Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов»
Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов»
В романе "Обломов” Гончаров
отразил часть современной ему
действительности, показал характерные
для того времени типы, образы, исследовал
истоки и суть противоречий в русском
обществе середины XIX в. Автор использовал
ряд художественных приемов, способствовавших
более полному раскрытию образов, темы
и идеи произведения. Построение
литературного произведения играет
важную роль, и Гончаров использовал
композицию как художественный прием.
Роман состоит из четырех частей; в первой
автор описывает день Обломова в деталях,
не опуская ни одной мелочи, так что у
читателя складывается полная и подробная
картина целой жизни главного героя,
потому что все дни в жизни Обломова
примерно одинаковы. Образ самого Обломова
тщательно вырисовывается, и когда перед
читателем открываются и становятся
ясными образ жизни, особенности
внутреннего мира героя, автор вводит в
ткань произведения "Сон Обломова”, в
котором показывает причины появления
такого мировоззрения у Обломова,
социальную обусловленность его
психологии. Засыпая, Обломов спрашивает
себя: "Почему я такой?” — и во сне
получает ответ на свой вопрос. "Сон
Обломова” — это экспозиция романа,
находящаяся не в начале, а внутри
произведения; используя такой
художественный прием, показывая сначала
характер героя, а затем истоки и условия
его формирования, Гончаров показал
основы и глубины души, сознания, психологии
главного героя. Для
раскрытия характеров героев автор
использует также прием антитезы,
положенный в основу построения системы
образов. Главная антитеза — пассивный,
безвольный, мечтательный Обломов и
активный, энергичный Штольц. Они
противопоставлены друг другу во всем,
до деталей: во внешности, в воспитании,
отношении к образованию, образе жизни.
Если Обломов в детстве жил в атмосфере
всеобщей нравственной и интеллектуальной
спячки, заглушавшей малейшую попытку
проявления инициативы, то отец Штольца,
наоборот, поощрял рискованные выходки
сына, говоря, что из него выйдет "добрый
барин”. Если жизнь Обломова протекает
однообразно, наполненная беседами с
неинтересными людьми, перебранками с
Захаром, обильными сном и едой, бесконечным
лежанием на диване, то Штольц все время
в движении, всегда занят, постоянно
куда-то спешит, полный энергии. Собственно,
жизнь Штольца, по его выражению, —
бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова
— "болото”. Это два совершенно
противоположных характера; Гончаров
использует антитезу, чтобы более полно
раскрыть образы Обломова и Штольца.
Вообще в романе много противопоставлений,
основные же — Обломов и Штольц, Обломов
и Ольга, Ольга и Пшеницына. Антитеза
Обломов — Ольга подобна антитезе Обломов
— Штольц, только здесь вялость и
равнодушие Ильи Ильича противопоставлены
живости и ненасытному уму Ольги,
требующему все время новой пищи для
размышлений. Такая любознательность и
широта мышления, в свою очередь,
противопоставлена ограниченности и
индифферентности Пшеницыной. Чтобы
показать возвышенность Ольги и
приземленность Агафьи Матвеевны, в
описании героинь Гончаров использует
следующий прием: говоря об Ольге, он
мало внимания уделяет ее внешности,
подробнее останавливаясь на внутреннем
мире; в описании же Пшеницыной все время
упоминаются локти, плечи, шея — детали
внешнего облика; таким образом показывается
незначительность и узость ее внутреннего
мира и мышления. В сравнении выявляются
наиболее типичные и значимые черты
характера; так создается яркий и рельефный
образ. Психологизм
романа заключается в том, что автор
исследует внутренний мир всех героев.
Для этого он вводит внутренние монологи
— рассуждения героя, которые он не
произносит вслух. Это как бы диалог
человека с самим собой; так, Обломов
перед "Сном...” задумывается о своем
поведении, о том, как бы вел себя другой
на его месте. В монологах показывается
отношение героя к себе и окружающим, к
жизни, любви, смерти — ко всему; таким
образом, опять же исследуется
психология. Художественные
приемы, используемые Гончаровым, очень
разнообразны. На протяжении всего романа
встречается прием художественной
детали, подробного и точного описания
человеческой внешности, природы,
внутреннего убранства комнат, то есть
всего, что помогает создать у читателя
полную картину происходящего. Как
литературный прием в произведении также
важен символ. Множество предметов имеют
символическое значение, например халат
Обломова — символ его повседневной
привычной жизни. В начале романа главный
герой не расстается с халатом; когда
Ольга на время "вытаскивает Обломова
из болота” и он оживает, халат забыт; в
конце,' в доме Пшеницыной, он опять
находит применение, уже до конца жизни
Обломова. Другие символы — ветка сирени
(любовь Ольги), домашние тапочки Обломова
(почти как халат) и другие тоже имеют
большое значение в романе. "Обломов”
— произведение не только
социально-историческое, но и глубоко
психологическое: автор поставил себе
целью не просто описать и рассмотреть,
а исследовать истоки, причины формирования,
особенности, влияние на окружающих
психологии определенного социального
типа. И. А. Гончаров добился этого,
использовав разнообразные художественные
средства, создав с их помощью наиболее
подходящую к содержанию форму —
композицию, систему образов, жанр, стиль
и язык произведения.