Н. А. Добролюбов в своей
знаменитой статье "Что такое
"обломовщина"?” писал об этом
явлении как о "знамении времени”. С
его точки зрения, Обломов — это "живой,
современный, русский тип, отчеканенный
с беспощадной строгостью и правильностью”.
Добролюбов понимал "обломовщину”
социально — как аллегорию крепостного
права.
Что же это за
явление — "обломовщина”? Куда уходят
ее корни и почему она так могущественна?
Вероятно, она разрушила судьбы многих
людей, а может быть, повлияла на судьбу
всего русского народа. Добролюбов
понимал "обломовщину” как социальное
явление, некую аллегорию крепостного
права.
И. А. Гончаров
прослеживает ее страшное влияние на
примере одного человека — Ильи Ильича
Обломова. "В Гороховой улице, в одном
из больших домов... лежал утром в постели,
на своей квартире, Илья Ильич Обломов”,
— такими словами начинается роман и
таким мы узнаем главного героя. Мы видим
Обломова за самым его любимым и привычным
занятием — лежанием на диване. Но ведь
когда мы знакомимся с Обломовым, он
находится в возрасте тридцати двух-тридцати
трех лет. Естественно ли это, когда
молодой человек целыми днями лежит на
диване и испытывает при этом "чувство
мирной радости”? Однако Обломов ничего
не хочет знать о труде. По его мнению,
для этого есть другие люди, а он — барин.
Лежа на диване и обдумывая планы
переустройства своей усадьбы, он
представляет себе вечное лето, вечное
веселье, вкусную еду и покой.
"Кто
же я? Что я такое? Пойдите спросите у
Захара, и он скажет вам: "Барин!"
Да, я барин и делать ничего не умею!” —
говорит Обломов. Он презирает людей,
занимающихся трудом, и гордится тем,
что ни разу еще не натянул сам чулок на
ноги. Диван, халат и туфли становятся
определенными символами его жизни. Это
— символы лени и апатии. У Обломова нет
желания служить, да и просто выходить
из дома. Круг его общения сузился едва
ли не до одного Захара. Суета большого
города не для него. Ведь он родился и
вырос в Обломовке, где текла тихая,
спокойная жизнь, "полная удовлетворенных
желаний, разумных наслаждений”. Такая
жизнь и стала обломовским идеалом.
Детству
Илюши Обломова посвящена отдельная
глава романа, которая называется "Сон
Обломова”. Кода ее читаешь, становится
ясно, что Илью Обломова "превратили в
кисель” прежде всего те условия, в
которых он воспитывался в детстве.
Обломовка и есть та почва, на которой
взросла и укоренилась "обломовщина”.
Это типичный пример крепостного поместья,
где источником существования является
труд крепостных крестьян.
Все
обитатели Обломовки оторваны от внешнего
мира: "Интересы их были сосредоточены
на них самих, не перекрещивались и не
соприкасались ни с чьими”. Все силы
обломовцев направлены на удовлетворение
своих потребностей: "Забота о пище была
первая и главная жизненная забота в
Обломовке”. Мать Илюши с утра до вечера
занималась "делом” — выбором блюд для
завтраков, обедов и ужинов. Впрочем, не
менее важным "занятием” в Обломовке
считался сон: "...всепоглощающий, ничем
не победимый сон, истинное подобие
смерти”.
Косность —
основа жизни обломовцев. Они неотступно
придерживаются старых традиций и
обычаев, завещанных им предками. Им
необходимо, чтобы все дни их жизни
походили один на другой. Духовный мир
обломовцев беден и ограничен. Их
интересуют только бытовые проблемы,
которые за них решают крепостные
крестьяне. Обломовцы никогда не задаются
вопросом: "Зачем дана жизнь?” Их жизнь
течет, "как покойная река”, и все дышит
"первобытной ленью”.
Родители
старались уберечь Илюшу от труда как
от тяжкого наказания — ведь для этого
существуют "Захар да еще 300 Захаров”.
И что же в результате? Илюша Обломов,
который от природы был живым и
любознательным мальчиком, приучился
смотреть на все окружающее глазами
обломовцев. Из-за барского воспитания
его "ищущие проявления силы обратились
внутрь и никли, увядая”.
Воспитание,
полученное Ильей Обломовым, обусловило
его характер, его нравственные понятия
и отразилось на всей его судьбе: "Началось
с неумения надевать чулки, а кончилось
— неумением жить”.
Обломов
ничего не сумел сделать полезного ни
для общества, ни для себя. Единственное,
что он мог, — это лежать на диване,
мечтать и сокрушаться, что "сказка не
жизнь, а жизнь не сказка”. Обломову
доставляли дискомфорт любые вторжения
в его мирное существование. Такой
тревожащей силой стал Андрей Штольц,
который пытался возродить Обломова к
жизни. Он всеми силами старался уберечь
своего друга от неминуемой гибели. И на
какой-то миг Обломова увлекла перспектива
обновления: "Идти вперед — это значит
вдруг сбросить широкий халат не только
с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью
и паутиной со стен смести паутину с глаз
и прозреть”. Но боязнь жизни оказалась
сильнее.
Не помогла
Обломову и встреча с Ольгой Ильинской.
Сначала любовь захватила его, и он стал
мечтать о счастье. Он даже как будто
помолодел. Ольга, так же как и Штольц,
пыталась пробудить Обломова к деятельной
жизни, сделать его полезным для общества.
Но ей не удалось этого добиться.
"Обломовщина” победила чувство любви.
Обломов испугался новых волнений и
тревог, изменения привычного образа
жизни.
После разрыва
с Ольгой Обломова опять потянуло к
прежней, спокойной и ленивой, жизни. И
он нашел для себя последнее прибежище
— дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной,
которая создала для него примерно те
же условия, что были когда-то в Обломовке.
Таким образом, все вернулось на круги
своя. С Обломовки началась жизнь Ильи
Ильича, Обломовкой и закончилась.
Когда-то Ольга спросила Обломова: "Отчего
погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что
сгубило тебя? Нет имени этому злу...” —
"Есть, — сказал он чуть слышно... —
"Обломовщина"!” Так, в конце концов,
сам Обломов нашел слово для обозначения
того зла, которое погубило всю его жизнь.