Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»
Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»
Илья Ильич Обломов. Имя, ставшее
нарицательным. В каждом из нас есть
частичка Обломова. Наверное, именно
поэтому роман И. А. Гончарова так
запоминается, оставляя глубокий след
в душе читателя. Хотя в романе повествование
немного растянуто, он привлекает
читателя, прежде всего, яркими образами,
комическими и трагическими ситуациями,
заставляет задуматься о смысле жизни.
Говоря о романе, нельзя не сказать и о
его художественных особенностях. Ведь
именно мастерство писателя заставляет
нас принимать близко к сердцу судьбу
главного героя. Велика
роль портретной характеристики в
произведении, так как именно с ее помощью
мы знакомимся с героями, составляем
себе представление о них, о чертах их
характеров. Каким
автор рисует главного героя? Это человек
тридцати двух-тридцати трех лет, среднего
роста, приятной наружности, с темно-серыми
глазами, в которых нет никакой идеи.
Цвет лица - бледный. У Обломова пухлые
руки и изнеженное тело. Уже по этой
характеристике можно сказать об образе
жизни и душевных качествах героя: черты,
детали его портрета говорят о ленивом,
неподвижном образе жизни, о его привычке
к "ничегонеделанию”. Однако Гончаров
подчеркивает, что Илья Ильич — приятный
человек, мягкий, добрый и душевный. И в
то же время именно портретная характеристика
как бы предваряет, подготавливает
читателя к тому жизненному краху, который
неизбежно ждал Обломова. Совершенно
по-иному написан портрет антипода
Обломова - Андрея Штольца. Штольц —
ровесник Обломова, ему уже за тридцать.
Он беспрестанно в движении, весь составлен
из костей и мускулов. Знакомясь с Андреем
Ивановичем Штольцем, читатель понимает,
что перед ним сильная, энергичная,
целеустремленная личность, которой
чужда мечтательность. Но Штольц чем-то
и отталкивает нас. Он скорее напоминает
механизм, а не живого человека. В
портретной характеристике Ольги
Ильинской проступают другие черты.
Ольга Ильинская "не была красавицей в
строгом смысле этого слова: не было в
ней ни белизны, ни яркого колорита щек
и губ, и глаза ее не горели лучами
внутреннего огня, не было жемчуга во
рту и кораллов на губах, не было миниатюрных
рук с пальчиками в виде винограда”.
Несколько высокому росту строго
соответствовала величина головы и овал
и размеры лица, все это, в свою очередь,
гармонировало с плечами, плечи- со
станом... Нос образовал чуть заметную
грациозную линию. Губы тонкие и сжатые
- признак ищущей, устремленной на
что-нибудь мысли. По портрету мы можем
судить, что перед нами женщина гордая,
умная, немного тщеславная. Никак не
подходит такая героиня барственному и
ленивому Обломову. В
портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной
проступают мягкость, доброта и безволие.
Ей было лет тридцать. Бровей у нее почти
не было, глаза - "серовато-послушные”,
как и все выражение лица. Руки белые, но
жесткие, с выступившими наружу узлами
синих жил. Сам герой дает оценку этой
женщины: "Какая она... простая”. И в этой
оценке видим мы, что Обломов принимает
ее такой, какая она есть. Именно эта
женщина смогла скрасить последние годы
жизни Ильи Ильича, родить ему сына, быть
с ним до последней минуты, последнего
вздоха. Не менее важно
для характеристики персонажа описание
интерьера. Здесь Гончаров использует
традиции Гоголя. Особенно это заметно
в первой части романа. Насыщенность
предметно-бытовыми деталями в этой
части романа дает достаточно верное
представление об особенностях героя:
"Как шел домашний костюм Обломова к
покойным чертам лица его... На нем был
халат из персидской материи, настоящий
восточный халат... Туфли на нем были
длинные, мягкие и широкие, когда он, не
глядя, опускал ноги с постели на пол, то
непременно попадал в них сразу...” Важно
отметить, что, детально описывая предметы,
окружающие в повседневной жизни героя,
соотнося их с характером Обломова, автор
обращает внимание на безразличие
последнего к этим вещам. Обломов,
думается, не любит быта, небрежен к нему,
но на всем протяжении романа все же
остается его пленником. Символичен
образ халата, который появляется
несколько раз в романе и указывает на
определенное состояние его владельца.
Вначале столь любимый и удобный халат
затем оставляется его владельцем в
момент влюбленности и внезапно
возвращается на плечи хозяина в тот
вечер, когда происходит разрыв с Ольгой.
Символична ветка сирени, при помощи
которой автор подчеркивает романтику
чувств Обломова. Символичен и падающий
хлопьями снег, который означает для
героя конец его любви и одновременно
закат жизни. Но,
наверное, самым важным композиционным
приемом в романе является антитеза.
Гончаров противопоставляет и образы
(Обломов — Штольц, Ольга Ильинская -
Агафья Пшеницына), и чувства (любовь
Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь
Агафьи Матвеевны, самоотверженная,
всепрощающая), и образ жизни, и портретные
характеристики, и черты характера. Так,
Обломов - пухлый, полный; Штольц же весь
состоит из костей и мускулов; Ольга
изысканна, в то время как Агафья Матвеевна
проста и недалека. Чтобы
показать чувства и образ мыслей героев,
аЪтор прибегает к таком приему, как
внутренний монолог. Особенно хорошо
этот прием раскрыт в описании чувств
Обломова к Ольге Ильинской. Автор
постоянно показывает мысли, реплики,
внутренние рассуждения героев. На
протяжении всего романа Гончаров тонко
подшучивает, иронизирует над своими
героями. Особенно эта ирония заметна в
диалогах Обломова и Захара. Так описана
сцена водворения халата на плечи хозяина.
"Илья Ильич почти не заметил, как Захар
раздел его, стащил сапоги и накинул на
него халат. — Что это?
- спросил он только, поглядев на
халат. — Хозяйка
сегодня принесла: вымыли и починили
халат, - сказал Захар. Обломов
как сел, так и остался в кресле”. Говоря
о художественных особенностях романа,
нельзя обойти и пейзажные зарисовки:
для Ольги гуляния в саду, ветка сирени,
цветущие поля - все это ассоциируется
с любовью, чувствами. Обломов также
осознает, что связан с природой, хотя
не понимает, зачем Ольга постоянно тянет
его гулять, наслаждается окружающей
природой, весной, счастьем. Пейзаж
создает психологический фон всего
повествования. Мастерство
Гончарова-прозаика наиболее полно
отразилось в романе "Обломов”. Горький,
назвавший Гончарова "одним из великанов
русской литературы”, отметил его
особенный, пластичный язык. Он из слов,
как из глины, богоподобно лепил фигуры
и образы людей.