его комната, и его
внешность: «На лице ни сна, ни усталости,
ни скуки. На нем появились даже краски,
в глазах блеск, что-то вроде отваги или,
по крайней мере, самоуверенности. Халата
не видать на нем: Тарантьев увез его с
собой к куме с прочими вещами». Исчезновение
халата, символа обломовской апатии,
очень примечательно, как примечательно
и то, что на этих страницах романа
появляется новая значимая деталь —
ветка сирени — символ надежд, любви,
воскрешения души.
Душевное
состояние героев находит свое отражение
и в пейзаже, изменения которого также
сопутствуют изменениям в их жизни. Когда
Ольга и Обломов влюблены, «лето в самом
разгаре; июль проходит; погода отличная».
Но вот любовь остается в прошлом, и уже
«снег валил хлопьями и густо устилал
землю».
Роман написан
удивительным языком, простым, легким и
выразительным. В нем немало остроумных
сравнений, дающих чрезвычайно точную
и яркую характеристику герою. Вспомним,
например, что жизнь обломовцев сравнивается
с течением «покойной реки», а жизнь
самого Обломова в доме Пшеницыной — с
«простым и широким гробом». Зато, как
таблица на каменной скрижали, была
начертана, открыто всем и каждому жизнь
старого Штольца». Столь же глубоки и
содержательны гончаровские эпитеты.
Возьмем для примера хотя бы те, что
относятся к Ольге и Обломову. Брови у
Ольги «говорящие», ум «беспокойный»,
сердце «встревоженное», воображение
«раздраженное», движение мысли «вечное».
Сердце Ильи Ильича «честное», «верное»,
душа «хрустальная», «прозрачная»,
«чистая». Нередко писатель использует
для характеристики героев и «меткое
народное русское слово», о котором так
вдохновенно рассуждал Гоголь в «Мертвых
душах». Вот как характеризует Захар
Алексеева; «А у этого ни кожи, ни рожи,
ни ведения!» И кажется, что эта фраза
точнее и выразительнее, чем предшествующие
ей две страницы характеристики этого
героя. Еще один прием раскрытия характера
у Гончарова — это речь самого персонажа.
Даже у второстепенных героев она
подчеркнуто индивидуальна: речь угрюмого
Захара грубовата и отрывиста, у
словоохотливой Анисьи она, наоборот,
льется непрерывным потоком, словарь
Агафьи Матвеевны небогат, речь Тарантьева
наполнена грубыми выражениями и
выкриками, хитрый Мухояров в разговоре
с Обломовым почти к каждому слову
добавляет подобострастное «-с», зато в
деловом разговоре с Тарантьевым выражает
свои мысли кратко и определенно. Метко
характеризует героев дружески-фамильярный
язык Волкова, заботливо-участливая
интонация Судьбинского, ласково-заискивающая
манера Пенкина.
При
всей индивидуальной неповторимости
гончаровских героев все они характеры
типические. Это подчеркивается подробным
изображением той социальной и духовной
атмосферы, в которой эти характеры
формировались. Именно для того, чтобы
объяснить, как возник тот или иной тип,
Гончаров нередко обращается к предыстории
своих персонажей. Таков *Сон Обломова»,
в котором в поэтической форме даны
истоки обломовского характера. Именно
он дает нам ответ на вопрос, откуда в
герое его двойственность, почему, обладая
хрустально-чистой душой, он абсолютно
не способен на какой-либо решительный
поступок. Картины детства героя,
наполненные авторской иронией и лиризмом,
рисуют мир 0бломовки, поэтический в
своей неподвижности. Биография Штольца
менее поэтична, зато она однозначно
свидетельствует о том, что именно
отцовское воспитание и русская почва
создали характер деятельный, кипучий,
но расчетливый и рациональный.
Таким
образом, можно сказать, что Гончаров
предстает перед нами в романе и как
блистательный художник, и как тончайший
психолог. Целый комплекс
изобразительно-выразительных средств
использует он для того, чтобы создать
характер героя, яркий, объемный и глубоко
типический. Умение нарисовать
психологический портрет человека,
заглянуть в тайники его души, не упустив
ни одной мелочи, ни одной подробности,
и, как писал Добролюбов, «охватить полный
образ предмета, отчеканить, изваять
его» кажется, мне наиболее ценным в
творчестве этого писателя и вполне
искупает отсутствие в романе сюжетной
динамики.